ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
важная составная часть правоохранительной системы государства; особые органы, основная деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего государственного (конституционного) строя, внешней и внутренней безопасности государства. В компетенцию О. г. б. также могут входить функции разведывательно-информационного характера, охрана высших государственных органов, обеспечение правительственной связи, охрана государственных границ. В демократических государствах О. г. б. борются с такими уголовными преступлениями, как терроризм, государственная измена, шпионаж, диверсии, посягательства на жизнь государственных деятелей, насильственный захват власти и вооруженный мятеж. В недемократических (авторитарных, тоталитарных) государствах деятельность О. г. б. направлена как против указанных выше уголовных преступлений (часто приобретающих "политический" характер), так и против вполне мирной общественной активности политических оппонентов режима ("диссидентов").

Источник: Большой юридический словарь

Органы государственной безопасности (в Советском государстве в 1917-91)
В декабре 1917 СНК создал Всерос. чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК) с большими полномочиями в сферах, указанных в ее назв. В феврале 1922 ВЧК упразднена, одна часть функций передана судебным органам, другая часть — образованному в составе НКВД РСФСР Гос. полит, управлению (ГПУ). В 1923 создано Объединенное гос. полит, управление (ОПТУ) при СНК СССР, кот. были подчинены также пограничные войска. В 1934 ОГПУ упразднено и создано Гл. управление гос. безопасности (ГУГБ) в системе НКВД СССР. В 30-е в ведение О.г.б. переданы исправительные учреждения. В феврале 1941 на основе НКВД СССР образованы НКВД СССР и Наркомат гос. безопасности СССР (НКГБ). В июле 1941 наркоматы объединены в единый НКВД СССР, в апреле 1943 вновь разделены. В марте 1946 НКВД СССР и НКГБ СССР переименованы соотв. в Министерство внутренних дел СССР (МВД) и Министерство гос. безопасности СССР (МГБ), кот. в марте 1953 объединены в МВД СССР. В марте 1954 образован союзно-республиканский Комитет гос. безопасности (КГБ) при СМ СССР (с 5 июля 1978 КГБ СССР). В ноябре 1991 КГБ СССР преобразован в Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ), Центральную службу разведки СССР и Комитет по охране гос. границ СССР (функц-ли в рамках СССР до прекращения существования СССР в декабре 1991). На О.г.б. возлагались в основном функции разведки, контрразведки, предварительного расследования и борьбы с отдельными направлениями общеуг. преступности. На них же партийная и гос. власть возлагала функции полит, сыска. См. Андропов Ю.В., Берия Л.П., Дзержинский Ф.Э., Менжинский В.Р., Полит, полиция в России, «Смерш», Федер. служба безопасности. Из истории Всероссийской чрезвычайной комиссии (1917—1921): Сб. док-в. — М., 1958; Дорошенко И.А. История органов и войск государственной безопасности СССР. — М., 1959. — Ч. 1; Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия. — М, 1983; В.И. Ленин и ВЧК: Сб. док-в (1917—1922). — М., 1987; Лубянка. ВЧК— ОГПУ—НКВД—НКГБ—МГБ—МВД—КГБ. 1917—1960. Справочник/Науч. ред. Р.Г. Пихоя. М., 1997; Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России. — М., 1997; Хаустов В.Н. Деятельность органов государственной безопасности НКВД СССР в предвоенные годы (1934—1941 гг.). — М., 1997; [2]; Кокурин А., Петров Н. КГБ: структура, функции, кадры (1954-—67) //Свободная мысль, 1998. — № 2; Коровин В.В. История отечественных органов безопасности. — М, 1998; Исторические чтения на Лубянке. 1998 год. Российские спецслужбы на переломе эпох: конец XIX в. — 1922. — М; Великий Новгород, 1999; [24]; Органы государственной безопасности в Великой Отечественной войне: Сб. док-в. В 3 т. /Авт.-сост. В.П. Ямпольский и др. — М., 2003; Попов А.Ю. НКВД и партизанское движение. — М., 2003; «Смерш»: Историч. очерки и архивные док-ты /Науч. ред. М.М. Горинов. — М, 2003.

Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
важная составная часть правоохранительной системы государства, особые правоохранительные органы, основная деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего государственного(конституционного) строя, внешней и внутренней безопасности государства. В компетенцию О.г.б. также могут входить функции разведывательно-информационного характера, охрана высших государственных органов, обеспечение правительственной связи, охрана государственных границ. В демократических государствах О.г.б. ведут борьбу с такими уголовными преступлениями, как терроризм, государственная измена, шпионаж, диверсии, посягательства на жизнь государственных деятелей, насильственный захват власти и вооруженный мятеж. В недемократических (авторитарных, тоталитарных) государствах деятельность О.г.б. направлена как против указанных выше уголовных преступлений (часто приобретающих "политический" характер), так и против вполне мирной общественной активности политических оппонентов режима (диссидентов).
В демократических государствах О.г.б. должны действовать в соответствии с принципом законности и под контролем уполномоченных на то государственных органов (суда, прокуратуры, парламента). Для авторитарных стран обычной практикой является почти полная бесконтрольность деятельности О.г.б. (обычно подчиняющихся только главе режима), а нередко и своего рода "иммунитет" от юридической ответственности за совершаемые сотрудниками О.г.б. противоправные деяния (похищения людей, пытки, внесудебные казни и убийства, в том числе на территории других государств).
История О.г.б. насчитывает много веков, их прообраз имелся уже в ряде древних государств. Причем появление О.г.б. обычно предшествовало созданию регулярных органов для борьбы с общеуголовными преступлениями. Во Франции, например, О.г.б. ("тайная полиция") появились почти на два века раньше, чем уголовная полиция.
В советском государстве О.г.б. - Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) была создана уже через несколько недель после Октябрьской революции согласно постановлению СНК РСФСР от 7 (20) декабря 1917 г. На ВЧК официально возлагались пресечение и ликвидация контрреволюции и саботажа и предание саботажников и контрреволюционеров суду Военно-революционного трибунала, выработка мер по борьбе с ними, а также борьба со спекуляцией, должностными преступлениями и др.
В 1922 г. вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД). На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению "враждебной деятельности антисоветских элементов", охрана "государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров" за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ находились особые части войск. Его деятельность сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. Органы ГПУ получили право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия.
В 1923 г. "в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК СССР было учреждено Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ). На союзное управление возлагалось руководство ГПУ союзных республик, особыми отделами военных округов, транспортными отделами политуправлений, особыми отделами фронтов и армий; организация охраны границ СССР. Надзор за деятельностью ОГПУ возлагался на Прокурора ВС СССР.
В 1932 г. в систему ОГПУ включены органы охраны общественного порядка (милиция). Одновременно с этим в составе ОГПУ была образована судебная коллегия, в связи с чем исполнительские функции управления дополнялись судебными. Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется, и создается Особое совещание - орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в "исправительно-трудовые" лагеря. На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное еще в 1930г.
В феврале 1941 г. объединенный НКВД был разделен на НКВД СССР и Народный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ). В июле 1941 г. наркоматы объединены в единый НКВД СССР, в апреле 1943 г. вновь разделены. В марте 1946 г. НКВД СССР и НКГБ СССР переименованы соответственно в Министерство внутренних дел СССР (МВД) и Министерство государственной безопасности СССР (МГБ), которые в марте 1953г. объединены в МВД СССР. В марте 1954 г. О.г.б. были выделены в самостоятельную организацию - Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР. В ноябре 1991 г. КГБ СССР преобразован в Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ). Центральную службу разведки СССР и Комитет по охране государственных границ СССР.
В декабре 1991 г. было создано Министерство безопасности РФ. Разведывательные функции переданы Службе внешней разведки. Самостоятельным органам был передан также ряд иных функций (охрана границ, правительственная связь, охрана высших органов власти), ранее принадлежавших КГБ. В декабре 1993 г. Министерство безопасности было упразднено и вместо него образована Федеральная служба контрразведки РФ (ФСК РФ). В ноябре 1994 г. в составе ФСК в целях повышения эффективности борьбы с преступностью было создано Следственное управление. В апреле 1995 г. Федеральная служба контрразведки РФ переименована в Федеральную службу безопасности РФ (ФСБ РФ).
В соответствии с ФЗ РФ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" органы ФСБ представляют собой единую централизованную систему, в которую входят: а) ФСБ РФ; б) управления (отделы) ФСБ РФ по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); в) управления (отделы) ФСБ РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении ФСБ РФ (в отличие, например, от органов внутренних дел, находящихся в двойном подчинении: МВД РФ и местных властей). ФСБ РФ возглавляет Директор ФСБ РФ на правах федерального министра, назначаемый единолично Президентом РФ.
Закон устанавливает в качестве принципов деятельности О.г.б. законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гуманизм. единство системы органов ФСБ и централизацию управления ими, а также конспирацию, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности. Контроль за деятельностью О.г.б. возлагается на прокуратуру и суд, куда, в частности, любое лицо может обжаловать действия О.г.б. по мотивам нарушения своих прав и свобод.
В качестве основных направлений деятельности органов ФСБ закон определил: а) контрразведывательную деятельность; б) борьбу с преступностью; в) разведывательную деятельность. Иные направления могут быть установлены только ФЗ РФ.
Контрразведывательная деятельность ФСБ заключается в выявлении, предупреждении, пресечении разведывательной и иной деятельности спецслужб и иных организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ. В рамках борьбы с преступностью органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытии деятельности незаконных вооруженные формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ. При этом О.г.б. и их сотрудника руководствуются ФЗ РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", уголовным и уголовно-процессуальным законодательством РФ. Разведывательную деятельность ФСБ осуществляет во взаимодействии со Службой внешней разведки РФ (СВР РФ).
О.г.б. комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. К сотрудникам органов ФСБ РФ предъявляются особые, повышенные требования: ими могут быть только граждане РФ, способные по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
219.78 кб

Система государственных органов, осуществляющих экологическую безопасность

Ганюхина Оксана Юрьевна, Агапов Дмитрий Александрович
Читать PDF
278.54 кб

Взаимодействие государственных органов по обеспечению экономической безопасности

Куракин Алексей Валентинович, Костенников Михаил Валерьевич, Максимов Сергей Николаевич
Рассмотрены проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым взаимодействия органов управления в сфере обеспечения безопасности экономики.
Читать PDF
205.71 кб

О системе государственных органов РФ в сфере обеспечения экологической безопасности

Яковлева Татьяна Афанасьевна
Анализ Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации приводит к выводу, что на данное Министерство не возложена такая важная задача, как обеспечение экологической безопасности страны.
Читать PDF
327.21 кб

Система органов власти обеспечивающих государственную безопасность Российской Федерации

Сипок Роман Павлович
В статье рассматриваются полномочия высших органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения государственной безопасности.
Читать PDF
288.37 кб

Система органов государственной власти по обеспечению экономической безопасности России

Голяшина Елена Александровна, Подпругин Артем Викторович
В данной статье проанализирована система экономической безопасности России с позиции институционально-организационного устройства.
Читать PDF
311.46 кб

Борьба с коррупцией в органах государственной инспекции безопасности дорожного движения

Тимофеева Ольга Валерьевна
В статье автор анализирует состояния коррупции в России. Проблема коррупции в России несет угрозу национальной безопасности и развитию государства и общества в целом.
Читать PDF
941.17 кб

Органы государственной безопасности и милиции в борьбе с преступностью (1917-1934 гг. )

Колемасов Владимир Николаевич
В статье проанализирована правоприменительная деятельность правоохранительных органов.
Читать PDF
198.98 кб

Государственные организации Российской Федерации и проблема их экономической безопасности

Ульянова Н. С., Дробот А. Н.
В статье рассматривается угроза экономической безопасности государственных организаций Российской Федерации от недобросовестной конкуренции, возможные потери при несвоевременном реагировании на угрозу экономической безопасности.
Читать PDF
1.28 мб

Безопасность информации при использовании облачных сервисов органами государственной власти

Терещенко Л.К.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с использованием «облачных» технологий в сфере государственного управления.
Читать PDF
352.85 кб

Социальная безопасность и эффективность ее обеспечения органами государственной власти в России

Манукян Артур Вазгенович
Статья посвящена исследованию современных проблем обеспечения социальной безопасности в процессе осуществления государством присущих ему функций.
Читать PDF
117.98 кб

Место государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ в системе федеральных органов

Никишкин Александр Владимирович
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением Государственной инспекции как структурного подразделения федерального министерства РФ, анализируется спектр выполняемых данным органом государственной власти задач.
Читать PDF
141.12 кб

Органы государственной безопасности российской провинции в 1914-1918 гг. (по материалам Пензенской г

Читать PDF
340.49 кб

Органы государственной безопасности Бурят-Монгольской АССР. Первые годы советской власти (1923-1928

Курас Леонид Владимирович, Тушемилов Владимир Карлович
В статье рассмотрены основные направления деятельности регионального ОГПУ в первое десятилетие советской власти.
Читать PDF
347.11 кб

Органы государственной безопасности Бурят-Монгольской АССР. Первые годы советской власти (1923-1928

Курас Леонид Владимирович, Тушемилов Владимир Карлович
В статье рассмотрены основные направления деятельности регионального ОГПУ в первое десятилетие советской власти.
Читать PDF
98.93 кб

Государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности органов государственной вла

Федосин Алексей Сергеевич
В статье проводится анализ юридических категорий «информационная безопасность органов государственной власти», «система информационной безопасности органов государственной власти», «защита информации в органах государственной влас