ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.
Имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в представительные органы власти.
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
См. Избирательное объединение, Избирательное право. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. 166
Источник: Толковый словарь гражданского процесса.
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
Функциями политических партий являются: выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп; активизация и интеграция определенной части людей; борьба за политическую власть и ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки; подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью; разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения; политическое воспитание общества в целом или его части; подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.
Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.
По социальной направленности своей программы и деятельности политические партии подразделяются на социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические и т.п. По идейным основаниям деятельности - на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера). По методам выполнения своей программы - на революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений). По характеру политических действий - на консервативно-реакционные, умеренные, радикально-экстремистские. По представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике - на правящие и оппозиционные (бывают легальные, полулегальные и нелегальные). По месту в политическом спектре - на левые, центристские и правые.
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Юридическая энциклопедия
Родина политических П.п., как и буржуазно-демократического строя, - Англия. Две крупнейшие английские П.п., существующие и доныне, зародились еще в XVII в. в виде П.п. тори (нынешние консерваторы) и вигов (нынешние либералы). Торийская П.п. была организацией крупного землевладения, П.п. вигов - организацией городской промышленной и торговой буржуазии. Эти две П.п. были единственными до первого десятилетия XX в. Их политические различия стерлись в результате фактического сближения интересов обуржуазившихся землевладельцев с интересами промышленного и финансового капитала. В США в конце XVIII - начале XIX в. сложилась довольно устойчивая двухпартийная система.
Самые первые партийные системы континентальной Европы (первая половина XIX в.) были основаны, как и в Англии, на разделении П.п. на либеральные и консервативные. Во второй половине XIX в. в большинстве европейских стран стали появляться социал-демократические П.п. После первой мировой войны по всему миру возникли радикальные коммунистические партии. В это же время создаются первые однопартийные режимы авторитарного и тоталитарного типа. В 1970-х гг. в ряде европейских и других стран на политическую сцену вышли П.п. "зеленых".
В России политические организации партийного типа возникли в последние годы XIX в. Легализованы партии были только в ходе революции 1905-1907 гг. В октябре 1917г. большевики установили в стране сначала фактически, а затем и формально однопартийный режим. Только в 1988 г. начали появляться альтернативные партии. В марте 1990 г. в Конституцию СССР было внесено изменение, допускавшее существование наряду с КПСС других партий. В отличие от большинства европейских стран в РФ не существует специального закона о П.п. Правовую основу их деятельности составляет п. 3 ст. 13 Конституции РФ, согласно которому в РФ признаются политическое многообразии, многопартийность. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В части, относящейся к П.п., в РФ продолжают действовать ст. 6 и 9 Закона СССР "Об общественных объединениях" 1990 г. Из них вытекает, что членами российских П.п. могут быть только граждане РФ. До принятия специального закона о П.п. в РФ их деятельность основывается на общих положениях законодательства об общественных, объединениях. В некоторых случаях это законодательство содержит специальные нормы, посвященные П.п. Так, согласно ст. 31 ФЗ РФ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях": "Политические партии, политические движения и общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах, не вправе получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов".
Источник: Энциклопедия юриста
П.п. создаются и действуют в соответствии с принципами законности и гласности, свободы в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением установленных законом ограничений. Запрещается создание и деятельность П.п., цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Деятельность П.п. также не должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами. Кроме того, П.п. не должна вмешиваться в учебный процесс образовательных учреждений. Не допускается создание и деятельность П.п. и их структурных подразделений в органах государственной власти и местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных организациях. Исключение составляют законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления. Закон запрещает создание и деятельность на территории России П.п. иностранных государств.
Законом исчерпывающе определены способы и порядок создания П.п.. Она может быть создана на учредительном съезде либо путем преобразования в П.п. общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения. Специального разрешения органов государственной власти и должностных лиц на создание П.п. не требуется. Непременное условие этого способа образования партии: государственная регистрация преобразуемого общественного объединения должна быть осуществлена не позднее чем за 6 месяцев со дня проведения учредительного съезда П.п., принявшего решение о преобразовании в П.п. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета. В случае же преобразования действующего общественного объединения в П.п. образование организационного комитета необязательно.
П.п. и их региональные отделения подлежат государственной регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. Документом, подтверждающим государственную регистрацию партии, ее регионального отделения, является свидетельство о государственной регистрации. При этом регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации П.п. и должна быть завершена более чем в половине субъектов РФ не позднее чем через 6 месяцев со дня регистрации П.п. Только после этого П.п. может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной регистрации П.п. утрачивает силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный реестр юридических лиц, аннулируется. Наименование зарегистрированной партии (как полное, так и сокращенное) должно отличаться от наименований уже существующих партий и партий, прекративших свою деятельность вследствие их ликвидации по основаниям, указанным в Законе (ст. 6, 9). Закон допускает использовать в своих наименованиях слова "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без какого-либо специального разрешения. При выборе наименования требуется соблюсти два условия: не нарушать права интеллектуальной собственности и не использовать наименование, оскорбляющее расовые, национальные и религиозные чувства.
В целях обеспечения демократических принципов в организации и деятельности П.п. Законом предусмотрены требования к их уставам, соблюдение которых позволяет обеспечить выборность и сменяемость руководящих органов П.п., а также демократическую процедуру принятия решений, в том числе при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно Закону членство в П.п. является добровольным и индивидуальным. Членами П.п. могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет. Не могут быть членами П.п. иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, признанные судом недееспособными. Ограничение права на вступление в П.п. может устанавливаться для определенных категорий граждан федеральными законами. Член П.п. может состоять только в одном региональном отделении данной П.п. - по месту постоянного или преимущественного проживания.
Поскольку П.п. играют особую роль в организации электоральных процессов, закон устанавливает, что они являются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти. Одновременно определены критерии, в соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах. В случае если в течение 5 лет подряд после создания П.п. ее участие в выборах не установлено, такая партия подлежит ликвидации.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Федеральный закон «О политических партиях» определяет партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Очевидно, что во всех случаях партия рассматривается как группа людей, объединившихся для участия в политической жизни и преследующих цель завоевания политической власти. В этом качестве в большинстве случаев партии выражают интересы определенных социальных сил и призваны представлять эти силы в структурах власти. В данном контексте, как уже отмечалось, партии играют ключевую роль несущей конструкции как гражданского общества, так и политической системы.
Партия как политический институт обладает целым рядом отличительных признаков. В отличие от других общественных организаций, движений она имеет четкую идеологическую доктрину, программу, излагающую ее цели и средства их достижения, устав, закрепляющий ее строение, четкость границ членства, центральные руководящие органы и местные организации. Борьба за власть обычно является главным содержанием деятельности политических партий.
В настоящее время партии, являясь основной формой организации политической активности граждан, их политического представительства в органах государственной власти, становятся все более авторитетным институтом общества. В России складывается качественно новая политическая система, базирующаяся на многопартийности. Партии становятся структурообразующим элементом российского общества.
Принятие закона о политических партиях, изменения в избирательном законодательстве стимулировали процесс институционализации политических партий, оформления их в политико-правовой институт путем более широкого правового регулирования отношений, связанных с созданием и деятельностью партий.
В зависимости от критериев классификации партии различаются по идеологической направленности, приоритетам своей программной деятельности, внутренней структуре, социальной поддержке, масштабам деятельности. Российские партии можно разделить на:
— доктринальные, имеющие четкую идеологию;
— прагматические, ориентирующиеся прежде всего на практическую целесообразность действий;
— харизматические, объединяющие ряды вокруг конкретного политического лидера;
— корпоративные, выражающие интересы отдельных групп;
— медиапартии, использующие электронные СМИ для раскрутки бренда партии.
При этом можно говорить только о доминирующей тенденции. Действующие в России партии трудно отнести к какому-то одному типу. Как правило, они интегрируют черты, присущие различным типам.
В системе политического управления обществом партии, на наш взгляд, выполняют разнообразные функции. Наиболее общими из них являются:
а) стимулирование участия граждан в по-
литической жизни, замена стихийных форм общественно-политической активности населения институциональными, подверженными контролю формами:
б) выявление и артикуляция интересов
социальных слоев и групп населения:
в) формирование общественного мне-
ния, анализ складывающейся ситуации, тенденций и прогнозирование их вероятных изменений:
г) развитие политической культуры граждан и содействие их политическому образованию, воспитание гражданственности;
д) выдвижение кандидатов для выборов
в органы власти и оказание им поддержки;
е) участие в деятельности представи-
тельных и исполнительных органов власти, структур местного самоуправления;
ж) подготовка и выдвижение кадров для государственной и муниципальной службы, общественных организаций.
Главная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в совокупный политический интерес путем сведения этих интересов к единому знаменателю.
В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом, независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий. В настоящее время вступил в силу закон «О политических партиях» от 2 апреля 2012 года № 28-ФЗ, который составляет часть масштабной политической реформы, предложенной президентом, упрощает процедуру регистрации партий. В частности, документ предусматривает снижение минимальной численности партии с 40 тысяч до 500 членов. В связи с либерализацией законодательства многие эксперты прогнозируют в перспективе бум партийного строительства в России. Мировая практика показывает, что эффективно влиять на развитие общества партии могут лишь в случае, если они в состоянии самостоятельно разрабатывать стратегию социального развития, предлагать привлекательные для общественного мнения решения проблем, представлены в органах власти, имеют рычаги для влияния на своих представителей в них.
З. М. Зотова
Список литературы
Федеральный закон «О политических партиях» № 95-ФЗ от 21июня 2001 г.
Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О политических партиях» № 28-ФЗ от 02 апреля 2012 г.
Заславский С. Е. Политические партии России: проблемы правовой институционализации. — М., 2003.
Зотова З. М. 100 лет российской многопартийности. — М., РЦОИТ, 2006.
Основы теории политических партий: учеб. пособие. — М., 2000.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия