права и обязанности органов, должностных лиц местного самоуправления, закрепленные нормативными правовыми актами за данными субъектами и необходимые для решения поставленных перед ними задач.
Одним из основных общепризнанных принципов международного права является положение о том, что органы власти и их должностные лица вправе делать только то, что им прямо разрешено законом, в отличие от граждан и иных частных лиц, которые вправе делать все, что законом не запрещено. Такие права органов власти имеют вторую сторону — обязанности. Права и обязанности реализуются в двуединстве.
Реализация компетенции состоит из ряда различных действий, выполняемых работ (функций) и требует наличия у органов местного самоуправления определенных прав и обязанностей, обеспечивающих достижение целей деятельности, возможность выполнить действия или работу. Права и обязанности, закрепленные правовыми актами за органами, должностными лицами и необходимые для решения поставленных перед данными субъектами задач (например, вопросов местного значения), в теории государства и права называются полномочиями.
Полномочия органов и должностных лиц органов власти определяются нормами права. Вопросы осуществления органами местного самоуправления полномочий связаны с реализацией власти местного самоуправления и регулируются нормами публичного права, исходящими из законов, а также в установленных законами случаях из муниципальных правовых актов.
Федеральный закон № 131-ФЗ различает понятия «вопрос местного значения» и «полномочия по решению вопросов местного значения». Вопросы местного значения установлены ст. 14–16 ФЗ № 131-ФЗ и различаются по типам муниципальных образований. Указанные в ст. 17 полномочия носят универсальный для всех муниципальных образований любого типа характер, однако их перечень в ст. 17 не является исчерпывающим. Помимо названных в ст. 17, полномочия также определяются иными положениями ФЗ № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований, а также могут устанавливаться и иными федеральными законами.
Полномочия, как и функции по решению вопросов местного значения, распределяются на основании устава МО между различными органами местного самоуправления с учетом природы данных органов (представительные выборные, исполнительно-распорядительные, контрольные, совещательные и т. д.). Для решения каждого вопроса местного значения необходимы и обязательны исключительные полномочия представительного органа по установлению местных налогов (источник финансового обеспечения решения вопроса местного значения), по утверждению местного бюджета (определение объема и направлений расходования бюджетных средств), по принятию планов и программ развития муниципального образования (для каждого вопроса местного значения — в соответствующей сфере), по определению порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом (необходимым для решения вопросов местного значения), наконец, по контролю исполнения органами и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения.
Невозможно осуществить решение вопросов местного значения и без различных исполнительно-распорядительных полномочий, например, полномочий распорядителей бюджетных средств по установлению заданий для подведомственных учреждений, определению лимитов бюджетных обязательств, полномочий по анализу, прогнозированию, мониторированию состояния соответствующих сфер муниципальной деятельности и т. п.
Полномочия органов публичной власти нельзя путать с хозяйственной деятельностью по предоставлению различных услуг. Органы местного самоуправления не должны оказывать непосредственно (за редким исключением, связанным с осуществлением властных полномочий) услуг в узком смысле слова. Услуги по обучению, лечению, транспортному обслуживанию, благоустройству, вывозу, утилизации мусора, ритуальные, культурные, в том числе библиотечные, и все иные аналогичные по вопросам местного значения предоставляются населению хозяйствующими субъектами — организациями различных форм собственности. Органы же местного самоуправления организуют или обеспечивают возможность получения населением (причем далеко не всегда за счет бюджетных средств, а зачастую за счет средств граждан) данных услуг.
Полномочия по решению вопросов местного значения являются функциональным продолжением вопросов местного значения, определенных по предметному (отраслевому) принципу.
Чтобы определить необходимые полномочия по каждому вопросу местного значения, необходимо установить цели (и (или) результаты, которые должны быть получены), задачи по решению вопроса местного значения, выявить все функции (действия), которые требуется совершить, чтобы вопрос местного значения был решен. Затем анализируется, какие права нужны органам местного самоуправления для реализации функции, а также какие обязанности возлагаются на органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения. Эти права и обязанности в их единстве распределяются между органами местного самоуправления по правилам эффективного управления и закрепляются в уставе муниципального образования.
Осуществление полномочий, связанных с формированием, утверждением, исполнением местного бюджета, равно как и с владением, пользованием и распоряжением объектами муниципальной собственности, является обеспечением решения всех иных вопросов местного значения. Бюджетные полномочия — это лишь средство решения вопросов местного значения, а не цель деятельности органов местного самоуправления.
О. Л. Савранская
Список литературы
Конституция РФ от 12.12.1993 г.
Европейская хартия местного самоуправления // Собр. законодательства РФ. 07.09.1998 г. № 36. Ст. 4466. Ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 г.
№ 55-ФЗ.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ (с изм.).
Енгибарян Р. В., Краснов Ю. К. Теория государства и права. — М.: Юристъ, 1999.
Муниципальное управление: учеб. пособие для преподавателя. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: АНХ, 2007.
Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. — М., 1997.
495.43 кб
Реализация полномочий органов местного самоуправления в РФ
Полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно.