одно из основных прав гражданина, закрепленное в ст. 43 действующей Конституции РФ.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. При этом основное общее образование - обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. В государстве устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования. В соответствии с ч. 2 ст. 43 каждому дано право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Допускаются и частные платные вузы. Специальным нормативным правовым актом данной сферы является Федеральный закон "Об образовании", принятый в 1992 г. и получивший новую редакцию в 1996 г.(С. А.)
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
Право на образование
Одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития, как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах, начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем содержание этого права имеет тенденцию к расширению. В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле включает обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях, общедоступность образования, право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка, свобода преподавания, право на учреждение частных учебных заведений. Многие конституции подкрепляют право на образование обязанностью родителей (или лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми начального (или общего основного) образования. В РФ право на образование закрепляет ст. 43 Конституции РФ 1993 г.
право на образование
цель образования в соответствии с пунктом 1(а) статьи 29 Конвенции о правах ребенка – это «развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Право на образование включает обеспечение безопасной учебной обстановки, свободной от эксплуатации и дискриминации, и означает выработку у ребенка самоуважения, приобретение им базовых знаний и бытовых навыков, с тем, чтобы учение было позитивным и полезным, а не слишком жестким и полностью отделенным от потребностей ребенка. Поскольку Конвенция увязывает все права воедино, здесь учитываются такие факторы, как пол, состояние здоровья и питания, физические и умственные особенности, а также участие детей в содействии качественному образованию.
Вопросам образования посвящены две статьи Конвенции. Статья 28 признает право ребенка на образование и требует обеспечивать бесплатное и обязательное начальное образование и защиту достоинства ребенка во всех дисциплинарных вопросах. Статья 29 призывает государство обеспечить образование с максимально возможным развитием способностей каждого ребенка и содействовать уважению родителей и культурной самобытности. В соответствии с Конвенцией правительства берут обязательства принимать меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
Вопросам образования посвящены две статьи Конвенции. Статья 28 признает право ребенка на образование и требует обеспечивать бесплатное и обязательное начальное образование и защиту достоинства ребенка во всех дисциплинарных вопросах. Статья 29 призывает государство обеспечить образование с максимально возможным развитием способностей каждого ребенка и содействовать уважению родителей и культурной самобытности. В соответствии с Конвенцией правительства берут обязательства принимать меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
Источник: Словарь терминов по правам ребенка
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляется практически во всех основных законах. В демократических государствах П. на о, в широком смысле включает: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных, муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях, общедоступность образования, право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка, свобода преподавания, право учреждать частные учебные заведения. Многие конституции подкрепляют П. на о. обязанностью родителей (или лиц их заменяющих) обеспечить получение детьми начального (или общего основного) образования. В РФ П. на о. закреплено в ст. 43 Конституции РФ. В РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. При этом основное общее образование обязательно. В государстве устанавливаются федеральные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования. Каждому дано право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ст. 43 ч. 2), значит, тем самым допускаются и частные вузы, где высшее образование получают за плату.
Источник: Энциклопедия юриста
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
конституционное право на получение определенной суммы знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами. Закрепляя П. на о., Конституция РФ (ст. 43) определяет различные подходы к получению основных видов образования. Государство обязано гарантировать гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего (в объеме 9 классов общеобразовательной школы), среднего (полного) общего образования (в объеме 10-11 классов) и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. Основное общее образование в РФ является обязательным. Получение полного общего образования - индивидуальное право каждого. Основные принципы организации системы образования и принципы государственной политики в сфере образования определены Законом РФ "Об образовании" в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. (с изм. и доп.). Закон закрепляет права и обязанности обучающихся и преподавателей, определяет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" урегулированы отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования.
В целях реализации П. на о. граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Государство оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий.
Основной государственной гарантией получения гражданами Российской Федерации образования является государственное и (или) муниципальное финансирование образования. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов в части уставной некоммерческой деятельности, предусмотренной уставами этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования, на получение бесплатно на конкурсной основе высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 43) государство устанавливает образовательные стандарты - нормативные образцы, содержащие комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения. Существует два уровня таких стандартов: 1) федеральный, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников, и 2) региональный, учитывающий особенности получения образования с учетом национальных и региональных особенностей.
(В.Ч.)
В целях реализации П. на о. граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Государство оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий.
Основной государственной гарантией получения гражданами Российской Федерации образования является государственное и (или) муниципальное финансирование образования. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов в части уставной некоммерческой деятельности, предусмотренной уставами этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования, на получение бесплатно на конкурсной основе высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 43) государство устанавливает образовательные стандарты - нормативные образцы, содержащие комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения. Существует два уровня таких стандартов: 1) федеральный, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников, и 2) региональный, учитывающий особенности получения образования с учетом национальных и региональных особенностей.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
одно из основных прав граждан СССР (см. Основные права и обязанности граждан СССР), законодательно закрепленных Конституцией СССР. Это право обеспечивается всеобще-обязательным начальным образованием, бесплатностью семилетнего образования, системой государственных стипендий отличившимся учащимся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся (ст. 121 Конституции СССР).
Коммунистическая партия и Советское государство уделяют большое внимание развитию науки и культуры в СССР.
В годы предвоенных пятилеток в СССР была достигнута всеобщая грамотность населения и создана развитая система среднего и высшего образования, обеспечивающая подготовку специалистов для всех отраслей народного хозяйства и культуры.
В послевоенные годы в нашей стране осуществлено всеобщее семилетнее обучение. Огромное развитие получила средняя и высшая школа. Число обучающихся в СССР, включая все виды обучения, составляло в 1952 г. 57 млн. человек, или почти на 8 млн. человек больше, чем в предвоенном 1940 г. Народное хозяйство СССР получило за период с 1946 по 1950 год – 652 тыс. специалистов с высшим образованием и более миллиона со средним образованием. В наст, время в стране работает около 5,5 млн. специалистов с высшим и средним специальным образованием, т. е. в 2,2 раза больше, чем до войны.
Советская власть обеспечивает через государственный бюджет финансирование растущей программы культурного строительства. Расходы на народное просвещение увеличились с 22,5 млрд. руб. в 1940 г. до 57,3 млрд. руб. в 1951 г. Из года в год возрастают ассигнования на культурные мероприятия.
Расходы по семилетнему образованию полностью несет государство.
Государство принимает на себя и основную часть расходов на образование в последних трех классах полной средней школы (десятилетки), в высших учебных заведениях и техникумах, возлагая на самих граждан лишь незначительную часть расходов. Отличившиеся студенты вузов получают от государства стипендии. Производственное обучение всюду бесплатное. Учащиеся всех ремесленных и ж.-д. училищ и "школ ФЗО, суворовских и нахимовских училищ и специальных ремесленных училищ для детей воинов Советских, Вооруженных Сил, а также дети, родители которых погибли от рук гитлеровцев, в течение всего периода обучения находятся на полном государственном обеспечении.
Советское законодательство создает благоприятные условия для реального осуществления гражданами П. на о. Так, согласно ст. 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г., директор предприятия или руководитель учреждения обязан дать разрешение на уход рабочего и служащего с предприятия или учреждения в случае, когда рабочий, работница или служащий должны прекратить работу в связи с зачислением их в высшее или среднее специальное учебное заведение с отрывом от производства.
Широкое распространение в СССР получило заочное высшее и среднее специальное образование, которое имеет огромное значение для подготовки специалистов в самых различных отраслях народного хозяйства и культуры без отрыва от производства.
Обучение ведется на родном языке каждой национальности, что обеспечивает общедоступность образования в многонациональном Советском Союзе.
Пятый пятилетний план предусматривает дальнейший подъем культурного уровня советского народа. В пятой пятилетке будет осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию в столицах республик, городах республиканского подчинения и крупнейших промышленных центрах и будут подготовлены условия для осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и сельских местностях.
В целях дальнейшего повышения воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий, Советский Союз в этой пятилетке приступит к осуществлению политехнического обучения в средней школе и проведет мероприятия, необходимые для перехода ко всеобщему политехническому обучению. П. на о. установлено также и в странах народной демократии. Из года в год уменьшается в этих странах число неграмотных, увеличивается сеть курсов, начальных и средних школ, высших учебных заведений, перестраивается вся система народного образования, неизмеримо возросла сеть культурно-просветительных учреждений, целиком поставленная на службу народу.
В капиталистических странах образование является привилегией имущих классов.
Коммунистическая партия и Советское государство уделяют большое внимание развитию науки и культуры в СССР.
В годы предвоенных пятилеток в СССР была достигнута всеобщая грамотность населения и создана развитая система среднего и высшего образования, обеспечивающая подготовку специалистов для всех отраслей народного хозяйства и культуры.
В послевоенные годы в нашей стране осуществлено всеобщее семилетнее обучение. Огромное развитие получила средняя и высшая школа. Число обучающихся в СССР, включая все виды обучения, составляло в 1952 г. 57 млн. человек, или почти на 8 млн. человек больше, чем в предвоенном 1940 г. Народное хозяйство СССР получило за период с 1946 по 1950 год – 652 тыс. специалистов с высшим образованием и более миллиона со средним образованием. В наст, время в стране работает около 5,5 млн. специалистов с высшим и средним специальным образованием, т. е. в 2,2 раза больше, чем до войны.
Советская власть обеспечивает через государственный бюджет финансирование растущей программы культурного строительства. Расходы на народное просвещение увеличились с 22,5 млрд. руб. в 1940 г. до 57,3 млрд. руб. в 1951 г. Из года в год возрастают ассигнования на культурные мероприятия.
Расходы по семилетнему образованию полностью несет государство.
Государство принимает на себя и основную часть расходов на образование в последних трех классах полной средней школы (десятилетки), в высших учебных заведениях и техникумах, возлагая на самих граждан лишь незначительную часть расходов. Отличившиеся студенты вузов получают от государства стипендии. Производственное обучение всюду бесплатное. Учащиеся всех ремесленных и ж.-д. училищ и "школ ФЗО, суворовских и нахимовских училищ и специальных ремесленных училищ для детей воинов Советских, Вооруженных Сил, а также дети, родители которых погибли от рук гитлеровцев, в течение всего периода обучения находятся на полном государственном обеспечении.
Советское законодательство создает благоприятные условия для реального осуществления гражданами П. на о. Так, согласно ст. 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г., директор предприятия или руководитель учреждения обязан дать разрешение на уход рабочего и служащего с предприятия или учреждения в случае, когда рабочий, работница или служащий должны прекратить работу в связи с зачислением их в высшее или среднее специальное учебное заведение с отрывом от производства.
Широкое распространение в СССР получило заочное высшее и среднее специальное образование, которое имеет огромное значение для подготовки специалистов в самых различных отраслях народного хозяйства и культуры без отрыва от производства.
Обучение ведется на родном языке каждой национальности, что обеспечивает общедоступность образования в многонациональном Советском Союзе.
Пятый пятилетний план предусматривает дальнейший подъем культурного уровня советского народа. В пятой пятилетке будет осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию в столицах республик, городах республиканского подчинения и крупнейших промышленных центрах и будут подготовлены условия для осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и сельских местностях.
В целях дальнейшего повышения воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий, Советский Союз в этой пятилетке приступит к осуществлению политехнического обучения в средней школе и проведет мероприятия, необходимые для перехода ко всеобщему политехническому обучению. П. на о. установлено также и в странах народной демократии. Из года в год уменьшается в этих странах число неграмотных, увеличивается сеть курсов, начальных и средних школ, высших учебных заведений, перестраивается вся система народного образования, неизмеримо возросла сеть культурно-просветительных учреждений, целиком поставленная на службу народу.
В капиталистических странах образование является привилегией имущих классов.
Источник: Советский юридический словарь