Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

Найдено 1 определение
Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
специфические правила организации местного самоуправления, установленные для закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) — муниципальных образований, в пределах территории которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Существующее законодательство обеспечивает гражданам, проживающим в ЗАТО, всю полноту гражданских прав в том, что касается возможности защитить свои права и интересы через избрание органов местного самоуправления и работу в них.
Муниципальные образования в ЗАТО могут создаваться только в статусе городских округов. Порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления ЗАТО определяются законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей ЗАТО. Особенности организации местного самоуправления в ЗАТО установлены Федеральным законом «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 г. № 3297–1 (далее — Закон о ЗАТО).
В настоящее время в России 42 ЗАТО (см. Закрытое административно-территориальное образование). Каждое ЗАТО имеет свои органы местного самоуправления, более того, наличие органов местного самоуправления является обязательным условием самого создания и существования ЗАТО (п. 1 ст. 1 Закона о ЗАТО). Порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования зависят от режима секретности территории, на которой создано ЗАТО.
Помимо полномочий органов местного самоуправления, направленных на решение вопросов местного значения, на органы местного самоуправления ЗАТО возлагаются дополнительные полномочия:
— координация деятельности предприятий, объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
— разработка схем оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях, объектах либо при их угрозе;
— осуществление контроля за санитарноэпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территории ЗАТО;
— участие в определении пропускного режима в ЗАТО;
— выдача разрешений на въезд и выезд граждан в ЗАТО (по согласованию с органами федеральной службы безопасности);
— внесение предложений в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения закрытого административно-территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;
— осуществление функции заказчика на строительство и ремонт жилья, объектов инфраструктуры.
Органы местного самоуправления ЗАТО согласовывают с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся расположенные в ЗАТО предприятия, объекты:
— планы и программы комплексного социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования;
— генеральный план закрытого административно-территориального образования;
— подготовленные на основе генерального плана закрытого административно-территориального образования проекты планировки территории;
— резервирование земель в границах закрытого административно-территориального образования для муниципальных нужд (ст. 4 Закона о ЗАТО).
Особенности в реализации управленческих функций выражаются в том, что главой местной администрации ЗАТО является лицо, назначаемое на эту должность по контракту, который заключается по результатам конкурса на срок полномочий, определяемый уставом ЗАТО. Общее число членов конкурсной комиссии в ЗАТО устанавливается его представительным органом.
При формировании конкурсной комиссии 1/3 ее членов назначается представительным органом ЗАТО, 1/3 — законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), 1/3 — федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся расположенные в ЗАТО предприятия, объекты.
Руководитель муниципального образования ЗАТО может быть наделен дополнительными полномочиями. Например, в случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения в результате аварии на предприятии, объекте глава местной администрации совместно с руководителями предприятия, объекта обязан осуществлять меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством Российской Федерации, принимать решение об эвакуации населения.
ЗАТО имеют ряд особенностей формирования местного бюджета. Это позволяет обеспечить достаточное и надежное наполнение местного бюджета ЗАТО, что является важнейшей гарантией реализации социальных программ в области жилищного строительства, коммунального хозяйства, образования, культуры, социального попечения, а следовательно, гарантией прав граждан в этих областях.
Программы социально-экономического развития ЗАТО могут осуществляться не только за счет местных бюджетов, но и с привлечением средств федерального бюджета.
Межбюджетные трансферты бюджетам ЗАТО из федерального бюджета выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования ЗАТО. Дополнительные расходы, потери бюджетов ЗАТО, связанные с их статусом, компенсируются из федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Указанные дополнительные средства не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Объемы и формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам ЗАТО утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст. 5 Закона о ЗАТО).
При осуществлении за счет ассигнований из федерального бюджета строительства и реконструкции предприятий, объектов с сохранением оборонной направленности производства, часть этих ассигнований подлежит обязательному отчислению органам местного самоуправления.
При осуществлении в ЗАТО производственного строительства значительные средства перечисляются предприятиями и объектами, ведущими данное строительство, в распоряжение органов местного самоуправления.
Предприятия и объекты, расположенные в ЗАТО и выполняющие государственный оборонный заказ, при финансировании данного заказа производят целевые отчисления в бюджет ЗАТО в размере 1% от текущего объема финансирования.
З. А. Алиева
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ. Ст. 80.
Федеральный закон «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 г. № 3297–1 (в ред. от
22.11.2011 г.).
Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов» от 05.07.2001 г. № 508 (в ред. от 16.07.2009).

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия