Организационные структуры муниципального управления

Найдено 1 определение
Организационные структуры муниципального управления
совокупность элементов и уровней муниципального управления, находящихся в отношениях подчиненности и связанности. Для осуществления полномочий, закрепленных в уставе муниципального объединения, формируется аппарат, в который входят лица, находящиеся на муниципальной службе, и наемные служащие, не относящиеся по статусу и должностям к муниципальным служащим. Условия и порядок прохождения муниципальной службы осуществляются в соответствии со специальным федеральным законом, а также законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования. Избранные депутаты и находящиеся на муниципальной службе граждане осуществляют свои полномочия в соответствии с принятой структурой органов муниципального образования.
Выделяют следующие группы организационных структур:
— группа линейно-функциональных структур, предусматривающих объединение однородных видов деятельности как по вертикали, так и по горизонтали;
— группа матричных структур, состоящих из программно-целевых и проектных структур;
— группа множественных структур, представленная двойными и множественными структурами.
Возможна и другая классификация — через права органов местного самоуправления. Во-первых, это право власти — принятия обязательных для исполнения всеми субъектами на территории муниципального образования (см. Органы местного самоуправления) решений, нормативно-правовых актов, имеющих юридическую силу (ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131). Например, местная администрация обладает также правами юридического лица (структура утверждается представительным органом по представлению Главы местной администрации). В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Структура местной администрации определяется с учетом ряда принципов, апробированных на практике:
— ограничение номенклатуры возможных структурных подразделений и должностей;
— оптимальные с учетом функций размеры структурных подразделений и число заместителей руководителя организации;
— оптимальное с учетом функций число работников структурных подразделений, при котором вводится должность заместителя начальника;
— целесообразное соотношение отдельных должностей муниципальных служащих, а также муниципальных служащих и иных
работников;
— достижение главной цели органа управления — наиболее полное удовлетворение интересов населения на основе комплексного развития муниципальных
образований;
— обеспечение рационального разделения и кооперации труда;
— минимум уровней иерархии;
— соответствие количества подразделений объему осуществляемых полномочий;
— специализация структурных подразделений на выполнение определенного круга функций;
— централизация выполнения однородных и взаимосвязанных функций;
— объединение структурных подразделений, деятельность которых направлена на удовлетворение определенных потребностей граждан и государства в целом;
— недоспустимость существования подразделений, не создающих и не перерабатывающих информацию, а лишь транслирующих ее сверху вниз, снизу вверх или по горизонтали.
Во-вторых, финансово-экономические права:
— на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета,
— на получение дополнительных финансовых ресурсов для исполнения отдельных государственных полномочий либо право исполнять эти полномочия только в объеме, который обеспечен переданными финансовыми ресурсами,
— на получение компенсации финансовых потерь за счет средств органов, при их решении,
— на создание муниципальными образованиями целевых бюджетных фондов в органах местного бюджета,
— равноправной деятельности на рынке финансов,
— на выпуск займов и лотерей, на предоставление и получение кредитов, на создание финансово-кредитных учреждений,
— на муниципальную казну и муниципальное казначейство,
— координации участия предприятий и организаций в комплексном социальноэкономическом развитии территории муниципального образования (возможность привлечения субъектов всех форм собственности к данному процессу).
В-третьих, право муниципальных образований на участие в установлении границ территории (для решения местных вопросов должна существовать социальная и коммунальным инфраструктура, что может вызвать необходимость объединения нескольких поселений в единое муниципальное образование).
В-четвертых, право муниципальных образований на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления.
В-пятых, право собственной компетенции (для согласованного взаимодействия различных органов местного самоуправления в управлении муниципальных хозяйством каждый такой орган должен обладать собственной четко определенной компетенцией).
В-шестых, право муниципальных образований на представление и защиту интересов в суде.
В. В. Бакушев
Список литературы
Регистр муниципальных нормативных правовых актов: обеспечение, модельные документы. Учебно-методическое пособие/ Авт. кол. Бакушев В. В., Михайлов К. П., Фильчаков А. А. и др. — М.: Граница, 2010.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ (с изм.).
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от
02.03.2007 г. № 25-ФЗ (с изм.).
Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24.08.2004 г. № 122-ФЗ / Под общ. ред. Н. А. Волгина, С. В. Калашникова. — М.: РАГС, 2005.
Инновационное управление развитием территории муниципального образования: электронное учебно-методическое пособие/ науч. рук. проф. В. В. Бакушева. — М.: Центр парламентаризма МИГСУ РАНХиГС, 2011.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
116.82 кб

Об одном из подходов к проектированию организационной структуры муниципального управления

Медведев В. П., Новиков М. В., Чекрыгин Е. Д.