ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации и состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции). В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ является высшим коллегиальным органом исполнительной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ по основаниям и в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. Он же назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, всех министров и руководителей непосредственно ему подведомственных федеральных служб и агентств.

Источник: Основные термины и понятия административного права. Справочное пособие.

Правительство Российской федерации (как субъект внешнего контроля за оперативно-розыскной деятельностью)
Высший исполнительный орган гос. власти РФ. П.Р.Ф. — коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. П.Р.Ф. осуществл. свою деятельность на основе Конституции, ФКЗ, ФЗ и норм, указов Президента РФ. В ОРД П.Р.Ф. согласно ст. 20 ФЗ об ОРД является непосредственным субъектом внешнего (вневедомственного) контроля за всей ОРД, осуществл. в стране. П.Р.Ф. наделено широкими полномочиями по общим вопросам рук-ва федер. министерствами и иными ФОИВ (ст. 12), а также в сфере обеспечения законности, прав и свобод гр-н, борьбы с преступностью (ст. 19) и по обеспечению обороны и гос. безопасности РФ (ст. 20). Оно осуществл. контроль за ОРД в пределах полномочий, определяемых Конституцией (ст. 114), ФКЗ от 17 декабря 1997 № 2-ФКЗ (с изм.) «О Правительстве РФ» и ФЗ (ст. 20 ФЗ об ОРД). П.Р.Ф. в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции, ФКЗ, ФЗ, указов Президента РФ, меж-дунар. договоров РФ, осуществл. систематический контроль за их исполнением ОРО (ФОИВ), принимает меры по устранению нарушений зак-ва РФ. П.Р.Ф. руководит работой федер. министерств и иных ФОИВ и контролирует их деятельность. Федер. министерства и иные ФОИВ подчиняются П.Р.Ф. и ответственны перед ним за выполне- ние порученных задач. П.Р.Ф. вправе отменять акты ФОИВ или приостанавливать действие этих актов. Особенностью внешнего контроля П.Р.Ф. является то, что оно полномочно непосредственно контролировать не все ОРО (частью из них непосредственно руководит Президент РФ). Так, П.Р.Ф. в соотв. с Конституцией, ФКЗ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента РФ только координирует деятельность ФОИВ, ведающих вопросами обороны, безопасности и внутренних дел. См. Президент РФ (как субъект внешнего контроля за ОРД). [24]; [16]; [8].

Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
орган исполнительной власти РФ. В пределах своих конституционных полномочий, учитывая сформулированные в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ приоритеты в области обеспечения национальной безопасности страны, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, формирует статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этих областях. Правительство РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти обеспечивает исполнение законодательства РФ, выполнение решений Президента РФ в области национальной безопасности. В области гражданской обороны Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной политики, руководит организацией и ведением гражданской обороны; издает нормативные правовые акты и организует разработку федеральных законов в области гражданской обороны; определяет порядок отнесения территорий к группам, а организаций — к категориям по гражданской обороне; определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством РФ и указами Президента РФ. В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Правительство РФ издает на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение; организует проведение научных исследований, разработку и обеспечение выполнения специальных федеральных программ; определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определяет порядок использования указанных резервов; устанавливает и контролирует процесс производства, хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности; устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации; принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения; определяет порядок привлечения войск гражданской обороны к ликвидации чрезвычайных ситуаций; определяет порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок обмена информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Источник: Гражданская защита. Энциклопедический словарь

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФЕДЕРАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО)
высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России. Конституционный статус П. РФ, его место в системе органов государственной власти обусловлены принципом разделения властей, определенным ст. 10 и 11 Конституции РФ. Конституционно-правовая природа П. РФ характеризуется следующими особенностями:
1. Спецификой формы правления РФ, особой ролью главы государства в системе разделения властей. Президент РФ наделен значительными конституционными полномочиями по формированию П. РФ, определению главных направлений его деятельности и контролю за этой деятельностью. Президент может отменять действие актов П. РФ в определенных законом случаях. П. РФ ответственно перед Президентом. Все это указывает на то, что высшую исполнительную власть в России П. РФ разделяет с федеральным Президентом.
2. П. РФ есть федеральный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, возглавляющий всю систему органов власти в РФ и обеспечивающий их согласованную деятельность. П. РФ - это такой федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизнью, административно-политической деятельностью. Оно есть высший орган исполнительной власти, которому в той или иной мере подчинены все иные исполнительные структуры власти. Конституция РФ не употребляет термин "высший" применительно к характеристике федерального П. РФ. Такая характеристика П. РФ дана в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" (ст. 1). Как высший федеральный орган исполнительной власти - П. РФ: а) осуществляет контроль за деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а по предметам исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ; б) обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ; в) в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, для чего создает согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон; г) в случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному законодательству вносит Президенту РФ предложения об их приостановлении.
3. В пределах своей компетенции П. РФ организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. В этой связи П. РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов; вносить предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия федеральному законодательству. В соответствии с концепцией правового государства организация исполнения законов является главной функцией П. РФ и подчиненной ему системы государственных органов исполнительной власти в РФ.
4. П. РФ - коллегиальный федеральный орган исполнительной власти. Его коллегиальность проявляется в характере обсуждаемых и принимаемых решений. Важнейшей организационно-правовой формой деятельности П. РФ являются заседания, которые проводятся Председателем П. РФ систематически, не реже одного раза в месяц. Из принципа коллегиального принятия П. РФ решений вытекает принцип коллегиальной ответственности П. РФ за осуществляемый политический курс.
5. Деятельность П. РФ основывается на принципах верховенства федерального права, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
высший исполнительный орган государственной власти РФ, осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Для решения оперативных вопросов Правительство Российской Федерации образует Президиум Правительства. В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента РФ. В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей. Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ в порядке, установленном Конституцией РФ. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства. Однако в случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства на срок до двух месяцев. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке. Правительство Российской Федерации может само подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Президент вправе принять решение об отставке Правительства и по своей инициативе, а также в предусмотренных Конституцией РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству. В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Правительство РФ слагает свои полномочия и перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется его распоряжением в день вступления в должность Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, они же подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство для осуществления своих полномочий может создавать территориальные органы исполнительной власти, учреждать организации, образовывать координационные совещательные органы, а также органы при правительстве. Правительство Российской Федерации утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти (за исключением тех из них, руководство которыми входит в компетенцию Президента Российской Федерации). Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности: заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей (за исключением тех органов, руководство которыми входит в компетенцию Президента Российской Федерации), а также - руководителей органов и организаций, созданных при Правительстве, и должностных лиц своих территориальных органов. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Постановления имеют нормативный характер, а распоряжения касаются оперативных и других текущих вопросов и не имеют нормативного характера. Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства и обязательны к исполнению на всей территории страны. Акты Правительства могут быть обжалованы в суд. Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого обнародования они доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера. Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Источник: Административное право. Словарь-справочник

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
в соответствии с Конституцией РФ (ст. 110) исполнительную власть РФ осуществляет П. РФ. Принят Федеральный конституционный закон о П. РФ от 25 декабря 1997 г. (ред. от 12 марта 2014 г.).
Данный Закон характеризует П. как высший исполнительный орган государственной власти РФ. П. осуществляет исполнительную власть РФ, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. П. в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина (ст. 3 Закона).
П. РФ состоит из Председателя П., заместителей Председателя П. (фактически есть и первые заместители) и федеральных министров. Как известно, помимо министерств имеется и большое количество других федеральных органов исполнительной власти. Но их руководители не входят в состав П., хотя порой объявляется, что ктото из них имеет ранг федерального министра.
П. РФ формируется Президентом РФ. Он назначает с согласия Государственной Думы Председателя П., причем в случае трехкратного отказа в согласии Президент назначает Председателя П., распускает ГД и назначает новые выборы. По предложению Председателя П. Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя П., федеральных министров.
Председатель П. освобождается от должности Президентом РФ: по заявлению Председателя об отставке; в случае невозможности исполнения Председателем своих полномочий. Освобождение от должности Председателя П. одновременно влечет за собой отставку П. РФ.
Председатель П. РФ, заместители Председателя П. и федеральные министры обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы РФ сведения о являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве собственности им, их супругам и несовершеннолетним детям, а также о своих обязательствах имущественного характера и об обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей. Налоговые органы РФ направляют эти сведения Президенту РФ и в Федеральное Собрание. Такие сведения могут быть опубликованы.
Член П. РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и нормативными указами Президента РФ, представляет: сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход члена П. РФ и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки; сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная выше сделка.
Для членов П. статьей 11 Закона установлены ограничения, связанные с пребыванием в составе П. РФ. Они не вправе:
быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления;
замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, за исключением случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационноправовой формы. Члены П. РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе П. РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;
использовать в неслужебных целях информацию, средства материальнотехнического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена П. РФ; получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;
принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;
выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Данный запрет распространяется на супруг (супругов) и несовершеннолетних детей членов П. РФ.
П. РФ подотчетно Президенту РФ. Перед каждым вновь избранным Президентом существующее П. слагает полномочия, и Президентом формируется новое П. Президент имеет право председательствовать на заседаниях П. Он принимает решение об отставке П. как по просьбе последнего, так и по своей инициативе (ч. 1 и 2 ст. 117 Конституции). Постановления и распоряжения П. в случае их противоречия К РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отмены Президентом РФ (ч. 3 ст. 115).
П. руководит работой федеральных министерств и иных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются П. и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Согласно Закону деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий, руководит Президент РФ; он утверждает по представлению Председателя П. положения об этих органах, назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Председатель П. является постоянным членом Совета Безопасности. П. РФ координирует деятельность указанных органов исполнительной власти.
П. для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
П. утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. П. назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при П., утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. П. вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
П. в определенной мере подотчетно Государственной Думе, в частности, оно разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. Член П. должен дать ответ на парламентский запрос Государственной Думы палате и на запрос депутата Государственной Думы – данному депутату. Возможно также приглашение члена П. на парламентский час в Государственную Думу, он обязан выступить в палате по вопросам, которые она перед ним поставила.
Государственная Дума может выразить недоверие П. Решение остается за Президентом РФ, который может либо согласиться с Государственной Думой и отправить П. в отставку. При повторном выражении недоверия в течение 3х месяцев Президент РФ может отправить П. в отставку или же оставить П. и распустить саму Государственную Думу. Кроме того, Председатель П. вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии П. Если Государственная Дума откажет в доверии П., Президент РФ решает, отправить ли П. в отставку или распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.
Элементы подотчетности П. другой палате – Совету Федерации состоят преимущественно в парламентском запросе, приглашении членов П. на парламентский час, периодических выступлениях членов П. на заседаниях Совета Федерации по вопросам внутренней жизни и внешней политики.
П. обладает правом законодательной инициативы, может вносить законопроекты в Государственную Думу. П. вправе также вносить в ГД поправки к находящимся на ее рассмотрении законопроектам, дает письменные заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты и по другим вопросам финансовобюджетного характера. П. может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых ими законах и законопроектах. Отзывы подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении законов и законопроектов Государственной Думой и Советом Федерации.
Члены П. вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий. Для представления в палатах Федерального Собрания внесенных П. законопроектов назначаются официальные представители П.
Основные вопросы деятельности П. РФ определены в ст. 114 Конституции РФ: помимо разработки проекта федерального бюджета, представления в Государственную Думу этого проекта и далее отчета об исполнении бюджета оно также обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Федеральный конституционный закон о П. развивает нормы Конституции в главе о полномочиях П. В Законе выделяются: общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти; общие полномочия П.; полномочия П. соответственно в сфере экономики, в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, в социальной сфере, в сфере науки, культуры, образования, в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ, в сфере внешней политики и международных отношений.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ П. издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений П. Акты по оперативным и текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений П. Кроме того, П. вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.
Организация деятельности П. определяется Федеральным конституционным законом о П. В Законе предусмотрены и приняты такие акты, как Регламент П. и Положение об Аппарате П. Они утверждены постановлением Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. (ред. от 10 декабря 2014 г.) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации».
Заседания П. проводятся не реже одного раза в месяц.
В соответствии со ст. 29 Закона для решения оперативных вопросов П. по предложению Председателя П. может образовать Президиум П. РФ. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, его решения принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях П. Российской Федерации.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
в соответствии с Конституцией РФ (ст. 110) исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Федеральный конституционный закон о П. РФ принят Государственной Думой (ГД) 11 апреля 1997 г., одобрен Советом Федерации (СФ) 14 мая 1997 г.. подписан Президентом РФ 17 декабря 1997 г., действует с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1997 г.
Закон характеризует П. РФ как высший исполнительный орган государственной власти РФ. П. РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. В своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина (ст. 3 Закона). П. РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей (в том числе первых заместителей) Председателя и федеральных министров. Кроме министерств в структуру федеральных органов исполнительной власти входят государственные комитеты, федеральные службы и др. Но их руководители не входят в состав П. РФ, хотя порой объявляется, что кто-то из них имеет ранг федерального министра.
П. РФ формируется Президентом РФ, который назначает с согласия ГД Председателя П. РФ, причем в случае трехкратного отказа в согласии Президент РФ самостоятельно назначает Председателя П. РФ, распускает ГД и назначает новые выборы. По предложению Председателя П. РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя П. РФ, федеральных министров.
Председатель П. РФ освобождается от должности Президентом РФ: по заявлению Председателя об отставке; в случае невозможности исполнения Председателем своих полномочий. Освобождение от должности Председателя П. РФ одновременно влечет за собой отставку П. РФ.
Председатель, заместители Председателя и федеральные министры П. РФ обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы РФ сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также об являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Налоговые органы направляют эти сведения Президенту РФ и в Федеральное Собрание (ФС). Такие сведения могут быть опубликованы.
Закон устанавливает некоторые ограничения, связанные с пребыванием в составе П. РФ. Члены П. РФ не вправе: быть членами СФ, депутатами ГД, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления; занимать должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены П. РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе П. РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена П. РФ; получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха; принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств; выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.
П. РФ подотчетно Президенту РФ. Перед каждым вновь избранным Президентом РФ существующее Правительство слагает полномочия, и Президентом РФ формируется новое П. РФ. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он принимает решение об отставке П. РФ как по просьбе последнего, так и по своей инициативе. Постановления и распоряжения П. РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
П. РФ руководит работой федеральных министерств и иных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются П. РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Согласно названному Закону, деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий, руководит Президент РФ; он утверждает по представлению Председателя П. РФ положения об этих органах, назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. П. РФ координирует деятельность указанных органов исполнительной власти.
П. РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
П. РФ утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппарата и размер ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
П. РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при П. РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
П. РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
П. РФ в определенной мере подотчетно ГД. В частности, оно представляет ГД федеральный бюджет и отчет о его исполнении, члены П. РФ обязаны давать ответ на запросы депутата ГД. Но ГД не в состоянии отправить П. РФ в отставку, даже если и выразит ему недоверие, на что имеет конституционное право. Окончательное решение остается за Президентом РФ, который может либо согласиться с ГД и отправить П. РФ в отставку, либо оставить его и распустить саму ГД. Кроме того, Председатель П. РФ вправе поставить вопрос о доверии Правительству. В этом случае ГД вправе либо выразить доверие Правительству, либо отказать ему в доверии. В последнем случае Президент РФ решает, отправить Правительство в отставку или распустить ГД и назначить новые выборы.
Федеральный конституционный закон о П. РФ развивает нормы Конституции в главе о полномочиях П. РФ. В Законе выделяются: общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти (о них частично говорилось выше); общие полномочия; полномочия в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, в социальной сфере, в сфере науки, культуры, образования, природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, обороны и государственной безопасности РФ, внешней политики и международных отношений.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ П. РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений П. РФ. Акты по оперативным и текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений П. РФ. Постановления и распоряжения П. РФ подписываются Председателем Правительства. Датой официального опубликования постановления или распоряжения считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ. Постановления П. РФ, за исключением содержащих сведения, составляющие государственную тайну или - конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости безотлагательно доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации.На практике члены П. РФ и его Председатель нередко выступают с сообщениями перед СФ по вопросам внутренней жизни и внешней политики.
П. РФ обладает правом законодательной инициативы в ФС. Оно может вносить в ГД законопроекты, а также поправки к находящимся на ее рассмотрении законопроектам. П. РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налетов, освобождении от их уплаты, а также по другим вопросам финансово-бюджетного характера. П. РФ может направлять в палаты ФС официальные отзывы о рассматриваемых ими законах и законопроектах. При рассмотрении законов и законопроектов ГД и СФ отзывы подлежат обязательному оглашению или распространению.
Члены П. РФ вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат ФС, их комитетов и комиссий. Для представления в палатах ФС внесенных П. РФ законопроектов назначаются официальные представители Правительства.
В ст. 114 Конституции РФ определены следующие основные вопросы деятельности П. РФ:
а) оно разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета;
б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Постановления П. РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления П. РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения П. РФ вступают в силу со дня их подписания. Акты П. РФ обязательны к исполнению в РФ. Они могут быть обжалованы в суд.
П. РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.
Организация деятельности П. РФ определяется названным Федеральным конституционным законом, в котором предусмотрены также такие акты, как Регламент Правительства и Положение об Аппарате П. РФ.
Заседания П. РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя и федеральные министры участвуют в заседаниях П. РФ лично, а в случае невозможности участия в заседании - информируют об этом Председателя П. РФ.
Некоторые вопросы компетенции П. РФ решаются исключительно на его заседаниях: о представлении ГД федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов: о проектах программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; о номенклатуре товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; об объемах выпуска государственных ценных бумаг; о внесении П. РФ законопроектов в ГД; о проектах программ приватизации федеральной государственной собственности; о предоставлении дотаций, субсидий, оказании иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также оказании финансовой поддержки на возвратной основе при сроке возврата более двух лет; о приобретении государством акций на суммы, превышающие размеры, установленные П. РФ; о заключении подлежащих ратификации международных договоров РФ; о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ; об образовании Президиума П. РФ; утверждении положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти; о порядке создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; об утверждении Регламента П. РФ и Положения об Аппарате П. РФ.
В соответствии с названным Законом для решения оперативных вопросов П. РФ по предложению его Председателя может образовать Президиум П. РФ. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях П. РФ. Последнее вправе отменить любое решение Президиума.
Структура Аппарата П. РФ была утверждена распоряжением П. РФ от 8 апреля 1997 г. В нее входят: руководство Аппарата; Секретариаты - Председателя П, РФ; первых заместителей Председателя П. РФ; заместителей Председателя П. РФ; Руководителя Аппарата; департаменты - экономики; финансов; социального развития; собственности и регулирования естественных монополий; науки, образования и высоких технологий; международного сотрудничества; по вопросам СНГ; административный; по взаимодействию с субъектами РФ и связям с СФ; по взаимодействию с ГД и общественными организациями; государственной службы и кадров; реформ в жилищно-коммунальной сфере, строительстве и производственной инфраструктуре; реформирования агропромышленного комплекса и защиты окружающей среды; реформирования промышленности и конверсии; культуры и информации; Управление делопроизводства; Юридическое управление; Правительственный архив; Управление организационного и социального обеспечения; Управление главного военного эксперта; Управления протокола П. РФ; Секретариат Экспертного совета при П. РФ; Секретариат полномочного представителя П. РФ в Чеченской Республике; Секретариат полномочного представителя Президента РФ в Республиках Северная Осетия - Алания и Ингушетия.
Следует иметь в виду, что обычно новый Председатель П. РФ обновляет структуру Аппарата.(С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
203.07 кб

Правительство российской федерации: оценка работы

Читать PDF
34.24 мб

Эволюция понятия «Открытое правительство» в Российской Федерации

Захаревич Дмитрий Александрович
В настоящее время процесс формирования «Открытого правительства» в Российской Федерации нуждается в восполнении понятийно-терминологических пробелов.
Читать PDF
846.88 кб

Конституционная ответственность Правительства Российской Федерации

Фридинский Сергей Анатольевич
В последнее время в юридической науке все чаще рассматриваются вопросы конституционной ответственности, в том числе конституционной ответственности Правительства Российской Федерации.
Читать PDF
110.41 кб

Отчеты Правительства Российской Федерации: политико-правовая природа

Галуева Вероника Олеговна
В представленной статье анализируются такие понятия как подконтрольность и подотчетность Правительства, формулируются признаки, отличающие отчеты Правительства перед Государственной Думой и на их основе выводится определение отчет
Читать PDF
379.01 кб

Сложности внедрения электронного правительства в Российской Федерации

Афанасьева А.С.
В статье анализируется процесс формирования электронного правительства в Российской Федерации, выявлены основные проблемы, препятствующие его созданию в рамках современных российских реалий.
Читать PDF
211.66 кб

Перераспределение полномочий правительств субъектов Российской Федерации

Зарецкая Дарья Сергеевна
Современный статус правительств субъектов РФ отражает общемировую тенденцию усиления исполнительной власти, причем не только центральную, но и в федеративных государствах на уровне исполнительной власти субъектов федерации.
Читать PDF
260.19 кб

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Щербаков Михаил Александрович
статья посвящена теоретическим вопросам функционирования денежной системы Российской Федерации. А именно изучены цели, критерии устойчивости и функции денежной системы
Читать PDF
412.05 кб

К вопросу о законодательной инициативе Правительства Российской Федерации

Цоппоева А. Т.
Автор анализирует существующий в России демократический политический режим. Из этого следует, что законодательная инициатива должна принадлежать народу.
Читать PDF
143.07 кб

Отчеты Правительства Российской Федерации в системе парламентского контроля

Галуева Вероника Олеговна
В статье рассматривается место и роль отчетов Правительства РФ в сфере парламентского контроля, парламентский контроль как одна из функций современного парламента, классификации парламентского контроля.
Читать PDF
141.43 кб

Конференции в аналитическом центре аппарата Правительства Российской Федерации

Читать PDF
800.34 кб

Развитие антикризисных программ Правительства Российской Федерации с 2009 года

Прохорова А.А.
Одним из важнейших направлений повышения эффективности предотвращения кризисов, борьбы с ними и минимизации негативных последствий на уровне государства по праву можно считать антикризисные программы.
Читать PDF
222.62 кб

Поправки к Конституции РФ и вопросы отставки Правительства Российской Федерации

Цорионов И. В.
Читать PDF
175.49 кб

Электронное правительство в Российской Федерации: генезис и современное состояние

Киселёв Александр Сергеевич
Сегодня во многих странах мира существуют государственные программы, ориентированные на кибернетизацию и автоматизацию управленческих процессов, которые в свою очередь касаются вопросов разработки и внедрения электронного правител
Читать PDF
320.35 кб

О взаимодействии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

Васильева Наталья Юрьевна
В статье автором исследуются административно-правовые аспекты согласованного функционирования и взаимодействие Президента и Правительства Российской Федерации.
Читать PDF
302.79 кб

О некоторых аспектах конституционно-правового статуса Правительства Российской Федерации

Рогожина Е. А.
Статья представляет собой тезисное исследование некоторых аспектов конституционного статуса Правительства РФ.

Похожие термины:

  • АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных полномочий. В А.П. РФ, издаваемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Презид
  • ЧЛЕН ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    должностное лицо, которое в соответствии с федеральной Конституцией входит в состав Правительства РФ. Ч.П. РФ являются Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Предс
  • СОСТАВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    предусмотренный федеральной Конституцией исчерпывающий перечень лиц, в число которых входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Конституцией РФ и Федеральным
  • АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    государственный орган, образованный для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений. В организационно-управ
  • КОМИССИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    орган Правительства РФ, созданный им для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в различных областях общественной и гос
  • ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    предусмотренное Конституцией основание сложения с себя Правительством РФ полномочий. Решение об О.П. РФ может принять только Президент РФ. В соответствии с Конституцией РФ отставка Правительства
  • ПРАВИТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    высший орган исполнительной власти республики в составе РФ, а также орган, возглавляющий систему исполнительной власти в иных, помимо республик, субъектах РФ. П.с. РФ подотчетно президенту республ
  • ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    постоянно действующий орган, образуемый при Правительстве РФ. Состав П.П. РФ определяется персонально с указанием занимаемой должности. Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1145 "Об о
  • РЕГЛАМЕНТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    нормативный правовой акт, устанавливающий основные правила организации высшего федерального органа исполнительной власти по реализации его конституционных полномочий. Р.П. РФ утвержден постано
  • ЗАСЕДАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    организационно-правовая форма обсуждения и принятия Правительством решений по наиболее важным вопросам государственной жизни. Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. "О
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    предусмотренная Конституцией РФ процедура назначения Председателя Правительства РФ и утверждение по его предложению Президентом РФ иных членов Правительства. Ф.П. РФ представляет собой два взаи
  • ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    одно из высших должностных лиц государства. Возглавляет Правительство РФ. Назначается на должность Президентом РФ с согласия Государственной Думы (ГД). Освобождается от должности Президентом РФ.
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    правовой акт Правительства РФ, правительства субъекта РФ. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных ука
  • Почетная грамота Правительства Российской Федерации

    Почетная грамота Правительства Российской Федерации является поощрением за заслуги в содействии проведению социальной и экономической политики государства, эффективной деятельности федераль