Подотчетность исполнительных органов представительным органам местного самоуправления

Найдено 1 определение
Подотчетность исполнительных органов представительным органам местного самоуправления
один из способов, причем всеобъемлющий и по природе своей наиболее действенный, контроля со стороны населения и представительных органов местного самоуправления за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами как путём различных форм прямого волеизъявления (референдум, выборы, других форм), так и через органы местного самоуправления.
В соответствии с ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14) к органам местного самоуправления относятся: представительные органы местного самоуправления; органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Представительный орган местного самоуправления — это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы. Другие полномочия представительных органов местного самоуправления определяются в Уставе муниципального образования. К таким полномочиям обычно относятся назначение даты выборов главы муниципального образования, назначение местного референдума, принятие Устава муниципального образования, передача полномочий органам территориально общественного самоуправления, согласование назначения должностных лиц местного самоуправления, а также выражение недоверия к главе муниципального образования.
Федеральный закон устанавливает подотчетность должностных лиц, во-первых, населению непосредственно и, во-вторых, представительному органу. В законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и уставах муниципальных образований больше внимания уделяется подотчетности представительному органу. Формы и методы организации отчетов перед населением изложены в общей форме.
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. Главные должностные лица назначаются с согласия представительного органа местного самоуправления. См. Местная администрация.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:
— подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального
образования;
— представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;
— обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Поскольку выборных должностных лиц, как правило, двое — глава муниципального образования и глава администрации, — именно об их подотчетности идет речь в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и уставах муниципальных образований.
При объединении функций главы муниципального образования и главы администрации в одном лице требование подотчетности применительно к одному выборному должностному лицу.
Принцип подотчетности выборных должностных лиц населению обеспечивает связь населения с избранными им органами, определяет возможность влиять на их деятельность, принимать меры, направленные на улучшение работы тех, кто призван изо дня в день заботиться об интересах и нуждах жителей городов и сел.
В уставах муниципальных образований преимущественно определяется форма отчетов глав администрации перед населением через публикации в местной газете и других средствах массовой информации. О непосредственных отчетах перед избирателями на сходах, собраниях, конференциях в этих документах почти не упоминается. Как средство воздействия на выборных должностных лиц, в некоторых уставах предусматривается возможность отзыва их избирателями, возможность по требованию определенного количества избирателей назначения референдума по вопросу об отзыве мэра города.
Уставы трактуют принцип подотчетности выборных должностных лиц представительным органам двумя способами: в виде простого упоминания об отчетности и путем определения периодичности отчетов.
По-разному понимается и само содержание отчета. В некоторых уставах заметно стремление сузить это содержание.
В уставах многих муниципальных образований отсутствует определение способов оценки представительными органами деятельности должностных лиц по результатам их отчетов. Кроме упоминания о возможности выражения недоверия этим лицам, в большинстве случаев в уставах ничего не сказано. Но ведь недоверие — это чрезвычайный способ негативной оценки работы выборного должностного лица.
По отчету мэра городской Совет принимает решение об утверждении или неутверждении результатов деятельности мэра: в последнем случае отчет возвращается на доработку с указанием причин неутверждения и сроков устранения недостатков. Решение об утверждении результатов деятельности мэра может содержать предложения и замечания, которые мэр обязан учесть в планах на следующий год.
П. В. Кухтин
Список литературы
Конституция РФ от 12.12.1993 г.
Европейская хартия местного самоуправления // Собр. законодательства РФ. 07.09.1998 г. № 36. Ст. 4466. Ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 г.
№ 55-ФЗ.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.11.2003 г.
№ 131-ФЗ (с изм.).
Бондарь Н.С, Авсеенко В. И., Бочаров С. Н. Муниципальное право Российской Федерации. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.
Овчинников И. И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. — М.: РАГС, 2010.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия