ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Найдено 1 определение
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ
в соответствии со ст. 3 Закона "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на:
1) просвещение в области защиты прав потребителей;
2) информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
3) безопасность товаров (работ, услуг);
4) свободный выбор товаров (работ, услуг);
5) надлежащее качество товаров (работ, услуг);
6) возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги);
7) государственную защиту своих прав;
8) общественную защиту своих прав;
9) обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых Законом "О защите прав потребителей" и иным законодательством, а также нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь;
10) создание общественных объединений потребителей.
Закон "О защите прав потребителей", иное законодательство, нормы международных договоров, действующих для Республики Беларусь, предоставляют и гарантируют и иные права потребителей. Государство гарантирует защиту прав и законных интересов потребителей.
За нарушение прав потребителя предусмотрена гражданско-правовая ответственность. Так, в силу предписаний ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки, установленной законодательством или договором. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, исключающим ответственность и предусмотренным законодательными актами.
В соответствии со ст. 17 Закона "О защите прав потребителей" компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных законодательством, осуществляется причинителем вреда при наличии его вины, если иное не предусмотрено законодательными актами. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потребителю физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда его вина является основанием для возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правами, установленными Законом "О защите прав потребителей" и иным законодательством в области защиты прав потребителей, считаются ничтожными. Обусловливать приобретение товара (работы, услуги) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) запрещается. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товара (работы, услуги), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя предоставлять дополнительные услуги, оказываемые за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они уже оплачены - потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы (ст. 18 Закона "О защите прав потребителей").
Практически аналогичный подход к определению прав потребителей и гарантиям их защиты использован и в новой редакции Закона "О защите прав потребителей", вступившей в силу с 16 января 2009 г.
Так, в ст. 5 Закона "О защите прав потребителей" в новой редакции предусмотрены права потребителей на:
1) просвещение в области защиты прав потребителей;
2) информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях);
3) свободный выбор товаров (работ, услуг);
4) надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы);
5) возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда;
6) государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых Законом "О защите прав потребителей" и иным законодательством;
7) общественную защиту своих прав;
8) создание общественных объединений потребителей.
Потребитель имеет и иные права, предусмотренные Законом "О защите прав потребителей" и иным законодательством, причем защита прав и законных интересов потребителей гарантируется государством.
Согласно ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" в новой редакции за нарушение прав потребителя продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель, ремонтная организация) несет ответственность в соответствии с законодательством и (или) договором. Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки, установленной законодательством или договором. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтную организацию) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. Продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель, ремонтная организация) освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошли вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, исключающим ответственность и предусмотренным Законом "О защите прав потребителей" или иными законодательными актами. Продавец (поставщик) вправе потребовать замены товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, от изготовителя или поставщика, реализовавшего ему такой товар, а также возмещения убытков, понесенных продавцом (поставщиком) в связи с восстановлением нарушенного права потребителя, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь или договором. При этом изготовитель или поставщик, реализовавший товар продавцу (поставщику), освобождаются от ответственности, если докажут, что недостатки товара возникли по причинам, возникшим после передачи товара продавцу (поставщику).
Статьей 18 Закона "О защите прав потребителей" в новой редакции предусматривается компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) его прав.
Недействительность условий договора, ограничивающих права потребителя, регламентирована ст. 19 Закона "О защите прав потребителей".
См. также Государственная защита прав потребителя; Общественная защита прав потребителей; Общественные объединения потребителей; Право потребителя на безопасность товаров (работ, услуг); Право потребителя на возмещение убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги); Право потребителя на информацию; Право потребителя на надлежащее качество товаров (работ, услуг); Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей; Право потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг); Право потребителя на судебную защиту нарушенных прав и интересов.

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
194.73 кб

Суд решил: изготовитель колбасы нарушил права потребителей

Вишневецкий Всеволод
Читать PDF
2.28 мб

Права потребителя в контексте модернизации российского общества

Пасовец Юлия Михайловна
Работа выполнена при поддержке РГНФ в рамках проекта № 12-03-00426а «Курский край и Россия: объективные характеристики и субъективные оценки в межрегиональных сопоставлениях» В статье дается характеристика значимости для россиян с
Читать PDF
3.78 мб

Развитие залоговых правоотношений в сфере потребительского права

Резина Н.А.
В статье рассматриваются вопросы совершенствования законодательства о залоге движимых вещей, анализируется вопрос о возможности защиты прав добросовестного приобретателя в случае обращения взыскания на транспортное средство, наход
Читать PDF
261.90 кб

Некоторые правовые аспекты защиты права потребителей в странах ЕАЭС

Беликова Ксения Михайловна, Бадаева Наталия Владимировна, Ахмадова Марьям Абдурахмановна
Задача.
Читать PDF
15.99 мб

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПОЛУЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ И ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Жусупбекова Мадина Койшибаевна
В данной статье рассматривается проблема защиты прав потребителя при покупке товара.
Читать PDF
316.66 кб

Платные образовательные услуги: права и обязанности потребителей и исполнителей

Таланцев В.И.
Рассматриваются актуальные вопросы защиты прав потребителей при оказании платных образовательных услуг в рыночных условиях.
Читать PDF
206.97 кб

Права потребителя в случае заключения и выполнения кредитно-финансовых договоров

Яновицка Г.Б.
Проанализированы специальные нормативные акты, регулирующие права потребителя в случае заключения и выполнения кредитно-финансовых договоров.
Читать PDF
470.52 кб

Права потребителей на одностороннее изменение и расторжение договоров кредитования

Алексеев А. А.
Читать PDF
231.67 кб

«Потребительские отношения» и «Отношения потребления» в предмете гражданского права

Анисимов Владимир Александрович
Статья посвящена актуальным вопросам установления правовой природы «потребительских отношений» и «отношений потребления» в аспекте их отраслевой принадлежности.
Читать PDF
1.14 мб

Проблемы применимого права в спорах из потребительских договоров: практика судов США

Резник Р.С.
В статье представлен анализ судебной практики судов США по рассмотрению споров из потребительских договоров, в которых имели место межштатные коллизии.
Читать PDF
198.00 кб

Информационные права и обязанности в преддоговорных отношениях с участием потребителей

Бикташев Тимур Михайлович
Статья посвящена актуальным проблемам регулирования информационных прав и обязанностей, характерным для отношений между потребителем и его контрагентом на стадии заключения гражданско-правового договора в рамках согласования сущес
Читать PDF
184.83 кб

К ВОПРОСУ О НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА, УЩЕМЛЯЮЩИХ ПРАВА ГРАЖДАН - ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Захарова Галина Серафимовна, Киреева Жанна Борисовна
В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические вопросы, связанные с применением законодательства о защите прав потребителей, анализируется судебная практика по вопросам признания недействительными условий договора
Читать PDF
13.49 мб

Условия договора возмездного оказания образовательных услуг, ущемляющие права потребителей

Поликарпов С.А.
Статья посвящена выявлению условий договора возмездного оказания образовательных услуг, включаемых образовательным учрежде-нием в текст договора и одновременно нарушающих права потребителей образовательных услуг.
Читать PDF
116.22 кб

Неустойка в системе законодательства Российской Федерации о правах потребителей и их защите

Гладкобородова Елизавета Дмитриевна
В статье рассматривается неустойка в системе законодательства Российской Федерации о правах потребителей и их защите. Осуществляется анализ правовой природы неустойки, ее функций.
Читать PDF
0.00 байт

Уголовно-правовая характеристика преступлений, посягающих на имущественные права потребителей

Мишанов Андрей Анатольевич
В статье дается уголовно-правовая характеристика преступлений, посягающих на имущественные права потребителей. Рассматривается соотношение мошенничества с некоторыми преступлениями, совершаемыми в сфере экономической деятельности

Найдено книг по теме — 17

Похожие термины:

  • ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

    в соответствии со ст. 6 Закона "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" потребитель имеет право на: 1) удовлетворение потребностей в жилищно-коммунальных услугах; 2) безопасность жили