Ответственность муниципальных служащих

Найдено 1 определение
Ответственность муниципальных служащих
обязанность и готовность муниципального служащего отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия; наступает в результате нарушения им законности, служебной дисциплины, неисполнения либо ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей.
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ в ст. 4 содержит норму, в соответствии с которой в перечне основных принципов муниципальной службы устанавливается «ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей» (см. Должностные обязанности муниципального служащего).
Муниципальные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.
Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих — это принцип муниципальной службы, в соответствии с которым за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей на муниципальных служащих в установленных случаях налагаются дисциплинарные взыскания (см. Дисциплинарная ответственность).
Дисциплинарные взыскания — предусмотренная в нормативном правовом акте мера принудительного воздействия, применяемая должностным лицом в соответствии с его компетенцией за совершенный дисциплинарный проступок. Основанием применения дисциплинарных взысканий является совершение должностного проступка, который состоит в противоправном и виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении муниципальным служащим возложенных на него должностных обязанностей (нарушение служебной дисциплины), не влекущее уголовной ответственности.
В отличие от уголовных преступлений и административных правонарушений, действия или бездействие, образующие должностной проступок, в силу их чрезвычайного многообразия не могут быть представлены в современном российском законодательстве о муниципальной службе в полном объеме. В каждом конкретном случае выяснение факта о том, произошло нарушение служебных обязанностей или нет, возлагается на представителя нанимателя (работодателя).
В системе муниципальной службы решающее значение имеет свод обязанностей, закрепленный в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст. 12), а также в муниципальных правовых актах, определяющих обязанности муниципальных служащих (устав муниципального образования, положения, должностные инструкции, правила и др.).
Ст. 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом. При применении дисциплинарных взысканий рекомендуется придерживаться следующих принципов:
— неотвратимость дисциплинарного воздействия;
— индивидуализация при наложении дисциплинарного взыскания, значимость дисциплинарного взыскания для муниципального служащего;
— справедливость при наложении дисциплинарного взыскания.
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (ст. 192–194).
Административная ответственность. Российское законодательство предусматривает административную ответственность муниципальных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами. В соответствии с законодательством об административных правонарушениях должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей. Административная ответственность для муниципальных служащих может наступить при совершении ими административного проступка в виде: а) совершения действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил или правил поведения; б) издания правовых актов и указаний, которые нарушают положения установленных общеобязательных правил; в) невыполнение должностными лицами обязанностей по осуществлению контроля за исполнением подчиненными служащими установленных в нормативных правовых актах общеобязательных правил поведения или административных процедур.
В отдельных случаях правонарушение может содержать одновременно признаки как дисциплинарного, так и административного проступка и влечет соответственно два вида ответственности. К муниципальным служащим применяются только два вида административных взысканий: 1) предупреждение; 2) штраф. Эти взыскания налагаются субъектами функциональной власти — специальными органами или должностными лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями служебной подчиненности.
Уголовная ответственность. Муниципальный служащий не застрахован от совершения преступлений, за которые он должен будет нести уголовную ответственность. В зависимости от характера таких общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания или увольнения от должности. Но когда речь идет об уголовной ответственности муниципальных служащих, то прежде всего имеются в виду такие муниципальные служащие, которые уголовным законодательством относятся к категории должностных лиц. Российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий. Муниципальные служащие могут быть привлечены к уголовной ответственности за присвоение ими полномочий должностного лица местного самоуправления и совершение в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций (ст. 288 УК Российской Федерации). При рассмотрении дел о преступлениях против интересов службы в органах местного самоуправления суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение муниципального служащего — должностного лица — права занимать соответствующие муниципальные должности муниципальной службы.
Материальная ответственность. Для муниципальных служащих установлена материальная ответственность, которая состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности. Правовой режим материальной ответственности муниципальных служащих устанавливается действующим Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 238–250). Обязательными условиями наступления материальной ответственности являются: а) наличие реального (прямого) ущерба; б) непосредственная причинноследственная связь между совершенным проступком и наступившими вредными последствиями (ущербом); в) вина лица, совершившего проступок и причинившего ущерб. Материальная ответственность муниципальных служащих является особым видом юридической ответственности. Можно выделить некоторые особенности материальной ответственности:
1)материальная ответственность наступает при причинении вреда (ущерба) органу местного самоуправления при исполнении служащими обязанностей муниципальной службы (но если ущерб был причинен не при исполнении обязанностей муниципальной службы, то наступает материальная ответственность в соответствии с гражданским
законодательством);
2)основанием для привлечения к материальной ответственности является совершение проступка, причинившего вред имуществу, находящемуся в муниципальной собственности, федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации.
К материальной ответственности виновные привлекаются органами местного самоуправления либо, по его иску к муниципальному служащему, — судом.
Ответственность за действия и решения, нарушающие права и свободы граждан. Эта ответственность муниципального служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Действие (решение) или бездействие муниципального служащего признается противоправным, если оно приводит: 1) к нарушению прав и свобод гражданина; 2) к созданию препятствий осуществления гражданином его прав и свобод; 3) к незаконному возложению на гражданина какой-либо обязанности или незаконному привлечению его к какой-либо ответственности.
Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) органов местного самоуправления или должностных лиц, муниципальных служащих нарушены его права и свободы.
В отношении муниципальных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру ответственности, вплоть до представления об увольнении со службы. На основании решения (представления) суда орган (должностное лицо) местного самоуправления, имеющий право налагать взыскания, издает распоряжение (или постановление) о применении той меры ответственности, которую избрал суд. Эта мера не может быть отменена или изменена. Муниципальный служащий, к которому по решению суда применено взыскание, вправе обжаловать его в вышестоящий суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
А. М. Лялин
Список литературы
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ.
Кабашов С.Ю Местное самоуправление и муниципальная служба в системе властных отношений / С. Ю. Кабашов, И. Р. Гимаев, С. И. Лаврентьев. — Уфа: Гилем, 2006.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. В. И. Шкатулла. — 4-е изд. — М.: Норма, 2006.
Комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ / под ред. проф. А. Н. Козырина.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама