Особенности организации местного самоуправления в Москве

Найдено 1 определение
Особенности организации местного самоуправления в Москве
специфические правила организации местного самоуправления, установленные для субъекта Российской Федерации — города Москвы.
Москва, наряду с Санкт-Петербургом, относится, к городу федерального значения. Применительно к данным городам законодательством предусмотрено, что местное самоуправление организуется на так называемых внутригородских территориях (см. Внутригородская территория горда федерального значения). Причем, в отличие, например, от достаточно жестких требований к формированию поселенческих муниципалитетов, для внутригородских территорий федеральное законодательство не устанавливает никаких ограничений.
Формирование и изменение их границ, их преобразование полностью регулируются законами городов федерального значения. Определение перечня вопросов местного значения, источников доходов местных бюджетов, состава муниципального имущества также фактически передано на усмотрение властей Москвы и Санкт- Петербурга, хотя применительно к другим субъектам Федерации данные аспекты достаточно жестко регулируются федеральным законодательством (см. Правовая основа местного самоуправления в городе Москве).
Установление и изменение границ территорий муниципальных образований, преобразование муниципальных образований осуществляются законами города Москвы по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти города Москвы в соответствии с Уставом города Москвы и с учетом мнения населения соответствующей территории.
В г. Москве действуют 146 внутригородских муниципальных образований, в том числе 125 муниципальных округов (в границах районов «старой Москвы»), 2 городских округа (города Троицк и Щербинка) и 19 поселений. Наименования и границы 146 внутригородских муниципальных образований определены в Законе города Москвы «О наименованиях границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве» от 15 октября 2003 года № 59 (в ред. от 20.06.2013).
В настоящее время государственное управление на территории старой Москвы осуществляется по существующей схеме: город — префектура — управа района. На присоединенных территориях созданы два административных округа (Троицкий и Новомосковский), для административного управления которыми на переходный период создана одна префектура.
При этом на присоединенных территориях с учетом распределения полномочий между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в целях исключения дублирования их функций не предусматривается образование районов города Москвы и создание территориальных органов исполнительной власти — управ районов.
Система местного самоуправления на территории старой Москвы и присоединенных территориях различается:
1)на территории старой Москвы местное самоуправление осуществляется по существующей схеме: 125 муниципальных образований — муниципальных округов с сохранением существующего набора полномочий;
2)на присоединенных территориях местное самоуправление осуществляется через органы местного самоуправления 21 муниципального образования (19 поселений и 2 городских округа) с более расширенным, чем у муниципальных округов, набором полномочий, что обусловлено необходимостью сохранения сложившейся системы муниципального управления на указанных территориях и гарантировано специально принятым с этой целью московским законом.
Перечень вопросов местного значения устанавливается в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в зависимости от типа муниципального образования, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, сочетания интересов жителей города федерального значения и жителей внутригородского муниципального образования. (См. Вопросы местного значения внутригородского муниципального образования).
Структура органов местного самоуправления в Москве, наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок их избрания (назначения), компетенция, сроки полномочий, подотчётность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Уставом города Москвы, законом города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» и другими законами города Москвы
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти города Москвы.
В соответствии со ст. 10 закона города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» структуру органов местного самоуправления составляют:
1)представительный орган местного самоуправления — Совет депутатов муниципального округа, Совет депутатов городского округа, Совет депутатов поселения;
2)глава муниципального образования — глава муниципального округа, глава городского округа, глава поселения;
3)исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления — администрация муниципального округа (или аппарат Совета депутатов муниципального округа), администрация городского округа, администрация поселения;
4)другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (см. Структура органов местного самоуправления в Москве).
В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в городе Москве образован Совет муниципальных образований города Москвы (см. Совет муниципальных образований города Москвы).
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права муниципального образования.
В собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное: для решения установленных вопросов местного значения; для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Орган местного самоуправления, определенный уставом муниципального образования, вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке.
Местные бюджеты формируются на базе единой методологии, нормативов финансовых затрат на оказание муниципальных услуг. Исполнение местного бюджета осуществляется через органы казначейства. Представительный орган вправе создать независимый орган муниципального финансового контроля для контроля за исполнением местного бюджета и внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, предусмотренных законом города Москвы о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с федеральным законодательством.
Органы местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законами города Москвы самостоятельно определяют направления расходования средств местных бюджетов на решение вопросов местного значения, а также обеспечивают финансирование расходов в пределах средств, переданных из бюджета города Москвы на выполнение отдельных полномочий города Москвы (государственных полномочий).
Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. При недостаточности доходных источников местных бюджетов из бюджета города Москвы предоставляются межбюджетные трансферты.
Дальнейшее совершенствование местного самоуправления в Москве должно быть связано с решением следующих задач.
1.Расширение объемов полномочий органов местного самоуправления.
Исходя из принципа сохранения единства городского хозяйства, невозможно наделить внутригородские муниципальные образования Москвы всем объемом полномочий, предусмотренных Федеральным законом для городских округов и городских поселений. Однако, по сравнению с существующим положением, объем этих полномочий может быть существенно расширен. В первую очередь, это относится к следующим вопросам местного значения:
— содержание муниципального жилищного фонда на соответствующих территориях;
— организация благоустройства и озеленения территории;
— содержание, ремонт и освещение улиц, не имеющих общегородского значения, установка на них указателей;
— организация обустройства мест массового отдыха локального значения;
— создание условий для предоставления транспортных услуг населению (размещение и оборудование остановочных пунктов);
— организация сбора бытовых отходов.и др.
2.Наделение внутригородских муниципальных образований адекватным объемом муниципального имущества.
Дальнейшее развитие местного самоуправления в Москве неразрывно связано с введением муниципальной собственности на землю. Внутригородским муниципальным образованиям также может быть передано право оформления краткосрочной аренды земельных участков для некапитальных объектов с последующей их регистрацией в городских органах.
3.Расширение финансового обеспечения внутригородских муниципальных образований.
Дополнительные финансовые средства целесообразно предоставлять из бюджета города Москвы с учетом реального объема расходных полномочий каждого внутригородского муниципального образования. Такая схема принята и в зарубежных мегаполисах. Однако не исключено закрепление за местными бюджетами внутригородских муниципальных образований отдельных собственных источников доходов.
Это могут быть, например, земельный налог и арендная плата за землю, налог на имущество физических лиц, часть налогов на малый бизнес, доходы от наружной рекламы и некоторые другие платежи.
4.Для развития местного самоуправления в Москве большое значение имеет создание эффективно действующей системы территориального общественного самоуправления.
5.Направления правового совершенствования местного самоуправления в Москве:
— конкретизация организационных форм участия органов местного самоуправления в решении вопросов, отнесенных к полномочиям отраслевых, функциональных или территориальных органов исполнительной власти города Москвы, реализуемым при участии или содействии органов местного самоуправления;
— переход к системе формирования и исполнения бюджета, позволяющей органам местного самоуправления регулярно сопоставлять результаты текущей деятельности и производимые бюджетные расходы с поставленными целями;
— разработка правового механизма, обеспечивающего создание и функционирование эффективной системы контроля за реализацией переданных полномочий;
— разработка и утверждение государственных заказов на реализацию услуг в соответствии с выделяемыми ресурсами и особенностями муниципальных образований; разработка и утверждение стандартов оказания услуг и оценка качества их реализации;
— проектирование целостной организационной системы муниципального управления с определением целей, функций, функциональных структурных подразделений с четко определенными видами работ, обязанностями, результатами, необходимыми ресурсами, правами, ответственностью, системой внутренних взаимосвязей на функциональном, правовом и информационном уровнях.
З. А. Алиева
Список литературы
Закон города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» от 06.11.2002 г. № 56 (с изм.).
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. —5-е изд, дополн., и перераб. — Ростов н/Дону: Феникс, 2010.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия