ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ
мера конституционно-правовой ответственности, применяемая к высшему должностному лицу государства

Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ (Президента РФ)
особая процедура реализации конституционной ответственности Президента РФ, предусмотренная ст. 93 Конституции РФ. Конституционная ответственность Президента РФ наступает в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления и состоит в утрате им своей должности. Процедура О. от д. включает два основных этапа: выдвижение обвинения против Президента РФ и принятие решения об отрешении Президента РФ от должности. Право выдвинуть обвинение против Президента РФ принадлежит Государственной Думе, а право принять решение об О. от д. - Совету Федерации. Оба решения должны быть приняты большинством в 2/3, голосов от общего числа депутатов (членов) соответствующей палаты. Обвинение, выдвинутое Государственной Думой, должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В праве многих зарубежных стран аналогичная процедура именуется импичментом.

Источник: Большой юридический словарь

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ
мера конституционноправовой ответственности, применяемая к Президенту РФ, глава субъектов РФ. Ее суть состоит в том, что имеет место досрочное прекращение полномочий соответствующего лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий».
Ст. 93 Конституции РФ гласит, что Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
В Регламенте Государственной Думы от 22 января 1998 г. (ред. от 2 июля 2014 г.) имеется глава 22 «Порядок выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации». В этой главе в развитие норм Конституции РФ предусмотрено, что предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, предусмотренного в ст. 93 Конституции РФ, которое вменяется в вину Президенту РФ.
Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Данная комиссия избирается Государственной Думой в составе председателя, его заместителя и 13 членов комиссии. Председатель комиссии избирается Государственной Думой открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются палатой по представлению фракций общим списком большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Заместитель председателя комиссии избирается на ее заседании. Состав комиссии формируется с учетом пропорционального представительства фракций.
Специальная комиссия проверяет обоснованность выдвижения обвинения против Президента РФ, соблюдение кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильность подсчета голосов, а также соблюдение других процедурных правил, установленных Регламентом палаты, до принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. Комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, заслушивает представителя Президента РФ. Заключение специальной комиссии о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения принимается большинством голосов членов комиссии.
Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной Думы. По решению палаты заседание может быть объявлено закрытым. Палата большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы может обратиться к средствам массовой информации с предложением о прямой трансляции обсуждения данного вопроса.
Проект постановления о процедуре обсуждения предложения о выдвижении обвинения против Президента РФ вместе со списком приглашаемых экспертов и других лиц вносятся специальной комиссией в Совет Государственной Думы. Проект постановления должен включать предложения о продолжительности доклада, содокладов, выступлений депутатов Государственной Думы; о времени, отводимом на вопросы депутатов Государственной Думы к докладчику, содокладчикам и членам специальной комиссии; о списке приглашаемых экспертов и других лиц, а также о последовательности и продолжительности их выступлений. Совет Государственной Думы направляет проект постановления не позднее чем за три дня до дня заседания Государственной Думы депутатам Государственной Думы, Президенту РФ и вносит проект постановления на рассмотрение Государственной Думы.
Палата большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы принимает проект постановления за основу, а если нет письменных поправок, то принимает его в целом. Внесенные письменные поправки к проекту постановления должны быть поставлены на голосование. Для обоснования поправки предоставляется слово автору поправки, заслушивается мнение председателя специальной комиссии и полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе. После голосования по всем поправкам постановление о процедуре обсуждения предложения о выдвижении обвинения против Президента РФ принимается палатой в целом большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
По решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, может быть установлена общая продолжительность обсуждения предложения о выдвижении обвинения против Президента РФ.
После принятия постановления о процедуре обсуждения предложения о выдвижении обвинения против Президента РФ с докладом выступает председатель специальной комиссии; содоклады делают депутат Государственной Думы, уполномоченный депутатами палаты, внесшими предложение о выдвижении обвинения, а также Президент или полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе.
Члены специальной комиссии, имеющие особое мнение по заключению специальной комиссии, вправе выступить с содокладами по вопросам, являющимся предметом их особого мнения. По окончании доклада и содокладов депутаты Государственной Думы вправе задать вопросы докладчику, содокладчикам и членам специальной комиссии в пределах отведенного палатой времени.
В обсуждении предложения о выдвижении обвинения против Президента принимают участие депутаты Государственной Думы, а также приглашенные для этого эксперты и другие лица. Преимущественное право на выступление имеют представители фракций.
По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления отдельно по каждому предложению о выдвижении обвинения. Проекты постановлений о выдвижении обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления по каждому предложению о выдвижении обвинения готовятся специальной комиссией и вносятся на рассмотрение Государственной Думы в установленном Регламентом порядке. Постановления принимаются тайным голосованием с использованием бюллетеней либо открытым голосованием с использованием именных бюллетеней. Решение о способе проведения голосования принимается палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
При проведении голосования подсчет голосов поручается Счетной комиссии Государственной Думы. Бюллетень должен содержать предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. При проведении открытого голосования с использованием именных бюллетеней в них указываются фамилия, имя и отчество депутата, наименование фракции. Если в выдвинутом обвинении содержится несколько предложений о выдвижении обвинения, бюллетени изготавливаются по каждому из них. Депутатам Государственной Думы по каждому предложению о выдвижении обвинения, содержащемуся в выдвинутом обвинении против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, выдается один бюллетень.
Бюллетени для голосования опускаются в специальный ящик, опечатанный Счетной комиссией. О результатах голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами. Доклад Счетной комиссии о результатах голосования палата принимает к сведению.
На основании принятого палатой к сведению доклада Счетной комиссии о результатах голосования председательствующий по каждому предложению о выдвижении обвинения объявляет, какое решение принято («за» – положительное, или «против» – отрицательное). Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также для дачи заключений в Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.
В Регламенте Совета Федерации от 30 января 2002 г. (ред. от 19 ноября 2014 г.) есть глава 23 «Порядок рассмотрения Советом Федерации вопроса об отрешении Президента Российской Федерации от должности» (хотелось бы обратить внимание читателя на то, что в Регламенте Государственной Думы используется выражение «обвинение против Президента», а в Регламенте Совета Федерации «обвинение Президента» – С А.).
Согласно правилам данной главы Совет Федерации начинает рассмотрение обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления после получения постановления Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления. Вместе с постановлением Государственной Думы о выдвижении обвинения в Совет Федерации направляются заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой для оценки обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента РФ, и стенограмма заседания Государственной Думы, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения против Президента РФ.
После получения из Государственной Думы названных документов Председатель Совета Федерации незамедлительно направляет постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения и все связанные с этим обвинением документы в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и созывает заседание Совета Федерации для принятия решения о направлении запроса в Конституционный Суд РФ о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.
Вопрос об отрешении Президента РФ от должности без обсуждения и голосования включается первым в повестку дня заседания Совета Федерации, созываемого Председателем Совета Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента получения заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Председатель Совета Федерации уведомляет Президента РФ, Председателя Государственной Думы, Председателя Правительства РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ о дате проведения заседания Совета Федерации, на котором предполагается рассмотреть вопрос об отрешении Президента РФ от должности, и приглашает указанных лиц на это заседание. На заседание Совета Федерации приглашаются также члены специальной комиссии, образованной Государственной Думой для оценки обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента РФ.
Рассмотрение вопроса об отрешении Президента от должности на заседании Совета Федерации начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента РФ. Затем слово предоставляется Председателю Конституционного Суда РФ для оглашения заключения Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения Верховного Суда о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.
После этого заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
Президенту РФ либо его представителю предоставляется слово по его желанию. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней. Решение Совета Федерации считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации. Если за решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации, рассмотрение обвинения против Президента РФ прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации. Постановление Совета Федерации незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. (ред. от 3 февраля 2015 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержит такую меру конституционноправовой ответственности, како.о.д. главы субъекта РФ.
Согласно ст. 19 Закона полномочия указанного должностного лица прекращаются досрочно, помимо других оснований, также в случаях:
отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным органом власти субъекта РФ;
отрешения его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президенту РФ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом основанием для утраты доверия Президента РФ является выявление в отношении указанного должностного фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», либо установление в отношении данного лица фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда такое лицо являлось зарегистрированным кандидатом на данную должность.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает о.о.д. в качестве меры конституционноправовой (муниципальноправовой) ответственности главы муниципального образования и главы местной администрации.
Согласно ст. 74 данного Закона «Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством» глава субъекта РФ издает правовой акт об о.о.д. главы муниципального образования или главы местной администрации в случае: 1) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
2) совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

Реклама

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
29.29 кб

Институт отрешения от государственной должности в зарубежных странах

Кумышева Марина Кадировна
Автор на примере ведущих зарубежных стран исследует институт импичмента – процесс (процедуру) отрешения от должности по действующему конституционному законодательству глав государств и иных высших должностных лиц, рассматривая его
Читать PDF
322.79 кб

Особенности реализации процедуры отрешения Президента РФ от занимаемой должности

Карасев А. Т., Мамаева Я. Ю.
Цель. Анализ института отрешения Президента Российской Федерации от занимаемой должности как элемента «системы сдержек и противовесов» поистине демократического государства. Методы.
Читать PDF
225.30 кб

Отрешение от должности руководителя субъекта РФ вследствие утраты доверия Президента РФ

Перисаев А. А.
Статья посвящена анализу законодательства о конституционно-правовой ответственностиглавы субъекта РФ, оснований и других аспектов процедуры отречения высшего должностного лицасубъекта РФ от должности вследствие утраты доверия През
Читать PDF
353.47 кб

Институт отрешения от должности Президента РФ как мера конституционноправовой ответственности

Романова И. О.
В статье рассматривается институт отрешения от должности Президента РФ как важнейшая форма конституционноправовой ответственности высшего должностного лица государства.
Читать PDF
425.58 кб

РОЛЬ ОРГАНА КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕДУРЕ ОТРЕШЕНИИ ПРЕЗИДЕНТА ОТ ДОЛЖНОСТИ: ОПЫТ СЕРБИИ

Половченко Константин Анатольевич
Современный Конституционный суд Сербии относится к так называемым сильным конституционным судам.
Читать PDF
36.38 кб

Отрешение от должности как мера конституционно-правовой ответственности: теоретико-правовой аспект

Кумышева Марина Кадировна
Автор исследует категориальное и содержательное понимание института отрешения от должности по действующему российскому законодательству как меру конституционно-правовой ответственности – особого вида юридической ответственности.
Читать PDF
203.47 кб

Вопросы отрешения главы муниципального образования от должности при совершении уголовно наказуемого

Распопин Максим Владимирович
The submitted work is devoted to the issue of dismissal from the post of the municipal entity head in case of committing a criminally punishable act.
Читать PDF
332.92 кб

Отрешение Президента Российской Федерации от должности: разработки, концепции, позиции участников Ко

Марино И.
Статья посвящена исследованию процедуры импичмента с точки зрения правовых позиций участников Конституционного совещания 1993 г.
Читать PDF
123.86 кб

Отрешение от должности глав субъектов Российской Федерации президентом РФ как мера политической и ко

Ахмедов Искандер Дамирович
Анализируется полномочие Президента РФ по отрешению глав субъектов Российской Федерации от должности как меры политической и конституционно-правовой ответственности, представлены предложения по усовершенствованию данного полномочи
Читать PDF
460.45 кб

Отрешение от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как мера федерального

Габиева Сиясат Магомедовна, Гаджиева Халисат Валерьевна
Настоящая статья посвящена проблеме применения к руководителям субъектов Федерации такой меры ответственности, как отрешение от занимаемой должности, демонстрирует, как эта мера федерального вмешательства способствует обеспечению
Читать PDF
366.60 кб

Отрешение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации от должности глав муниципальных обр

Малявкина Наталия Валерьевна, Алексикова Ольга Евгеньевна
В статье представлен анализ проблем при досрочном прекращении полномочий глав муниципальных образований и глав местных администраций по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Читать PDF
1.03 мб

Импичмент Президента США и отрешение от должности Президента Российской Федерации: сравнительная хар

Тязин Евгений Николаевич, Кочнев Алексей Сергеевич
В статье рассматривается история института импичмента, а также производится сравнительный анализ субъектов ответственности, оснований и процедур импичмента Президента США и отрешения от должности Президента Российской Федерации.
Читать PDF
158.37 кб

Отрешение от должности главы субъекта Российской Федерации как мера конституционно-правовой ответств

Белоновский Вячеслав Николаевич
В статье рассматриваются вопросы, связанные с применением мер конституционно-правовой ответственности к главам субъектов Российской Федерации в виде отрешения их от должности.
Читать PDF
70.21 кб

Политико-правовые основания отрешения от должности главы субъекта Российской Федерации как один из м

Трифонов Дмитрий Сергеевич
Предметом исследования является нормы действующего законодательства, устанавливающие политико-правовой режим взаимодействия органов государственной и региональной власти, политические коммуникации.

Похожие термины: