один из способов осуществления парламентского контроля за деятельностью органов государственной власти, в т.ч. правительства и отдельных его членов. П.р. производится, как правило, специально создаваемыми парламентскими (следственными) комиссиями временного характера. П.р. проводится обычно в отношении незаконных действий подконтрольных парламенту органов исполнительной власти, если допущенные нарушения имеют политический характер, а т.ж. других политических инцидентов.
ПАРЛАМЕНТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
ПАРЛАМЕНТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Парламентское расследование
это деятельность парламента по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства. В России парламентскому расследованию подлежат: факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина; обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера; обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Источник: Большой юридический словарь
РАССЛЕДОВАНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОЕ
деятельность представительного органа власти по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства, один из способов осуществления парламентского контроля за деятельностью органов государственной власти. Инициативу о начале парламентского расследования может выдвинуть группа депутатов, численность которой определяется регламентом. Данная инициатива должна быть рассмотрена на общем заседании парламента и поддержана большинством. Для проведения расследования по каждому вопросу формируется специальная депутатская комиссия, в состав которой должны войти представители различных фракций. Работа данной комиссии может протекать параллельно с действиями правоохранительных органов, занимающихся расследованием тех же обстоятельств. В любом случае правоохранительные органы и другие государственные структуры обязаны содействовать проведению парламентского расследования и предоставлять созданной комиссии все находящуюся в их распоряжении информацию.
Источник: Словарь парламентских терминов
ПАРЛАМЕНТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
высшая форма (средство) парламентского контроля, главным образом за исполнительной властью, представляющая собой реализацию права парламента создавать специальные комиссии для расследования преступлений, имеющих особую общественную значимость. П.р. можно рассматривать как специфическую разновидность конституционных юридических производств. Однако П.р. принципиально отлично от расследования по уголовному делу, осуществляемого специализированными правоохранительными структурами, в присущих ему формах и с использованием специфических средств (задержание, обыск, опознание и т.п.). Проводя П.р., парламент не принимает решений, имеющих уголовно-правовое или иное юридическое значение. Он лишь констатирует имевшие место нарушения закона, а при необходимости и по собственному усмотрению вправе передать материалы расследования органам прокуратуры или в иные компетентные органы государства. Последние обязаны исследовать такие материалы и при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело и провести по нему расследование.
Как форма контроля парламента за деятельностью исполнительной ветви власти П.р. применяется в практике зарубежных стран. При этом в двухпалатном парламенте комиссии по расследованию создаются в обеих палатах. Например, в США расследование ведут комитеты и подкомитеты, а также специальные комиссии обеих палат Конгресса. Они вправе истребовать необходимые документы и материалы, вызвать повесткой на проводимые слушания любое лицо, включая президента, а также допросить его в качестве свидетеля. Неявка по вызову может квалифицироваться как "неуважение к Конгрессу" с вероятной перспективой судебного преследования. По результатам расследования сами комитеты и комиссии окончательного решения не принимают. Их информация является основой докладов, направляемых в Сенат или Палату представителей. В отношении конкретных должностных лиц материалы комиссии могут быть направлены в суд. Для США наиболее радикальной мерой воздействия является так называемая парламентская санкция - угроза сокращения бюджетных ассигнований. Кроме того, последствием проведенного П.р. может быть инициирование процедуры импичмента президента.
Как один из способов осуществления парламентского контроля П.р. регламентами палат Федерального Собрания РФ прямо не предусмотрено. Российское парламентское право по этому поводу не содержит каких-либо указаний. В то же время возможность палат создавать временные комиссии для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах в некоторой степени восполняет этот пробел.
Обоснованным представляется предложение о том, чтобы наделить Совет Федерации и Государственную Думу правом создавать специальные комиссии для проведения П.р. При этом явка в такие комиссии и представление документов должны быть обязательными, равно как и решения комиссии.
(В.Ч.)
Как форма контроля парламента за деятельностью исполнительной ветви власти П.р. применяется в практике зарубежных стран. При этом в двухпалатном парламенте комиссии по расследованию создаются в обеих палатах. Например, в США расследование ведут комитеты и подкомитеты, а также специальные комиссии обеих палат Конгресса. Они вправе истребовать необходимые документы и материалы, вызвать повесткой на проводимые слушания любое лицо, включая президента, а также допросить его в качестве свидетеля. Неявка по вызову может квалифицироваться как "неуважение к Конгрессу" с вероятной перспективой судебного преследования. По результатам расследования сами комитеты и комиссии окончательного решения не принимают. Их информация является основой докладов, направляемых в Сенат или Палату представителей. В отношении конкретных должностных лиц материалы комиссии могут быть направлены в суд. Для США наиболее радикальной мерой воздействия является так называемая парламентская санкция - угроза сокращения бюджетных ассигнований. Кроме того, последствием проведенного П.р. может быть инициирование процедуры импичмента президента.
Как один из способов осуществления парламентского контроля П.р. регламентами палат Федерального Собрания РФ прямо не предусмотрено. Российское парламентское право по этому поводу не содержит каких-либо указаний. В то же время возможность палат создавать временные комиссии для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах в некоторой степени восполняет этот пробел.
Обоснованным представляется предложение о том, чтобы наделить Совет Федерации и Государственную Думу правом создавать специальные комиссии для проведения П.р. При этом явка в такие комиссии и представление документов должны быть обязательными, равно как и решения комиссии.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
ПАРЛАМЕНТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
деятельность представительного органа власти или его палат, заключающаяся в проверке и оценке фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия с учетом уровня для общества и государства в целом или для соответствующей территории.
В Российской Федерации возможность проведения п.р. отражена на федеральном уровне как право, принадлежащее палатам Федерального Собрания РФ, а также в некоторых субъектах РФ как возможность их законодательных (представительных) органов государственной власти.
Покажем особенности п.р. на федеральном уровне. Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. (ред. от 7 мая 2013 г.) «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» установил основания для проведения п.р. Федерального Собрания, его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры п.р., а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в п.р.
В соответствии со ст. 2 Закона целями п.р. являются: 1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина; 2) обеспечение палатами Федерального Собрания контроля деятельности Правительства РФ, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, государственных органов, не являющихся органами государственной власти, а также органов местного самоуправления по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения п.р.; 3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения п.р., информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий; 4) факты грубого нарушения финансовой дисциплины, выразившиеся в несвоевременном исполнении доходных и (или) расходных статей федерального бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ по объему, структуре и целевому назначению, в неэффективности расходов средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, управления и распоряжения федеральной собственностью.
П.р. подлежат: 1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина; 2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Такому расследованию не подлежат: деятельность Президента Российской Федерации; деятельность суда по осуществлению правосудия; деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с уголовнопроцессуальным законодательством.
Основаниями для возбуждения п.р. являются события, ставшие известными членам Совета Федерации или депутатам Государственной Думы и связанные с названными выше фактами и обстоятельствами. При наличии таких фактов и обстоятельств группа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы численностью не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы направляет председателю соответствующей палаты Федерального Собрания письменное обращение о возбуждении п.р., в котором должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие п.р., и обоснованы необходимость и возможность его проведения.
При наличии фактов и обстоятельств, указанных выше, группа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы численностью не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы направляет Председателю Совета Федерации или Председателю Государственной Думы письменное обращение о возбуждении п.р., в котором должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие п.р., и обоснованы необходимость и возможность его проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом. Профильный комитет Совета Федерации или Государственной Думы направляет Председателю Совета Федерации или Председателю Государственной Думы письменное обращение о возбуждении п.р., в котором должны быть изложены факты, подлежащие п.р., и обоснованы необходимость и возможность его проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Палата Федерального Собрания, принявшая постановление о поддержке инициативы возбуждения п.р. (о поддержке предложения о создании комиссии) и о составе соответствующей части комиссии, незамедлительно направляет данное постановление в другую палату Федерального Собрания, которая в течение 15 дней со дня принятия указанного постановления рассматривает вопрос о возбуждении п.р. и о составе соответствующей части комиссии.
Расследование не проводится, если одна из палат Федерального Собрания не приняла решение о возбуждении п.р., инициатива возбуждения которого была поддержана другой палатой, а также если Совет Федерации не принял решение о возбуждении п.р. в связи с поддержанным Государственной Думой предложением о создании комиссии.
Если обе палаты решили проводить п.р., они на паритетных началах формируют комиссию, состоящую из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, и избирают ее сопредседателей. Комиссия формируется на время проведения п.р. и после его завершения распускается.
Основные положения, касающиеся процедуры п.р., устанавливаются самим Федеральным законом. Однако комиссия вправе принять регламент парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения п.р., устанавливать правила проведения п.р., которые не должны противоречить данному Федеральному закону и иным федеральным законам.
Для изучения отдельных фактов и обстоятельств, а также для выезда в случае необходимости на место расследуемого комиссией события могут создаваться рабочие группы, в состав которых, как правило, на паритетных началах входят члены комиссии – члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.
По результатам п.р. готовится итоговый доклад комиссии, который направляется в палаты Федерального Собрания. Палаты в течение одного месяца рассматривают и утверждают итоговый доклад. В случае если итоговый доклад не утвержден хотя бы одной из палат, деятельность комиссии прекращается.
В Российской Федерации возможность проведения п.р. отражена на федеральном уровне как право, принадлежащее палатам Федерального Собрания РФ, а также в некоторых субъектах РФ как возможность их законодательных (представительных) органов государственной власти.
Покажем особенности п.р. на федеральном уровне. Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. (ред. от 7 мая 2013 г.) «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» установил основания для проведения п.р. Федерального Собрания, его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры п.р., а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в п.р.
В соответствии со ст. 2 Закона целями п.р. являются: 1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина; 2) обеспечение палатами Федерального Собрания контроля деятельности Правительства РФ, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, государственных органов, не являющихся органами государственной власти, а также органов местного самоуправления по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения п.р.; 3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения п.р., информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий; 4) факты грубого нарушения финансовой дисциплины, выразившиеся в несвоевременном исполнении доходных и (или) расходных статей федерального бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ по объему, структуре и целевому назначению, в неэффективности расходов средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, управления и распоряжения федеральной собственностью.
П.р. подлежат: 1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина; 2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Такому расследованию не подлежат: деятельность Президента Российской Федерации; деятельность суда по осуществлению правосудия; деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с уголовнопроцессуальным законодательством.
Основаниями для возбуждения п.р. являются события, ставшие известными членам Совета Федерации или депутатам Государственной Думы и связанные с названными выше фактами и обстоятельствами. При наличии таких фактов и обстоятельств группа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы численностью не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы направляет председателю соответствующей палаты Федерального Собрания письменное обращение о возбуждении п.р., в котором должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие п.р., и обоснованы необходимость и возможность его проведения.
При наличии фактов и обстоятельств, указанных выше, группа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы численностью не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы направляет Председателю Совета Федерации или Председателю Государственной Думы письменное обращение о возбуждении п.р., в котором должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие п.р., и обоснованы необходимость и возможность его проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом. Профильный комитет Совета Федерации или Государственной Думы направляет Председателю Совета Федерации или Председателю Государственной Думы письменное обращение о возбуждении п.р., в котором должны быть изложены факты, подлежащие п.р., и обоснованы необходимость и возможность его проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Палата Федерального Собрания, принявшая постановление о поддержке инициативы возбуждения п.р. (о поддержке предложения о создании комиссии) и о составе соответствующей части комиссии, незамедлительно направляет данное постановление в другую палату Федерального Собрания, которая в течение 15 дней со дня принятия указанного постановления рассматривает вопрос о возбуждении п.р. и о составе соответствующей части комиссии.
Расследование не проводится, если одна из палат Федерального Собрания не приняла решение о возбуждении п.р., инициатива возбуждения которого была поддержана другой палатой, а также если Совет Федерации не принял решение о возбуждении п.р. в связи с поддержанным Государственной Думой предложением о создании комиссии.
Если обе палаты решили проводить п.р., они на паритетных началах формируют комиссию, состоящую из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, и избирают ее сопредседателей. Комиссия формируется на время проведения п.р. и после его завершения распускается.
Основные положения, касающиеся процедуры п.р., устанавливаются самим Федеральным законом. Однако комиссия вправе принять регламент парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения п.р., устанавливать правила проведения п.р., которые не должны противоречить данному Федеральному закону и иным федеральным законам.
Для изучения отдельных фактов и обстоятельств, а также для выезда в случае необходимости на место расследуемого комиссией события могут создаваться рабочие группы, в состав которых, как правило, на паритетных началах входят члены комиссии – члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.
По результатам п.р. готовится итоговый доклад комиссии, который направляется в палаты Федерального Собрания. Палаты в течение одного месяца рассматривают и утверждают итоговый доклад. В случае если итоговый доклад не утвержден хотя бы одной из палат, деятельность комиссии прекращается.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.