Ответственность сотрудников органов внутренних дел

Найдено 1 определение
Ответственность сотрудников органов внутренних дел
(юридическая) − это совокупность установленных федеральным законодательством Российской Федерации мер государственного принуждения, выражающая осуждение или наказание должностного лица органа внутренних дел за совершенное им правонарушение.
Юридическая ответственность сотрудника органов внутренних дел любого вида, в зависимости от совершенного им правонарушения, обладает всеми общеобязательными признаками, выделяемыми теорией права:
- основывается на правовых нормах и обладает общеобязательностью;
- представляет собой государственное принуждение за нарушение норм права;
- влечет за собой неблагоприятные последствия для правонарушителя;
- гарантируется государством;
- осуществляется в процессуальных формах;
- представляет собой количественную и качественную оценку деяния от имени государства.
В то же время юридическая ответственность сотрудника органов внутренних дел, как важнейшего звена правоохранительной системы, во многом обусловлена рамками его особого правового положения, целями, задачами и функциями структурного подразделения МВД России. Поэтому федеральное законодательство Российской Федерации предусматривает ряд особенностей некоторых видов юридической ответственности сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания.
За нарушение законодательства и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей, за неправомерные решения, действия (бездействие) сотрудники органов внутренних дел несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность. Условия наступления каждого вида ответственности закрепляются в соответствующих законодательных актах.
Наиболее часто применяемый в отношении сотрудников вид юридической ответственности – дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел может сочетаться:
- с материальной ответственностью или гражданско-правовой ответственностью (в случае причинения материального вреда Министерству внутренних дел Российской Федерации или его территориальному органу, подразделению);
- гражданско-правовой ответственностью (в случае причинения имущественного вреда другим юридическим, физическим лицам).
 Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел имеет следующие особенности: она предусмотрена не только за дисциплинарные проступки в соответствии со ст. 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 01.07.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, но и за совершение некоторых административных правонарушений (об этом см. ниже).
Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав. Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является:
1) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации;
2) отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени;
3) нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
4) совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
5) разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
6) небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
7) отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации;
8) неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;
9) умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
10) нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
11) совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;
12) принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;
13) сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;
14) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.
На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также за несоблюдение им ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции федеральным законодательством, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
В образовательных организациях высшего образования Министерства внутренних дел Российской Федерации на курсантов, слушателей наряду с указанными дисциплинарными взысканиями, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
1) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);
2) лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации;
3) отчисление из образовательной организации.
За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел как вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения служебной дисциплины либо неоднократного нарушения им служебной дисциплины и при наличии наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.
К сотруднику органов внутренних дел, имеющему дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме приказом министра внутренних дел РФ или уполномоченного руководителя, может быть применена мера поощрения только в виде досрочного снятия ранее наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарные взыскания, за исключением объявленных устно, подлежат учету, сведения о них заносятся в материалы личного дела сотрудника.
См. также: Служебная дисциплина в органах внутренних дел; Порядок наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников органов внутренних дел; Служебная проверка в органах внутренних дел.
Административная ответственность сотрудника органов внутренних дел имеет некоторые установленные законом особенности.
Первая особенность состоит в том, что ст. 2.5 КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания» установлено общее правило: за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск Национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
В ч. 2 той же ст. 2.5. КоАП РФ указаны исключения из этого общего правила − перечислены правонарушения, за совершение которых указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. В этот перечень включены правонарушения, предусмотренные ст. 5.1–5.26, 5.45–5.52, 5.56, 6.3, 7.29–7.32 , 7.32.1, гл. 8, ст. 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), гл. 12, ст. 14.9, ч. 3 ст. 14.32, гл. 15 и 16, ст. 17.3, 17.7–17.9, ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15, 18.1–18.4, ч. 2.1, 2.6 ст. 19.5, ст. 19.5.7, 19.7.2, ч. 5 ст. 19.8, ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Вторая особенность проявляется в том, что в случае привлечения к административной ответственности к сотрудникам органов внутренних дел не могут применяться такие административные наказания, как административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ), дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ), обязательные работы (ст.3.13 КоАП РФ).
 Материальная ответственность сотрудника органов внутренних дел предусмотрена за ущерб, причиненный Министерству внутренних дел Российской Федерации, его территориальному органу, подразделению. Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 01.07.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, установленных трудовым законодательством.
Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника органов внутренних дел при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения, для чего федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел может обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.
 Гражданско-правовая ответственность сотрудника носит компенсационный характер. Меры гражданско-правовой ответственности: возмещение убытков, возмещение морального вреда, неустойка и др. В зависимости от основания возникновения обязательства, в результате которого наступает гражданско-правовая ответственность, она делится на договорную и недоговорную. Организация договорно-правовой работы и ответственность субъектов гражданско-правовой ответственности в системе ОВД России определяется, в частности Наставлением по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 6 (в ред. от 26.12.2016). Договорно-правовая работа в системе МВД России направлена на заключение письменных соглашений об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
 Уголовная ответственность сотрудников органов внутренних дел регламентируется номами материального и процессуального уголовного права России. Например, сотрудник органов внутренних дел как должностное лицо подлежит уголовной ответственности за преступления против государственной власти и интересов государственной службы. К таким преступлениям относятся, например, деяния, предусмотренные следующими статьями УК РФ:
- ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» (за преступления против правосудия);
- ст. 286.1. «Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа»;
- ст. 299 «Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности или незаконное возбуждение уголовного дела»;
- ст. 303 «Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности». Ч. 1 ст. 303 устанавливает уголовную ответственность за фальсификацию доказательств по гражданскому, административному делу лицом, участвующим в деле, или его представителем, а равно фальсификацию доказательств по делу об административном правонарушении участником производства по делу об административном правонарушении или его представителем, а равно фальсификацию доказательств должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, либо должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Источник: Государственная служба в органах внутренних дел. Словарь-справочник для студентов 2019