ПЛАТЕЖНЫЕ ИНСТРУКЦИИ

Найдено 1 определение
ПЛАТЕЖНЫЕ ИНСТРУКЦИИ
являются основанием для проведения расчетов в безналичной форме в виде банковского перевода.
Согласно ст. 232 БК платежные инструкции могут быть выданы посредством:
1) представления расчетных документов (платежного поручения, платежного требования, платежного требования-поручения);
2) использования платежных инструментов при осуществлении соответствующих операций (чека, банковской пластиковой карточки, других инструментов);
3) представления и использования иных документов и инструментов в случаях, предусмотренных Национальным банком.
Платежные инструкции клиента в соответствии со ст. 233 БК могут быть выданы в письменной форме или в форме электронного документа.
Платежная инструкция клиента - юридического лица, выданная в письменной форме, должна содержать подписи (подпись) лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, а также оттиск печати владельца счета. Платежная инструкция клиента - юридического лица, содержащая такие подписи (подпись) и оттиск печати и по иным признакам соответствующая требованиям законодательства, считается подлинной.
Платежная инструкция клиента - физического лица, выданная в письменной форме, должна содержать подпись этого лица или лица, уполномоченного им распоряжаться счетом. Платежная инструкция клиента - физического лица, содержащая такую подпись и по иным признакам соответствующая требованиям законодательства, считается подлинной. Платежная инструкция клиента - индивидуального предпринимателя может также содержать оттиск его печати.
Банк не несет ответственности за принятие к исполнению (акцепт) подложных платежных инструкций в письменной форме в случаях, если в соответствии с ч. второй и третьей ст. 233 БК они считались подлинными и при этом не будет доказано наличие умысла со стороны банка.
Правила использования в расчетах в безналичной форме платежных инструкций в форме электронных документов устанавливаются законодательством.
Возложение обязанности по исполнению платежных инструкций на другой банк регулируется ст. 234 БК, согласно которой в случае, когда в силу особенностей расчетов в безналичной форме либо в силу иных причин банк, в который обратился клиент, не может полностью осуществить платеж, этот банк вправе переадресовать частичное исполнение платежных инструкций клиента другому банку (банку-корреспонденту). Клиент вправе по согласованию с обслуживающим банком определить банк-корреспондент для исполнения платежных инструкций либо предоставить право выбора банка-корреспондента самому обслуживающему банку. Банк несет ответственность за убытки, причиненные клиенту в результате неисполнения его поручения о выборе банка-корреспондента.
Клиент имеет право изменить или отменить выданные банку платежные инструкции до момента совершения банком фактических действий по их исполнению. Под фактическими действиями по исполнению платежных инструкций понимаются:
1) совершение бухгалтерских проводок по соответствующим счетам;
2) совершение банком иных действий, определенных законодательством.
После совершения фактического действия банк вправе не предпринимать каких-либо действий по изменению или отмене платежных инструкций (ст. 235 БК).
Сроки исполнения платежных инструкций установлены ст. 236 БК. Так, платежные инструкции подлежат исполнению банком не позднее банковского дня, следующего за днем их поступления в банк, если иное не предусмотрено БК, иным законодательством или договором. Банки обязаны акцептовать платежные инструкции, срок исполнения которых наступит в будущем, а также платежные инструкции, исполнение которых обусловлено наступлением каких-либо обстоятельств (событий) в будущем, в случае, если возможность осуществления таких операций предусмотрена правилами, установленными банками.
Ответственность банка за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций предусмотрена ст. 237 БК, в соответствии с которой под ненадлежащим исполнением банком-отправителем платежных инструкций клиента (взыскателя) понимаются:
1) несвоевременное списание денежных средств со счета плательщика;
2) списание денежных средств в сумме, не соответствующей сумме, указанной в платежных инструкциях клиента (взыскателя);
3) выдача в целях исполнения платежных инструкций клиента (взыскателя), банка-корреспондента платежного поручения, не соответствующего платежным инструкциям клиента (взыскателя), банка-корреспондента, повлекшая перевод (зачисление) денежных средств в пользу ненадлежащего бенефициара, банка-корреспондента;
4) иные случаи исполнения платежных инструкций в порядке, не соответствующем законодательству или договору.
Под ненадлежащим исполнением банком-получателем платежных инструкций банка-корреспондента понимаются:
1) несвоевременное зачисление денежных средств на счет бенефициара;
2) зачисление денежных средств на счет бенефициара в сумме, не соответствующей платежным инструкциям банка-корреспондента;
3) зачисление денежных средств в пользу ненадлежащего бенефициара;
4) иные случаи исполнения платежных инструкций в порядке, не соответствующем законодательству или договору.
В случае ненадлежащего исполнения платежных инструкций банк обязан возместить клиенту (взыскателю), банку-корреспонденту: денежные средства, необоснованно списанные с их счета; денежные средства, недозачисленные на их счет; денежные средства, переведенные (зачисленные) в пользу ненадлежащего бенефициара, банка-корреспондента.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения банком платежных инструкций клиента (взыскателя) банк обязан возместить клиенту (взыскателю) реальный ущерб, в том числе взысканную контрагентами по основному договору неустойку (штраф, пени), примененные уполномоченными государственными органами санкции, а также начислить проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке, установленном гражданским законодательством.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения банком платежных инструкций клиент (взыскатель) вправе также требовать возмещения упущенной выгоды, если это предусмотрено договором между банком и клиентом либо при наличии умысла со стороны банка.
Банк согласно ст. 238 БК не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых платежных инструкций клиента в случае:
1) указания неверных реквизитов платежных инструкций;
2) утраты платежных инструкций организациями связи либо искажения ими электронных сообщений;
3) поломок или аварий используемых банком технических систем, произошедших не по вине банка;
4) в иных случаях, предусмотренных ч. второй и третьей ст. 242, ч. первой ст. 246 и ч. второй ст. 247 БК и иными законодательными актами.

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

Похожие термины:

  • ФОРМА ПЛАТЕЖНЫХ ИНСТРУКЦИЙ

    в соответствии со ст. 233 БК платежные инструкции клиента могут быть выданы в письменной форме или в форме электронного документа. Платежная инструкция клиента - юридического лица, выданная в письм