Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

Найдено 1 определение
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
права и обязанности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, установленные в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Синоним понятия «собственные полномочия органов местного самоуправления».
Перечень полномочий органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения установлен статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:
— принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
— установление официальных символов муниципального образования;
— создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;
— установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
— регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
— полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении»;
— организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
— принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации;
— учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
— осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;
— утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Круг полномочий органов местного самоуправления, закрепленный Федеральным законом 2003 года № 131-ФЗ, является общим для всех муниципальных образований. Исключение составляют внутригородские муниципальные образования городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга, для которых перечни вопросов местного значения и полномочия органов местного самоуправления по их решению устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ (см. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения).
В отличие от установленного Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131ФЗ перечня вопросов местного значения, который для каждого вида муниципальных образований является закрытым и может быть изменен только посредством внесения изменений в указанный Федеральный закон, перечень полномочий органов местного самоуправления по их решению является открытым и может регулироваться федеральными законами и уставами муниципальных образований.
В настоящее время наряду с понятиями «полномочия органов местного самоуправления» и «вопросы местного значения» в Федеральном законе № 131-ФЗ используется категория «права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения» (статьи 14.1, 15.1, 16.1 введены Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ). Права органов местного самоуправления в смысле Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ — это не переданные муниципалитетам государственные полномочия, возможность осуществления которых органами местного самоуправления предусмотрена федеральными законами.
Предоставление органам местного самоуправления права участвовать в осуществлении государственных полномочий без их передачи, то есть за счет средств местных бюджетов является одним из наиболее спорных изменений Федерального закона № 131ФЗ. Так, 10 апреля 2007 года в своем выступлении в ходе научного семинара на тему «Пробелы и коллизии в законодательстве Российской Федерации о местном самоуправлении» председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления профессор В. С. Мокрый указал: «Такая новация не согласуется ни с первоначальной концепцией Закона, ни с заявленными при начале разграничения полномочий целями. В результате нарушается принцип разграничения ответственности между уровнями власти, разрешается финансирование деятельности, не являющейся обязательной для органов местного самоуправления. Это может осуществляться и в ущерб решению основных вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения».
Критическую оценку рассматриваемым изменениям дает ведущий специалист Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ профессор В. И. Васильев: «Введение добровольных, исполняемых за счет местных бюджетов государственных полномочий таит опасность возвращения к нефинансируемым мандатам, хотя и на факультативной основе. Важно следить за тем и добиваться того, чтобы государственные полномочия добровольно исполнялись не в ущерб решению вопросов местного значения, поскольку в противном случае может быть потерян социальный смысл существования и функционирования самого института местного самоуправления».
Финансирование деятельности органов местного самоуправления по осуществлению собственных полномочий осуществляется за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. При этом подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
(См. «Вопросы местного значения», «Отдельные государственные полномочия»).
В. С. Мокрый
Список литературы
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
Муниципальное право России: учеб./ отв. ред. Авакьян С. А. — М., 2009.
Васильев В. И. О функциональном назначении местного самоуправления»// Журнал российского права. — 2007. — № 7.
Мокрый В. С. Основные направления развития законодательства о местном самоуправлении в РФ// Пробелы и коллизии в законодательстве РФ о местном самоуправлении. Аналитический вестник. — М.: Издание Государственной Думы, 2008.
Мокрый В. С. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления// Муниципальная власть. Российский журнал местного самоуправления. — 2006. — № 2.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия