ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Потребительское общество
добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Федеральный закон от 11.07.97 N 97-ФЗ, ст.1

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО
в соответствии со ст. 1 Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь" потребительское общество представляет собой добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц в форме кооператива с целью удовлетворения их материальных (имущественных) и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
См. также Потребительская кооперация; Союз потребительских обществ.

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

Потребительское общество
добровольное объединение граждан, создаваемое в целях удовлетворения потребностей своих членов и обслуживаемого населения в товарах и услугах, а также защиты их прав и интересов как потребителей и производителей сельскохозяйственной продукции, В отличие от кооператива производственного, членство в потребительском обществе не обусловлено обязательным трудовым участием граждан в его деятельности. Для осуществления хозяйственной и социальной деятельности потребительское общество создает предприятия торговли, общественного питания, заготовок, комплексные заготовительно-перерабатывающие предприятия, производственные и другие предприятия (объединения).

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО
один из самых распространенных в международном кооперативном движении видов потребительских кооперативов. Национальные организации, объединяющие эти общества, и их союзы являются членами Международного кооперативного альянса и Международного комитета потребительских кооперативных организаций (сопзитег со-орегатгуе огвагизайоп). По инициативе этого Комитета каждый год 15 марта отмечается день потребительской (сопзитег) кооперации. Организация и деятельность П.о. регулируется Законом РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», который в редакции Федерального закона 1997 именуется Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации ». Основные задачи П.о. — создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно- технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; оказание членам П.о. производственных и бытовых услуг. П.о. создаются, как правило, по территориальному признаку для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Высший орган П.о. при незначительном количестве его членов — общее собрание, а при большом их количестве — собрание уполномоченных, избираемых членами П.о. на участковых собраниях. Учредителями П.о. могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, в количестве не менее пяти человек, и (или) не менее трех юридических лиц. П.о. считается созданным с момента его государственной регистрации. Органами управления П.о. являются совет П.о., его председатель, правление. Финансовая деятельность П.о. контролируется ревизионной комиссий. Члены П.о. (пайщики) имеют право получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания; приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания П.о; осуществлять на основе договора сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации П.о., пользоваться льготами, установленными общим собранием для пайщиков; в первоочередном порядке сдавать организациям П.о. сельскохозяйственную продукцию и сырье для переработки, а также быть принятым на работу в П.о. в соответствии с профессиональной подготовкой, образованием и с учетом потребности в работниках; получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации, иметь иные права, предусмотренные законом и уставом П.о. Пайщик имеет право свободного выхода из П.о. Возможно его исключение из общества по решению общего собрания в случае неисполнения им без уважительных причин своих обязанностей, установленных законом о потребительской кооперации и уставом И.о., либо совершения действий, наносящих ущерб П.о. В случае выхода пайщика из общества или его исключения ему выплачивается стоимость паевого взноса и кооперативные выплаты в размере, сроки и на условиях, предусмотренных уставом П.о. Наряду с правами у пайщиков есть и обязанности, в частности, соблюдать устав, исполнять решения общего собрания и органов управления обществом, а также нести субсидиарную ответственность по долгам П.о. в порядке, предусмотренном законодательством и уставом общества. Имущество П.о., формируемое за счет паевых взносов пайщиков, доходов от предпринимательской деятельности общества и его организаций, а также иных законных источников, является собственностью П.о. как юридического лица и не распределяется по долям между пайщиками и гражданами, работающими в П.о по трудовому договору. В обществе создаются фонды: паевой, неделимый, иные фонды, предусмотренные уставом общества. П.о. в России имеют давнюю историю. В 1996 было отмечено 165 лет существования данного вида кооперации в России. Большинство исследователей связывают начало развития потребительской кооперации с первым П.о., созданным в Великобритании в 1844 рабочими- текстильщиками фабричного поселка Роч- дейль под названием «Рочдейльские пионеры» (кооператив по обеспечению его членов продуктами и необходимыми промышленными товарами). В России П.о. стали широко развиваться после отмены крепостного права. Разрушенные в первые годы советской власти П.о. стали интенсивно возрождаться с введением в стране нэпа. В 1921 был принят декрет «О потребительской кооперации», согласно которому П.о. предоставлялось право обмена и скупки излишков сельхоз- производства, а равно кустарных и ремесленных изделий, а также их сбыта. Впоследствии П.о., объединенные в союзы по региональному и республиканскому принципу, во главе с Центросоюзом СССР, были поставлены в жесткую зависимость от советского государства в части ценообразования, планирования хозяйственной деятельности и регулирования других направлений организации и деятельности. Тем не менее П.о. продолжали оставаться неким феноменом в плановой социалистической экономике, неся в себе пусть небольшие, но все же элементы рыночных отношений. Именно поэтому союзы П.о. б. РСФСР смогли сохраниться после 1991. Задача обществ и их союзов — вписаться в рыночную экономику, стать реальным конкурентом иным хозяйствующим структурам в обеспечении своих пайщиков и населения товарами и услугами. Т.Е. Абова

Источник: Юридическая энциклопедия

Похожие термины: