ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
Парламентаризм
система правления, основанная на верховенстве представительного (законодательного) органа – парламента в системе органов государственной власти при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при юридическом верховенстве представительного (законодательного) органа - парламента. При П. правительство образуется парламентом и ответственно перед ним.
Источник: Большой юридический словарь
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
система государственного устройства, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам. При П. правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
англ. parliamentarism) – особая демократическая система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных государственных функций и верховенством права. П. означает ведущее положение выборного законодательного органа в системе государственной власти и управления. Современная Россия в связи с принятием Конституции 1993 г. приступила к парламентаризации своих государственно-властных структур как на общефедеральном, так и на региональном уровне.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам. При П. правительство образуется парламентом и ответственно перед ним. Родиной П. является Великобритания (XVIII в.), где он впервые сложился как система. Во Франции П. окончательно утвердился лишь в 70-х гг. XIX в. В XIX в. происходит становление П. также в Германии, Швейцарии, Испании, Португалии, Италии, Австро-Венгрии, Нидерландах, Бельгии. После второй мировой войны в ряде стран происходит ревизия П. с целью придать ему большую устойчивость. К настоящему моменту парламентарный режим существует во многих странах мира, в том числе в Индии, Японии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Эстонии, Латвии, Израиле.
В России первый опыт П. связан с работой Государственной думы (1906- 1917 гг.). Пришедшие к власти большевики рассматривали П. исключительно как элемент "буржуазной демократии", поэтому начисто отвергали его в условиях диктатуры пролетариата. Возрождение идей П. происходит только с избранием Съезда народных депутатов РСФСР в 1990 г. После короткого периода "советского" П. в 1990-1993 гг. в РФ была установлена президентская республика.
В России первый опыт П. связан с работой Государственной думы (1906- 1917 гг.). Пришедшие к власти большевики рассматривали П. исключительно как элемент "буржуазной демократии", поэтому начисто отвергали его в условиях диктатуры пролетариата. Возрождение идей П. происходит только с избранием Съезда народных депутатов РСФСР в 1990 г. После короткого периода "советского" П. в 1990-1993 гг. в РФ была установлена президентская республика.
Источник: Энциклопедия юриста
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
одна из особенностей организации государственной жизни, характеризующаяся существованием постоянно действующего, избираемого населением парламента, его авторитетом и влиянием на государственные дела, политическую жизнь общества, а также специфическими формами работы и отношениями членов парламента и избирателей.
Первая черта П. - наличие представительного учреждения, которое функционирует постоянно, т. е. значительную часть времени заседает в пленарных заседаниях, комитетах и комиссиях.
Следующая черта П. - наличие полномочий, специфических для парламента: принятие законов; всестороннее обсуждение и утверждение бюджета государства, налогов; участие в формировании и реализации государственной внутренней и внешней политики, в формировании ряда государственных органов и назначении высших должностных лиц; выполнение функции парламентского контроля.
П. характеризуется также специфическими формами и приемами работы парламента: пленарные заседания с широкой дискуссией по рассматриваемым вопросам, парламентские слушания, запросы депутатов, парламентский правительственный час, работа парламентских комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп.
Кроме того П. отличается особыми отношениями депутатов и избирателей. Депутаты, как правило, обладают свободным мандатом, т. е. не связаны наказами избирателей, не отчитываются перед избирателями и не могут быть ими досрочно отозваны (за исключением случаев отзыва избирателями депутатов, не оправдавших их доверия либо совершивших неблаговидные поступки). Вместе с тем депутаты поддерживают постоянные связи с избирателями, информируют их о своей работе, содействуют решению их личных проблем и т. д.(С. А.)
Первая черта П. - наличие представительного учреждения, которое функционирует постоянно, т. е. значительную часть времени заседает в пленарных заседаниях, комитетах и комиссиях.
Следующая черта П. - наличие полномочий, специфических для парламента: принятие законов; всестороннее обсуждение и утверждение бюджета государства, налогов; участие в формировании и реализации государственной внутренней и внешней политики, в формировании ряда государственных органов и назначении высших должностных лиц; выполнение функции парламентского контроля.
П. характеризуется также специфическими формами и приемами работы парламента: пленарные заседания с широкой дискуссией по рассматриваемым вопросам, парламентские слушания, запросы депутатов, парламентский правительственный час, работа парламентских комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп.
Кроме того П. отличается особыми отношениями депутатов и избирателей. Депутаты, как правило, обладают свободным мандатом, т. е. не связаны наказами избирателей, не отчитываются перед избирателями и не могут быть ими досрочно отозваны (за исключением случаев отзыва избирателями депутатов, не оправдавших их доверия либо совершивших неблаговидные поступки). Вместе с тем депутаты поддерживают постоянные связи с избирателями, информируют их о своей работе, содействуют решению их личных проблем и т. д.(С. А.)
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
система правления, основанная на верховенстве представительного (законодательного) органа - парламента в системе органов государственной власти при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. П. представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов. В этом смысле основная отличительная особенность П. - наличие общенационального представительного учреждения, работающего на постоянной (профессиональной) основе. П. означает специфичность функций и полномочий представительного органа (парламента), к которым отнесено принятие законов, обсуждение и принятие бюджета государства, участие в формировании государственных органов и назначении высших должностных лиц, осуществлении внешней и внутренней политики государства, а также контрольных функций. П. как систему правления отличают специфические формы работы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др. Особый способ формирования парламентских учреждений - непосредственно населением - определяет и особый характер взаимоотношений парламентариев (и парламента в целом) с избирателями. Как отдельные члены парламента, так и парламент в целом в принципе связаны интересами и ожиданиями своих избирателей независимо от того, связаны ли члены (депутаты) парламента в своей деятельности свободным или императивным мандатом. Этим объясняется близость представительных учреждений к населению, в отличие от исполнительных органов власти.
В современных условиях П. возможен как в парламентарных республиках, так и в парламентских монархиях. Считается, что политическим условием установления такой системы правления является наличие стабильной двухпартийной политической системы.
От П. как системы правления следует отличать народное представительство как систему представительных (избираемых народом) органов государственной власти и местного самоуправления. Система народного представительства (народоправства) включает в себя парламентские учреждения, однако может "обходиться" без них, как это, в частности, было характерно для советской представительной демократии с ее квазипарламентами.
(В.Ч.)
В современных условиях П. возможен как в парламентарных республиках, так и в парламентских монархиях. Считается, что политическим условием установления такой системы правления является наличие стабильной двухпартийной политической системы.
От П. как системы правления следует отличать народное представительство как систему представительных (избираемых народом) органов государственной власти и местного самоуправления. Система народного представительства (народоправства) включает в себя парламентские учреждения, однако может "обходиться" без них, как это, в частности, было характерно для советской представительной демократии с ее квазипарламентами.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
особая демократическая система организации высшей государственной власти, структурно и функционально выстроенная на принципах разделения властей и верховенства права при ведущей роли парламента с его законодательными и контрольными прерогативами в целях утверждения и развития социальной справедливости. Эта классическая государственно- властная конструкция восходит ко времени становления идей и принципов конституционализма, составляя одну из его приоритетных сторон. Именно П. исторически был средоточием ценностей представительной демократии, способом ее организации, инструментом функционирования — в сочетании с ценностями, формами и методами демократии непосредственной, прямой. Каждый структурный институт этой конструкции представляет собой особую, относительно самостоятельную ветвь власти: законодательную («парламентскую»), правительственную, судебную, но все вместе, как целостный механизм, они функционируют для обеспечения единства государственной власти, исходящей согласно конституциям от народа. За долгие годы развития П. практикой выявлен, а наукой обобщен целый ряд разновидностей его типовой, «чистой» модели. В их числе П. развитой и несовершенный, рационализированный, монистический, дуалистический и т.д. Каждая модель несет в себе особенности исторического момента, национальных традиций, политической и правовой культуры населения той или иной страны, группы стран, типа и формы государства, государственного устройства, формы правления. Чем полнее, совершеннее П., тем, с одной стороны, шире его демократический потенциал, выше работоспособность, а с другой — эффективнее воздействие на формирование подлинно народного мандата, на обеспечение законных интересов и прав личности. Марксистско-ленинская доктрина отрицания П. стала идеологией и практикой безраздельного господства правящих коммунистических партий, полного отрыва государственной власти, представительных учреждений от общества. Для Советского Союза, для России это означало установление системы Советов (сначала рабочих и солдатских депутатов, позже депутатов трудящихся, наконец, народных депутатов), системы доктринально полновластной, на деле же бесправной, целиком подчиненной органам коммунистической партии. Только с принятием Конституции 1993 Россия смогла приступить к парламентаризации своих государственно-властных структур как на общефедеральном, так и на региональном уровне. И. М. Степанов
Источник: Юридическая энциклопедия
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
как особая система, как разделение труда законодательного и исполнительного, как привилегированное положение для депутатов – является составной частью буржуазной демократии, соответствующей периоду промышленного капитализма (см. Бурокуазное государство).
На первом этапе развития капитализма, охватывающем период от Французской буржуазной революции 1789 г. до франко-прусской войны и Парижской Коммуны, т. е. до 1870 г., буржуазия ведет борьбу против феодализма, расчищая дорогу для развитии производительных сил капиталистического общества, закрепляя свои экономические и политические завоевании. В этот период свойственные капитализму противоречия еще не получили полного развития, классовая борьба не достигла той остроты, которая характерна для империализма. Процесс концентрации и централизации капитала еще не привел к образованию капиталистических монополий. Благодаря этому буржуазия имела возможность осуществлять свое политическое господство через выборный орган–парламент (см.), являвшийся представительным учреждением всего господствующего класса. Парламент, как законодательный орган, осуществлял контроль над исполнительным органом власти – правительством (см.).
П. является атрибутом буржуазной демократии – демократии для эксплуататоров и носит классово-ограниченный характер. «Демократизм» П. сводился к тому, что в условиях промышленного капитализма непосредственное участие в государственном руководстве обществом принимал весь класс буржуазии, т. е. весь класс собственников общественного производства, применяющих наемный труд.
Даже в этот период парламент был закрыт для трудящихся и являлся для них чуждым, враждебным органом, орудием угнетения пролетариата буржуазией. П. не дал и не мог дать трудящимся возможность участвовать в осуществлении власти. «Раз в несколько лет решать, какой член господствующего класса будет подавлять, раздавлять народ в парламенте, – писал В. И. Ленин, – вот в чем настоящая суть буржуазного парламентаризма, не только в парламентарно-конституционных монархиях, но и в самых демократических республиках» (Соч., т. 25, стр. 394).
Свойственный периоду П. контроль парламентов над правительствами, столь расхваленный апологетами буржуазии, на самом деле представлял собой не что иное, как непосредственный контроль имущих классов.
Если в период промышленного капитализма парламент являлся главным орудием диктатуры буржуазии, то с наступлением империализма он такой роли играть уже не может. Клику магнатов монополистического капитала, открыто противостоящую большинству общества, уже не устраивают методы П. и буржуазной демократии. Монополии делают ставку на правительства, избирая их главными орудиями своей диктатуры.
Происшедшие с наступлением империализма изменения в базисе капиталистического общества повлекли за собой и изменение положения парламентов в политической части надстройки, изменение методов осуществления их роли. Парламенты не только утратили контроль над правительствами, но и попали к ним в подчинение, превратились во вспомогательные органы, прикрывающие и санкционирующие произвол и беззаконие империалистических правительств, к которым фактически перешли законодательные полномочия парламентов. Общий поворот к реакции в период империализма сопровождается кризисом буржуазной демократии, буржуазного П. Выборные органы – парламенты – вырождаются.
Руководство государственной жизнью осуществляется правительствами, которые вместе с возглавляемым ими государственным аппаратом всецело подчинены монополистическому капиталу. «Опыт парламентаризма во Франции и Америке, – указывал И. В. Сталин в 1918 г., – с очевидностью показал, что демократическая по внешности власть, рождающаяся в результате всеобщего избирательного права, на деле оказывается весьма далекой и чуждой подлинному демократизму коалицией с финансовым капиталом. Во Франции, в этой стране буржуазного демократизма, депутатов избирает весь народ, а министров поставляет Лионский банк. В Америке выборы всеобщие, а у власти оказываются ставленники миллиардера Рокфеллера» (Соч., т. 4, стр. 36). В период общего кризиса капитализма реакционная, потерявшая связи с народом буржуазия уже не может править методами П. и буржуазной демократии и становится на путь установления открыто террористической диктатуры монополистического капитала, т. е. фашизма (см.). Знамя буржуазно-демократических свобод, а вместе с ним и П. выбрасываются за борт буржуазией.
Несмотря на упадок буржуазных парламентов, пролетариат должен принимать в них участие. Для пролетариата важно завоевать сильные позиции в буржуазных парламентах, чтобы, используя парламентскую трибуну, разоблачать парламентские и буржуазно-демократические иллюзии.
После второй мировой войны компартии ряда буржуазных государств (Франции, Италии) сумели завоевать прочные позиции в буржуазных парламентах и успешно ведут борьбу за мир и демократию.
Борясь против буржуазного П., пролетариат не ставит перед собой задачу уничтожить представительные учреждения. «Выход из парламентаризма, конечно, не в уничтожении представительных учреждений и выборности, а в превращении представительных учреждений из говорилен в „работающие" учреждения» (Ленин В. И., Соч., т. 25, стр. 395).
Впервые после героической попытки парижских коммунаров эту задачу решила Великая Октябрьская социалистическая революция, которая свергла власть буржуазии, разруршла буржуазный государственный аппарат и передала власть Советам – подлинно представительным органам народа.
На первом этапе развития капитализма, охватывающем период от Французской буржуазной революции 1789 г. до франко-прусской войны и Парижской Коммуны, т. е. до 1870 г., буржуазия ведет борьбу против феодализма, расчищая дорогу для развитии производительных сил капиталистического общества, закрепляя свои экономические и политические завоевании. В этот период свойственные капитализму противоречия еще не получили полного развития, классовая борьба не достигла той остроты, которая характерна для империализма. Процесс концентрации и централизации капитала еще не привел к образованию капиталистических монополий. Благодаря этому буржуазия имела возможность осуществлять свое политическое господство через выборный орган–парламент (см.), являвшийся представительным учреждением всего господствующего класса. Парламент, как законодательный орган, осуществлял контроль над исполнительным органом власти – правительством (см.).
П. является атрибутом буржуазной демократии – демократии для эксплуататоров и носит классово-ограниченный характер. «Демократизм» П. сводился к тому, что в условиях промышленного капитализма непосредственное участие в государственном руководстве обществом принимал весь класс буржуазии, т. е. весь класс собственников общественного производства, применяющих наемный труд.
Даже в этот период парламент был закрыт для трудящихся и являлся для них чуждым, враждебным органом, орудием угнетения пролетариата буржуазией. П. не дал и не мог дать трудящимся возможность участвовать в осуществлении власти. «Раз в несколько лет решать, какой член господствующего класса будет подавлять, раздавлять народ в парламенте, – писал В. И. Ленин, – вот в чем настоящая суть буржуазного парламентаризма, не только в парламентарно-конституционных монархиях, но и в самых демократических республиках» (Соч., т. 25, стр. 394).
Свойственный периоду П. контроль парламентов над правительствами, столь расхваленный апологетами буржуазии, на самом деле представлял собой не что иное, как непосредственный контроль имущих классов.
Если в период промышленного капитализма парламент являлся главным орудием диктатуры буржуазии, то с наступлением империализма он такой роли играть уже не может. Клику магнатов монополистического капитала, открыто противостоящую большинству общества, уже не устраивают методы П. и буржуазной демократии. Монополии делают ставку на правительства, избирая их главными орудиями своей диктатуры.
Происшедшие с наступлением империализма изменения в базисе капиталистического общества повлекли за собой и изменение положения парламентов в политической части надстройки, изменение методов осуществления их роли. Парламенты не только утратили контроль над правительствами, но и попали к ним в подчинение, превратились во вспомогательные органы, прикрывающие и санкционирующие произвол и беззаконие империалистических правительств, к которым фактически перешли законодательные полномочия парламентов. Общий поворот к реакции в период империализма сопровождается кризисом буржуазной демократии, буржуазного П. Выборные органы – парламенты – вырождаются.
Руководство государственной жизнью осуществляется правительствами, которые вместе с возглавляемым ими государственным аппаратом всецело подчинены монополистическому капиталу. «Опыт парламентаризма во Франции и Америке, – указывал И. В. Сталин в 1918 г., – с очевидностью показал, что демократическая по внешности власть, рождающаяся в результате всеобщего избирательного права, на деле оказывается весьма далекой и чуждой подлинному демократизму коалицией с финансовым капиталом. Во Франции, в этой стране буржуазного демократизма, депутатов избирает весь народ, а министров поставляет Лионский банк. В Америке выборы всеобщие, а у власти оказываются ставленники миллиардера Рокфеллера» (Соч., т. 4, стр. 36). В период общего кризиса капитализма реакционная, потерявшая связи с народом буржуазия уже не может править методами П. и буржуазной демократии и становится на путь установления открыто террористической диктатуры монополистического капитала, т. е. фашизма (см.). Знамя буржуазно-демократических свобод, а вместе с ним и П. выбрасываются за борт буржуазией.
Несмотря на упадок буржуазных парламентов, пролетариат должен принимать в них участие. Для пролетариата важно завоевать сильные позиции в буржуазных парламентах, чтобы, используя парламентскую трибуну, разоблачать парламентские и буржуазно-демократические иллюзии.
После второй мировой войны компартии ряда буржуазных государств (Франции, Италии) сумели завоевать прочные позиции в буржуазных парламентах и успешно ведут борьбу за мир и демократию.
Борясь против буржуазного П., пролетариат не ставит перед собой задачу уничтожить представительные учреждения. «Выход из парламентаризма, конечно, не в уничтожении представительных учреждений и выборности, а в превращении представительных учреждений из говорилен в „работающие" учреждения» (Ленин В. И., Соч., т. 25, стр. 395).
Впервые после героической попытки парижских коммунаров эту задачу решила Великая Октябрьская социалистическая революция, которая свергла власть буржуазии, разруршла буржуазный государственный аппарат и передала власть Советам – подлинно представительным органам народа.
Источник: Советский юридический словарь