Подсудимого поведения психология

Найдено 1 определение
Подсудимого поведения психология
Обвиняемый с момента его предания суду и до вступления приговора в законную силу или оправдания. Психологические особенности подсудимого на суде обусловлены близостью окончательного решения дела, гласностью допроса, наличием веских уличающих доказательств, знакомством со всеми материалами предварительного расследования, которые в его присутствии и с его участием проверяются на суде, большей подготовленностью к защите, большей продуманностью своей позиции. Вместе с тем, действие этих факторов весьма многообразно и подчас противоречиво. Несмотря на общую подготовленность к восприятию особенностей процессуальной формы судопроизводства, подсудимому свойственны отрицательные психические состояния - стресс, фрустрация, нарастание подозрительности, страх, тяжелое аффективное состояние.
Поведение обвиняемого один на один со следователем иное, чем в суде, где присутствует публика, которая или сковывает его действия и поведение, или заставляет держаться более развязно, чтобы скрыть робость, подчеркнуть свою независимость. Аудитория не всегда подавляюще действуют на подсудимого. В ряде случаев она поддерживает, если подсудимый ощущает, что аудитория относится к нему сочувственно. Определенную уверенность подсудимому придает участие в деле адвоката, который оказывает своему подзащитному существенную помощь в определении избираемой защитительной позиции, учете возможных негативных обстоятельств, возникающих в процессе судебного разбирательства.
По мнению Еникеева М.И., в душе большинства подсудимых, происходит интенсивная ценностная акцентуация. В отдельных случаях это искреннее, чистосердечное раскаяние, а в некоторых случаях - укрепление озлобления против всего общества. Однако, в обеих случаях, у подсудимого очень сильна надежда на снисхождение. Его самооправдательная тенденция взывает к резкому смягчению наказания.
(И.И. Аминов)
Литература: Пантелеев В.А. Психология судебного разбирательства по уголовным делам. - М.,1980; Законы зла. СПб., 1892. С. 46

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама