поставленная в мировой юридической практике проблема, по-разному решаемая. Наиболее известен опыт США, в частности, принятый в США в 1980 г. Общий закон о мерах по восстановлению окружающей среды, компенсации и ответственности (Comprehensive Environmental Response, Compensation, and Liability Act), более известный как Закон о суперфонде. Закон предусматривает ответственность за загрязнение окружающей среды: настоящих собственников или операторов судна или предприятия; собственников или операторов на момент сброса или утечки опасных веществ; тех, кто организовывал переработку или сброс опасных веществ; тех, кто принял опасные вещества для транспортировки на предприятия по собственному выбору; тех, кто производил опасные отходы. Некоторые ключевые положения Закона дают основание привлекать к ответственности за загрязнение, которое произошло до вступления Закона в силу, то есть ставить вопрос об обратной силе этого акта. Вопрос об обратной силе действия Закона о суперфонде неоднократно рассматривался американскими судами. Развитие правового регулирования компенсационной ответственности за прошлую деятельность привело к ряду изменений в правах и обязанностях сторон по сделкам с недвижимостью, так в юридической практике получила развитие подготовка сделок с недвижимостью с точки зрения экологического состояния предмета сделки и потенциальной ответственности нового владельца за очистку участка. Юридические фирмы занялись разработкой специальных руководств для потенциальных покупателей, стремясь сориентировать их, на что следует обращать внимание, какие затребовать документы и данные, касающиеся экологического состояния недвижимости с тем, чтобы в дальнейшем избежать возложения на них «бремени» очистки приобретенного, например, земельного участка, т.е. ответственности за «прошлое» загрязнение. В Российской Федерации вопросы ответственности за «прошлый» экологический ущерб актуализировались, главным образом, в ходе приватизации, а также при создании предприятий с иностранными инвестициями. В правовой среде России урегулирование возмещения «прошлого» экологического ущерба весьма неопределенно. Иностранные инвесторы усматривают здесь серьезное препятствие для развития бизнеса в России. Как показали результаты исследований, проведенных Организацией экономического сотрудничества и развития и Всемирным банком, многие иностранные инвесторы не проявляют большого желания вкладывать средства в России, поскольку озабочены возможностью неожиданных дополнительных и весьма существенных расходов на мероприятия по защите окружающей среды. Шагом в законодательном регулировании этой проблемы можно считать федеральный закон № 123-ФЗ от 21.07.1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» с послед. изм. В нем предусматривается, что в ряде случаев обязанность по восстановлению окружающей среды, ущерб которой нанесен в период функционирования предприятия при прошлом владельце, а также проведению мероприятий по охране здоровья возлагается на нового владельца.
Ответственность за вред окружающей среде, причиненный деятельностью в прошлом
Ответственность за вред окружающей среде, причиненный деятельностью в прошлом
Источник: Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами