ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Особая экономическая зона
определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).

Источник: Таможенное право. Глоссарий к курсу лекций

ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА
территориальная единица или значительная ее часть, где установлен особый и льготный порядок хозяйственной деятельности.
Например, в соответствии с Федеральным законом РФ Об особой экономической зоне в Калининградской области" от 15 ноября 1995 г. О. э. з. - территория области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для РФ, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Развитие указанной О. э. з. осуществляется на основе федеральной государственной программы развития О. э. з., утверждаемой Правительством РФ по представлению органов государственной власти Калининградской области. В О. э. з. устанавливается особый, льготный режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной.(С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА
понятие, появившееся в российском законодательстве в последнее время (наряду с ним говорят и о свободной экономической зоне, но с точки зрения статуса принципиальных различий между ними нет). По сути о.э.з. – территориальная единица или значительная ее часть, где установлен особый и льготный порядок хозяйственной деятельности.
В Российской Федерации принят Федеральный закон от 22 июля 2005 г. (ред. от 23 июля 2013 г.) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», федеральные законы об отдельных о.э.з. – от 31 мая 1999 г. (ред. от 22 декабря 2014 г.) об Особой экономической зоне в Магаданской области, от 10 января 2006 г. (ред. от 28 декабря 2013 г.) об Особой экономической зоне в Калининградской области.
Согласно Закону от 22 июля 2005 г. (ст. 2, 3) о.э.з. – часть территории РФ, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. 0.э.з. создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторнокурортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
На территории РФ могут создаваться о.э.з. следующих типов: 1) промышленнопроизводственные; 2) техниковнедренческие; 3) туристскорекреационные; 4) портовые особые экономические зоны. 0.э.з. одного типа или нескольких типов могут быть объединены решением Правительства РФ в кластер.
Промышленнопроизводственные о.э.з. создаются не более чем на трех участках территории, площадь которых составляет не более чем сорок квадратных километров. Техниковнедренческие о.э.з. – не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра. Туристскорекреационные о.э.3. и портовые о.э.з. создаются на одном или нескольких участках территории. Портовые о.э.з. создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий морских портов, речных портов, территорий аэропортов. Портовые о.э.з. могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые о.э.з. создаются на участках территории, общая площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных километров.
О.э.з. может располагаться на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта РФ или территорий нескольких субъектов РФ. Не допускается создание о.э.з. на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.
В о.э.з., за исключением туристскорекреационной о.э.з., не допускается размещение объектов жилищного фонда. Кроме того, на территории о.э.з. не допускается: разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов. Правительство РФ может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается В О.э.з.
О.э.з. могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Указанные земельные участки должны принадлежать к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения либо земель населенных пунктов. Туристскорекреационные о.э.з. также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения.
Допускается включать в границы о.э.з. земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.
Налогообложение резидентов о.э.з. осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
О.э.3. создается на сорок девять лет. Срок ее существования продлению не подлежит.
В соответствии с Законом разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования о.э.з. и управление о.э.з. возлагаются на уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (этот орган – Министерство экономического развития РФ). По решению руководителя этого органа отдельные полномочия по управлению о.э.з. могут быть переданы на основании соглашения органу исполнительной власти субъекта РФ либо переданы управляющей компании. Минэкономразвития, органы исполнительной власти субъектов РФ и управляющие компании составляют единую централизованную систему управления о.э.з. В целях координации деятельности государственных, хозяйствующих субъектов по развитию о.э.з., осуществления контроля над выполнением соглашения о создании о.э.з., содействия в реализации проектов резидентов о.э.з., проектов иных инвесторов, а также в целях рассмотрения и утверждения перспективных планов развития о.э.з., осуществления контроля за реализацией этих планов создается наблюдательный совет о.э.з.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
184.25 кб

Особая экономическая зона Самарской области

Тюкавкин Николай Михайлович, Крюкова Кристина Викторовна
В статье рассмотрены основные вопросы формирования особой экономической зоны Самарской области, предпосылки создания, условия функционирования, цели и задачи.
Читать PDF
2.32 мб

Ангаро-Енисейская особая экономическая зона

Котилко В.В.
Красноярский научно-исследовательский институт геологии минерального сырья выпустил монографию Ю.Н.
Читать PDF
187.28 кб

Ангаро-Енисейская особая экономическая зона

Котилко В.В.
Красноярский научно-исследовательский институт геологии минерального сырья выпустил монографию Ю.Н.
Читать PDF
278.52 кб

Особая экономическая зона Калининградской области

Носкова Мария Дмитриевна, Крылова О.В.
В данной статье рассмотрены общие положения закона об особой экономической зоне в Калининградской области. Представлены льготные условия для предприятий-резидентов ОЭЗ.
Читать PDF
219.25 кб

Новеллы законодательства об особых экономических зонах

Громова Елизавета Александровна
Анализируются последние изменения законодательства об особых экономических зонах.
Читать PDF
247.51 кб

К вопросу об управлении особыми экономическими зонами в РФ

Коробова Ольга Викторовна, Наумова Наталия Валерьевна, Блюм Марина Анатольевна
В целях привлечения отечественных и иностранных инвестиций, для развития обрабатывающих отраслей экономики, транспортной инфраструктуры, создания новых видов продуктов в России созданы и функционируют свободные (особые) экономичес
Читать PDF
131.11 кб

Эффект синергии применительно зонам к особым экономическим

Богдановский Д.Л.
Современнее развитие экономики тесно связано с накоплением и интенсивным использованием интеллектуального капитала, выступающим в качестве нового источника достижения конкурентоспособности и эффективности деятельности социально-эк
Читать PDF
190.42 кб

Особая экономическая зона как инструмент развития территории

Прохорова Виктория Владимировна, Кравченко Николай Петрович
Развитие региональных экономических систем современной России детерминирует формирование особых экономических зон.
Читать PDF
96.04 кб

Соглашения о ведении деятельности в особых экономических зонах

Лисица В. Н.
В статье проанализирован порядок заключения соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности, а также об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне
Читать PDF
152.70 кб

Особая экономическая зона «Алабуга»: состояние и пути развития

Шмонов Н. Н.
Рассматривается республиканская инфраструктура для развития инноваций, роль особой экономической зоны в комплексной программе по стимулированию развития высокотехнологичных отраслей экономики.
Читать PDF
199.61 кб

Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона

Передкова Инна Валерьевна
Основной целью статьи является раскрытие роли особой экономической зоны в развитии экономики регионов в современном мире.
Читать PDF
91.06 кб

Совершенствование законодательства об особых экономических зонах

Цыганов С.И.
В статье рассматривается вопрос о совершенствовании законодательства Российской Федерации об особых экономических зонах. Автор предлагает изменить цели создания и типологию особых экономических зон.
Читать PDF
93.86 кб

Особая экономическая зона Калининградской области в новых условиях

Джерелейко И.
Девять лет назад президентом Российской Федерации был подписан федеральный закон от 26.01.96 г. №13-Ф3 «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» (далее ОЭЗ в Калининградской области).
Читать PDF
403.27 кб

Миграционная политика в особых экономических зонах Российской Федерации

Азаров Николай Петрович
В статье проводится анализ российского законодательства по особым экономическим зонам на предмет инвестиционной привлекательности, выделяются проблемы, касающиеся миграционной политики ОЭЗ, приводится решение некоторых проблем миг
Читать PDF
197.36 кб

Особенности управления логистикой в особых портовых экономических зонах

Орлова Оксана Баировна
Цель: рассмотреть особенности логистических процессов в особых портовых экономических зонах и дать предложения по организации управления контейнерными терминалами с использованием отечественных программных продуктов.

Похожие термины:

  • Особая экономическая зона (ОЭЗ)

    определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Целью создания ОЭЗ является развитие обрабатывающих отрас
  • СВОБОДНАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ ОСОБАЯ) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

    часть территории государственной в пределах, установленных законодательством государства, на которой действует особый (специальный) правовой режим осуществления предпринимательской и иной дея