обусловленные Конституцией РФ и другими нормативно-правовыми актами и охраняемые государством свободы и возможности профессиональной служебной деятельности муниципального служащего. Это те действия, которые правомочен выполнять служащий в процессе реализации своих служебно-должностных полномочий.
На муниципального служащего в полной мере распространяются все конституционные права и свободы. Наряду с этим для успешного выполнения своих функций ему предоставляются особые права, которые называются служебными:
1.Право на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы. Прежде всего это относится к должностному регламенту и распорядку рабочего дня. Муниципальный служащий вправе требовать четкого письменного закрепления своих функций и полномочий в регламентах, инструкциях и других локальных актах. Ему не может быть поручены работа или выполнение заданий, выходящих за рамки служебных полномочий и не предусмотренных должностным регламентом. Также он должен знать документально зафиксированные критерии оценки и показатели результативности своей служебной деятельности, условия должностного роста. Знание должностных обязанностей — залог их успешного выполнения.
2.Право на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Имеется в виду прежде всего право на безопасные и здоровые условия труда и нормальную социально-психологическую обстановку согласно Трудовому кодексу РФ. Это положение предполагает обеспечение служащего необходимой документацией — профессиональной, справочной, методической, учеб- ной. Данный пункт обязывает руководство организовать и укомплектовать рабочее место служащего, обеспечив его оргтехникой, переговорными устройствами, канцтоварами и другими ресурсами, т. е. сделать все, что необходимо для обеспечения нормальной и плодотворной работы муниципального служащего.
3.Право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности (см. Денежное содержание муниципального служащего). Денежное содержание выплачивается за счет средств местного бюджета и состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определенных законом субъекта Российской Федерации (за стаж работы, за особые условия труда и т. д.).
4.Право служащего на отдых (конституционное право). Данный пункт Федерального закона объясняет, что это право обеспечивается установлением нормальной продолжительности служебного времени (40 часов в неделю согласно Трудовому кодексу РФ); предоставлением служащему выходных и праздничных дней; ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков.
5.Право на получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Для реализации этого права он может запрашивать и получать у государственных и негосударственных органов и организаций необходимую информацию, пользоваться современными электронными и иными средствами для ее хранения и обработки. Данное положение обязывает государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия всех форм собственности давать по запросу муниципального служащего соответствующую информацию в рамках его полномочий. Муниципальный служащий имеет также право на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования.
6.Право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы. Продвижение по службе — результат оценки служащего муниципальным органом по итогам конкурса, аттестации. Муниципальный служащий имеет право участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он занимает. Но при этом лицо, претендующее на новую должность, должно соответствовать квалификационным требованиям по профессиональному образованию, стажу службы, опыту работы по специальности, наличию знаний, навыков и умений по новой должности.
7.Право на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета. Закон не предоставляет право муниципальному служащему на профессиональную подготовку, т. е. на получение второго и т. д. высшего образования. Закон предоставляет право на профессиональную переподготовку (программа от 500 до 1000 учебных часов) и повышение квалификации (72 часа) служащих, которые должны проводиться периодически и учитываться при решении вопросов о служебном продвижении муниципальных служащих.
8.Право на защиту своих персональных данных. Все документы, оценки и отзывы, подшитые в личное дело, в обязательном порядке доводятся до сведения служащего. Но другим людям, кроме непосредственного и вышестоящего руководства, эти сведения не предоставляются и личное дело не передается. Поскольку это право личное, то с документами личного дела служащего не могут быть ознакомлены другие люди, в том числе его родственники или знакомые. Служащий вправе сам уполномочить на ознакомление со своим личным делом другого человека, например адвоката.
9.Право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими касающимися его документами. Это право защищает служащего от возможного произвола вышестоящего начальства. Служащий вправе брать и изучать свое личное дело, делать выписки и снимать копии с документов, приобщать к делу свои письменные объяснения. Но он не может требовать изъятия тех или иных документов из личного дела.
10.Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов. Закон предоставляет муниципальным служащим право объединяться в профсоюзы для защиты своих законных прав, социальных и профессиональных интересов. При этом каждый служащий свободен вступать или не вступать в любой профсоюз (ассоциацию по профессии), вправе инициировать его создание или упразднение в рамках муниципального органа. Отношения между муниципальным органом и профессиональным союзом регулируются на основании коллективных договоров в соответствии с законом. По закону профсоюзы не вправе вмешиваться в служебную деятельность муниципальных органов и служащих. Им запрещается организовывать и проводить забастовки. Предложения профсоюзов, в том числе по кадровым вопросам, носят для руководства муниципальных органов только рекомендательный характер.
11.Право на рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений. Муниципальный служащий вправе заявить и потребовать рассмотрения касающегося его служебного спора в официальном порядке. В этом случае руководителем муниципального органа назначается служебная проверка, которая проводится подразделением муниципального органа по вопросам муниципальной службы и кадров с участием правового подразделения и выборного профсоюзного органа данного муниципального органа.
Муниципальный служащий вправе по своему усмотрению обратиться в соответствующие органы или в суд за защитой своих прав и законных интересов. При этом административное обжалование не лишает его права на судебную защиту (по вопросам проведения конкурса, квалификационного экзамена, аттестации, содержания выданных характеристик, несоблюдения государственных гарантий, увольнения с муниципальной службы).
12.Право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это одна из важнейших социальных гарантий чиновника. Данное положение не является нормой прямого действия, поскольку не определяет ее виды и размеры, порядок выплаты и т. д. Последнее регулируется специальным федеральным законом и законами субъектов РФ.
Наряду с перечисленными правами муниципальный служащий при предварительном уведомлении представителя нанимателя вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
При этом муниципальный служащий обязан соблюдать следующие условия:
— он обязан уведомить своего руководителя о своем намерении, т. е. данное право для муниципального служащего не разрешительное, а уведомительное;
— муниципальный служащий может заниматься только некоммерческой оплачиваемой деятельностью, поскольку коммерческая деятельность прямо запрещена по закону;
— служащий имеет право заниматься другой оплачиваемой деятельностью только во внеслужебное время;
— служащий вправе заниматься такой деятельностью, если это не повлечет за собой конфликт интересов, что может негативно повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных полномочий.
Н. Н. Мусинова