Порядок исчисления налогов и сборов

Найдено 1 определение
Порядок исчисления налогов и сборов
Порядок исчисления налогов и сборов - один из обязательных элементов налогообложения. Данному элементу налогообложения посвящена ст. 52 НК РФ, которая указывает, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В то же время в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Как отмечается в литературе, исчисление налога является сложносоставным элементом, поскольку включает в себя такие конструктивные составляющие, как субъекты и действия по исчислению налога [3, с. 344].
Применительно к субъектному составу исчисления налогов в литературе указывается, что "обязанность по исчислению налога может нести налогоплательщик (общее правило), налоговый агент и налоговый орган, т.е. закон прямо предусматривает три возможных субъекта исчисления, а следовательно (если произвести классификацию по субъекту), и три способа исчисления:
1) исчисление налога налогоплательщиком самостоятельно;
2) исчисление налога налоговым агентом;
3) исчисление налога налоговым органом" [2, с. 68].
Действия по исчислению налога описываются учеными следующим образом. Исчисление налога можно определить как совокупность действий уполномоченного в соответствии с законодательством лица (налогоплательщика, налогового агента, налогового органа), по расчету суммы налога (налогового оклада) и авансовых платежей налога, подлежащих уплате при исполнении налоговой обязанности за определенный налоговый период, посредством применения в установленном порядке налоговой ставки к налоговой базе с учетом предоставленных налоговых льгот [3, с. 347].
Исчисление налога представляет собой совокупность действий налогоплательщика (налогового агента) или налогового органа по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджеты или целевые фонды [4, с. 694].
Порядок исчисления налога - это совокупность определенных действий налогоплательщика, налогового органа или налогового агента (определение объекта налогообложения, налоговой базы, налоговой ставки, применение налоговых льгот, а также сложение полученных сумм налога при налогообложении по различным налоговым ставкам и применение налоговых вычетов, если такие предусмотрены), в результате которых определяются суммы налога, подлежащие уплате в бюджет [6, с. 57].
Часто порядок исчисления рассматривается как процессуальный элемент налогообложения. В этом случае указывается, что "исчисление налога - это первая стадия налогового производства, которая представляет собой совокупность действий соответствующего лица по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет" [5, с. 264]. Исчисление налога можно определить как процессуальный элемент юридической конструкции налога, состоящий из определенного набора действий (в том числе арифметических вычислений) уполномоченного законодательством о налогах и сборах лица (налогоплательщика, налогового агента, налогового органа), являющийся его обязанностью, возникающей вследствие приобретения объекта налогообложения, и заключающийся в расчете подлежащей к уплате суммы налогового оклада (авансовых платежей налога) за определенный налоговый период, исходя из применения выбранной налоговой ставки к рассчитанной налоговой базе с учетом соответствующих налоговых льгот [2, с. 43].
Указанные определения порядка исчисления налога ориентируют на то, что сумма налога, как правило, исчисляется на основе налоговой базы. Однако налоговое законодательство предусматривает случаи, когда суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, определяются расчетным путем на основании имеющейся у налоговых органов информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Данный порядок применяется в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ). Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил, что, применяя названную норму, судам необходимо учитывать, что изложенным подходом необходимо руководствоваться как в случае отсутствия у налогоплательщика соответствующих документов, так и при признании их ненадлежащими. При определении налоговым органом на ее основании сумм налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем должны быть определены не только доходы налогоплательщика, но и его расходы. Следует принимать во внимание, что на основании пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налогоплательщику не могут быть предоставлены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, поскольку положениями п. 1 ст. 169 и п. 1 ст. 172 НК РФ установлены специальные правила приобретения налогоплательщиком права на указанные вычеты [1, п. 8].
Список литературы:
1. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
2. Батарин А.А. Правовое регулирование исчисления налога: Монография / Под ред. И.И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2014. 216 с.
3. Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты): Монография. М.: ЮрИнфоР, 2009. 473 с.
4. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. Т. 1: Общая часть. М.: Статут, 2009. 861 с.
5. Налоги и налоговое право: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по экон. и правовым спец. и направлениям / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Налоги и финансовое право; Аналитика-Пресс, 1998. 600 с.
6. Соловьева Н.А. Налоговые вычеты и налоговые льготы: проблемы соотношения и законодательного закрепления: Монография / Под ред. М.В. Сенцовой. М.: КНОРУС, 2012. 216 с.

Источник: 101 термин налогового права. Краткое законодательное и доктринальное толкование.