Правотворческая ошибка – официально реализованное добросовестное заблуждение, результат неправильных действий нормотворческого органа, нарушающих общие принципы либо конкретные нормы правообразования, не соответствующих уровню и закономерностям государственно-необходимого развития регулируемой деятельности и влекущие неблагоприятные социальные и юридические последствия путем издания ложной нормы.
Выделяют различные виды правотворческих ошибок:
- по степени участия субъекта правотворчества:
- умышленные;
- неумышленные;
- по стадиям законотворческой деятельности:
- совершенные в ходе реализации права на законодательную инициативу;
- допущенные в ходе обсуждения законопроекта;
- при принятии законопроекта и обнаружившиеся при опубликовании и вступлении в силу принятого законопроекта;
- по содержанию:
- концептуальные;
- юридические;
- логические;
- лингвистические;
- юридико-технические.
Правотворческие ошибки могут иметь объективную и субъективную природу возникновения в зависимости от потенциальной возможности избежать правотворческой ошибки в условиях существующей доктрины права и состояния правоприменительной практики.