Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения

Найдено 1 определение
Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения
специфические правила организации местного самоуправления, установленные для субъектов Российской Федерации — городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Спецификой правового положения Москвы и Санкт-Петербурга является их двойной статус: с одной стороны, они являются субъектами Российской Федерации, с другой — городскими поселениями, в которых должно осуществляться местное самоуправление.
Этим крупнейшим городам присущи следующие черты: значительная неравномерность размещения объектов социальной и производственной инфраструктуры; огромные освоенные территории с развитыми связями между местами труда и жилья; неделимость многих объектов социальной инфраструктуры; размытость территориальных границ реальных «сфер обитания» жителей, связанных с удовлетворением их различных потребностей; невозможность рассмотрения многих объектов, непосредственно удовлетворяющих потребности населения как объектов местного значения; большое число объектов культурного наследия страны.
Мировая практика показывает, что существуют три варианта организационного соединения государственных и городских интересов:
— первый вариант относится к странам, где города имеют лишь органы самоуправления, действующие от имени городского сообщества населения. Государственные функции делегируются этим органам в качестве обязанностей, их выполнение контролируется государством (Мадрид);
— второй вариант предусматривает, что сочетание двух групп интересов принимают на себя органы государственного управления. Общий объем полномочий подлежит разделению на отдельные предметы ведения, каждый из которых поручается специальному центральному ведомству, которое принимает решения по своему предмету, а их исполнение передает местным органам (Лондон);
— третий вариант характеризуется тем, что государственные и местные интересы представлены двумя самостоятельными органами управления и самоуправления, действующими на одной и той же территории и согласующимися по особым правилам, установленным законом (Париж, Берлин).
Для Москвы и Санкт-Петербурга характерен третий вариант сопряжения государственных и городских интересов, характеризующийся сочетанием государственного управления и самоуправления.
В соответствии со ст. 79 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ определены особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения, которые заключаются в следующем:
1)в соответствии с уставами указанных субъектов РФ местное самоуправление в Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами местного самоуправления только на внутригородских территориях. Эффективность такого подхода определяется тем, что: во-первых, исключаются подмена, пересечение, дублирование функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления; во-вторых, в масштабе мегаполиса, являющегося сложным объектом управления, единый орган местного самоуправления физически не сможет решить все задачи на местах;
2)установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, а также их преобразование осуществляются законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий;
3)перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами этих городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами городов федерального значения к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты городов федерального значения;
4)состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами этих городов в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным для муниципальных образований законами этих городов.
См. также Особенности организации местного самоуправления в Москве.
З. А. Алиева
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Ст. 79.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд. — Ростов н/Дону: Феникс, 2010.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама