Пенитенциарное правоотношение и пенитенциарное правонарушение

Найдено 1 определение
Пенитенциарное правоотношение и пенитенциарное правонарушение
социально юридические антиподы. Основное отличие правоотношения от правонарушения заключается в юридической оценке (квалификации) поведения участников того или иного социального отношения со стороны национального законодательства. Например, в Советском Союзе любая правозащитная деятельность, осуществляемая с ориентировкой на международные организации, рассматривалась как диссидентская, а значит, и противоправная. В настоящее время на конституционном уровне закрепляется право каждого «в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (п. 3 ст. 46 Конституции России 1993 г.). Соответственно, стали как правомерные претензионные отношения: осужденный гражданин – Российская Федерация, рассматриваемые в Европейском суде по правам человека, что было невозможно в УИС советского периода. Также критерием отличия пенитенциарного правоотношения от пенитенциарного правонарушения является корреспондирующий характер прав и обязанностей субъектов пенитенциарных правонарушений. В рамках правомерного взаимодействия субъекты реализуют по отношению друг к другу взаимные права и обязанности, виды и порядок осуществления и защиты которых урегулирован действующими источниками пенитенциарного права. В условиях пенитенциарного правонарушения имеет место «конфликт интересов», в рамках которого права и законные интересы одной из сторон противоправным образом ущемляются другой стороной. Понятия «пенитенциарное правонарушение» и «пенитенциарное правоотношение» соотносятся друг с другом как причина и следствие. Совершение лицом правонарушения является юридическим фактом, инициирующим возникновение пенитенциарного правоотношения в сфере юридической ответственности.

Источник: Юридический словарь для сотрудников пенитенциарной системы. 2013

Реклама