План комплексного социально-экономического развития региона

Найдено 1 определение
План (программа) комплексного социально-экономического развития региона
комплекс мероприятий, инициируемых, разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации на долгосрочный период, обеспечивающих эффективное решение задач в области социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
В период реализации радикальных экономических реформ, обеспечивающих переход экономической системы Российской Федерации к рыночным отношениям, действовавшие ранее принципы государственного стратегического планирования и накопленный в СССР опыт управления социально-экономическим развитием страны был неоправданно забыт. Лишь к концу 1990-х гг. стало ясно, что без целенаправленной и сбалансированной государственной политики в этой сфере, соответствующей новым хозяйственным условиям и отношениям и основанной на принципах индикативного планирования и государственного регулирования, не обойтись. С начала 2000-х гг. этой проблеме уделяется все более пристальное внимание как на федеральном, так и на субфедеральном уровне.
Несмотря на все сложности переходного периода, в 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ. Этим законом были определены цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.
Законом был введен ряд новых понятий:
— государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования;
— результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства;
— концепция социально-экономического развития Российской Федерации — система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей;
— программа социально-экономического развития Российской Федерации — комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Законом было установлено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в 5 лет на десятилетний период, на среднесрочную перспективу — на период от 3 до 5 лет и ежегодно корректируется, на краткосрочную перспективу — ежегодно.
Прогнозы разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов в целом по Российской Федерации, народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
Основным официальным нормативным актом, регламентирующим разработку и реализацию программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, до 2011 года являлся приказ Минэкономразвития России от 17.06.2002 г. № 170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации», которым были утверждены порядок согласования с федеральными органами исполнительной власти мероприятий (объектов) программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета, и типовой макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации. Субъектам было Российской Федерации рекомендовано руководствоваться типовым макетом при разработке региональных программ экономического и социального развития.
Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» введены общие для всех уровней бюджетной системы нормы, устанавливающие порядок утверждения и реализации долгосрочных целевых программ. При этом была введена новая система финансирования долгосрочных целевых программ, обеспечивающая прозрачность их отражения в бюджетах и бюджетной отчетности, выполнение принятых в установленном порядке расходных обязательств, повышение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств. Одновременно утратила силу статья 197 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определявшая порядок внесения федеральных целевых программ на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Федеральным законом № 63-ФЗ в Бюджетном кодексе Российской Федерации закреплен принцип рамочного законодательного регулирования полномочий по утверждению долгосрочных целевых программ, установлению порядка определения сроков их реализации, а также установлению порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации за исполнительными органами соответствующего уровня власти. В отношении федеральных долгосрочных целевых программ такими полномочиями обладает Правительство Российской Федерации, региональных долгосрочных целевых программ — высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, долгосрочных целевых программ муниципального уровня — местная администрация муниципального образования.
А. А. Сапожников
Список литературы
Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социальноэкономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ (с изм.).
Иванков В. И., Квашнин А. В., Псарев В. И., Псарева Т. В. Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований: учебно-метод. пособие / под общ. ред. Т. В. Псаревой. — Новосибирск, 2005.
Головко И. С., Псарева Т. В., Репина-Гаврикова Е.В., Назаренко И. А. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации / под общ. ред. Т. В. Псаревой. — Новосибирск, 2006.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия