ПРАВО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПРАВО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ
см. Рабовладельческое право.

Источник: Советский юридический словарь

Рабовладельческое право
в марксистской трактовке это первый исторический тип права, характерными чертами которого являлись: превращение рабов в собственность рабовладельца, охрана с помощью самых жестоких санкций частной собственности, политическое всевластие рабовладельцев в государстве, власть отца в семье. (Наиболее развитой системой рабовладельческого права было римское право, которое Ф. Энгельс называл «… классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность…».)

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ПРАВО
первый исторический тип эксплуататорского права, служебная роль которого состояла в том, чтобы вместе с другим-и частями надстройки активно содействовать оформлению, укреплению и развитию базиса рабовладельческого общества.
Как и вся надстройка рабовладельческого общества, Р. п. было предопределено в конечном итоге материальными условиями существования этого общества, В нем находят свое отражение закономерности, характерные рабовладельческой общественно-экономической формации. По своей классовой сущности Р. п. являлось возведенной в закон волей господствующего класса рабовладельцев. Во всех институтах Р. п. ярко выражается эта его классовая сущность. Рабы были не субъектами, а объектами права рабовладельцев и находились на самой низшей ступени общественной лестницы. Р. п. закрепляло также экономическое и политическое неравенство среди свободных людей. В некоторых рабовладельческих государствах, преимущественно на самых ранних ступенях развития рабовладельческого строя, это неравенство среди свободных людей приобрело особенно резкие формы (кастовый строй в Индии).
Изменения в развитии Р. п. обусловлены объективными законами развития рабовладельческого общества. Историческая наука установила два главных этапа в истории этого общества, различие которых друг от друга определялось уровнем развития базиса рабовладельческого общества. Это общество древнего Востока (первый этап) и античное общество (второй этап).
В Р. п. стран древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай) при ярко выраженной классовой сущности сохраняются в значительном количестве пережитки первобытно-общинного строя. Это обнаруживается в преобладании государственной собственности (представлявшей собой по существу разновидность частной собственности) и в сохранении общинной собственности на важнейшие средства производства, т. е. на землю, скот, строения, рабов и т. д.
Уровень экономического развития в этих странах является еще низким, вследствие чего эксплуатация рабов не достигает таких масштабов и не отличается такой интенсивностью, какая наблюдается в более развитых древних Греции и Риме. Поэтому рабы, хотя и были объектом собственности рабовладельцев, но еще не считались людьми абсолютно бесправными; они сами могли обладать собственностью и даже получали в ряде случаев правоспособность и дееспособность (см. Рабовладельческое государство).
В области уголовного права встречаются наказания, представлявшие собой приспособление обычаев первобытно-общинного строя к условиям классового общества (см. Талион и Композиция). Наложение этих наказаний производилось с учетом общественного положения преступника и потерпевшего. Имеются наказания, в которых видны следы кровной мести (ответственность всех членов общины, детей за родителей и т. п.). В правотворчестве и отправлении правосудия руководящую роль часто играли коллегии жрецов.
В возникновении и развитии источников Р. п. наблюдаются следующие закономерности. На первом этапе истории рабовладельческого общества (а также на ранних стадиях истории античного общества) единственным источником Р. п. было обычное право, представлявшее собой в значительной своей части приспособление ряда обычаев первобытно-общинного строя к условиям классового общества и к интересам господствующего класса. Нормы обычного права не записывались и передавались устно из поколения в поколение. По мере развития рабовладельческой системы и особенно обострения классовой борьбы, а также с появлением письменности эти нормы обычного права стали записываться и превращаться в законы. Появление таких памятников права, как сборник законов царя Вокхориса в Египте, судебник вавилонского царя Хаммураби, законы Драконта в Афинах, законы XII таблиц в древнем Риме, является яркой иллюстрацией того, какую важную роль играло обострение классовой борьбы для возникновения законодательства. В ряде случаев записи норм обычного права требовали угнетенные группы свободных людей, чтобы в известной мере оградить себя от произвольного толкования обычаев представителями господствующего класса. Кроме норм обычного права в законах фиксировались также судебные прецеденты. В результате этого и само законодательство носило казуистический характер. В странах древнего Востока законами, как правило, являлись нормативные акты царей.
Античное рабовладельческое общество (Греция и Рим) представляет собой более высокий уровень развития рабовладельческого строя. В Греции и Риме происходит более ускоренными темпами разложение первобытно-общинного строя, развитие частной собственности на средства производства (в том числе и на рабов). Широко развиваются товарно-денежные отношения и кредит. Эксплуатация труда рабов достигает грандиозных масштабов и отличается исключительной беспощадностью и жестокостью, особенно в древнем Риме. Р. п. на этом этапе достигает своего апогея. Наиболее высокого уровня развития достигло римское право (см.).
В нормах римского права, а также в теориях римских юристов классовая сущность Р. п. получает особенно яркое, сознательное, целеустремленное и последовательнее выражение.
В условиях существования обширного рабовладельческого государства, в котором было необходимо держать в повиновении огромную массу рабов, неимущих свободных, сохранять владычество над покоренными народами других стран, регулировать сложные отношения в сфере производства и обращения на более высоком уровне развития рабовладельческой экономики, – потребовался и более высокий уровень развития юридической мысли. Это обусловило широкое распространение и развитие в древнем Риме юриспруденции.
В нормах римского права и в теориях римских юристов дается попытка теоретически обосновать, что раб является только вещью. В этом отношении римские юристы следуют учениям греческих философов Платона и Аристотеля. Право господина на раба являлось обыкновенным правом собственности .и ничем не было ограничено. Господин мог сделать с рабом что угодно, даже убить его. Раб как вещь не мог обладать никаким имуществом. Римское право в течение длительного периода не признавало, за небольшим исключением, никаких обязательств по договорам, заключенным с рабами. По мере дальнейшего развития рабовладельческой системы и товарно-денежных отношений римские юристы как в теории, так и на практике были вынуждены признать какое-то подобие правоспособности и дееспособности для рабов, что было необходимо в интересах их же хозяев, назначавших своих рабов управляющими, шкиперами и капитанами кораблей или отдававших во владение рабов для извлечения доходов какое-нибудь имущество (пекулий). Это признание правоспособности и дееспособности рабов производилось путем изощренных фикций, вроде того, что раб рассматривался как приобретательный орган, как орудие, обладающее даром речи и т. д., ко в принципе раб все же был только вещью.
По римскому праву, рабы, получившие свободу (вольноотпущенники), не приравнивались по своему положению к гражданам рабовладельческого государства. В Афинах вольноотпущенники не получали прав гражданства, а приравнивались к метэкам (чужестранцам). В Риме вольноотпущенники иногда зачислялись в число римских граждан. Но на всех этапах истории римского рабовладельческого государства они ограничивались в правоспособности как в сфере политических, так ,и имущественных прав. Рабы, получившие свободу, как в Греции, так и в Риме были обязаны еще отбывать ряд повинностей своим бывшим господам (патронат).
Правами гражданства в Греции и Риме пользовались только коренные жители этих государств, но не чужестранцы, которые были лишены не только политических, но и значительной части гражданских прав. Свободное коренное население распадалось на различные социальные группы, ведшие борьбу между собой.
Положение женщины в Греции и Риме было более тяжелым, чем, напр., в Египте и даже Вавилоне. В Риме, особенно в начальный период истории, власть главы семьи была почти безгранична.
Характерной чертой для Р. п. явилось то, что оно постепенно выработало стройную систему норм и институтов, обеспечивающих всестороннюю охрану и развитие частной собственности. Частная собственность, по римскому праву, определялась как полная власть над вещью. Важнейшие институты вещного и обязательственного права (сделки займа, ссуды, поклажи, купли-продажи, найма имущественного и рабочей силы, товарищества, поручения и пр.) были настолько развиты в римском праве, что, когда начался процесс разложения феодализма в Западной Европе и в недрах феодальной системы стали складываться буржуазные производственные отношения, в ряде стран получила широкое распространение рецепция римского права (см.).
В римском же праве на последней стадии его развития появились институты, закрепившие зарождавшиеся феодальные отношения (колонат). Эти институты были использованы при образовании феодальных государств в Европе.
Источниками Р. п. в древнем Риме вначале были нормы обычного права, передававшиеся устно. Первым законодательным памятником, появившимся в разгар обостренной классовой борьбы между патрициями и плебеями, были изданные в 450 г. до н. э. законы XII таблиц. Законами в древней Греции и Риме формально считались решения народных собраний. В этих источниках были выражены нормы т. н. квиритского права, которые отряжали еще недостаточно развитую систему производственных отношений рабовладельческого общества и сохранившиеся в нем пережитки первобытно-общинного родового строя.
Приблизительно с 3 в. до н. э. в системе источников римского права приобретают заметное место нормативные акты должностных лиц (магистратов, гл. обр. преторов, осуществлявших руководство правосудием), разрешавших вопросы, не урегулированные в законе, но возникавшие в судебной практике. Эти акты получили название эдиктов (см.). Их роль в истории римского права исключительно велика. В эдиктах были выражены нормы преторского права, отражавшего развитие рабовладельческой системы хозяйства в древнем Риме, в особенности рост товарно-денежных отношений. В нормах преторского права (см.) складывается классическое римское право как наиболее совершенная форма права, покоящаяся на частной собственности, и как первое всемирное право общества, состоящего из товаропроизводителей. Особенно большое значение для развития этого классического римского права имела та область преторского права, которая получила не совсем точное название общенародного права (ius gentium), т. е. совокупность hodm, выработанных в международном торговом обороте и во взаимоотношениях между римскими гражданами и Перегринами (жителями покоренных областей), Преторское право и ius gentium вытеснили квиритское право. Это было обусловлено объективными законами развития рабовладельческого общества, а именно – освобождением частной собственности от тяготевших над ней пережитков первобытно-общинного строя и быстрым развитием товарно-денежных отношений. Старое квиритское право было слишком узким и косным для того, чтобы гибко и своевременно регулировать общественные отношения, возникшие на новом этапе развития рабовладельческого общества. К тому же оно распространялось только на римских граждан и небольшую категорию лиц, принадлежавших к другим народностям.
После падения республики в древнем Риме, вызванного обострением классовой борьбы и установлением военной диктатуры рабовладельцев в виде принципата (см.), законодательную власть осуществляют императоры путем издания конституций, – актов, имевших силу закона. При императоре Юстиниане (527–565 гг.) была проведена всеобъемлющая систематизация римского права в законодательном памятнике, за которым в XII в. закрепилось название «Свода гражданского права» (Corpus iuris eivilis).
Составители свода стремились укрепить потерпевший крушение в Западной римской империи, но еще сохранившийся в Византии рабовладельческий строй путем систематизации и обновления старых норм рабовладельческого права древнего Рима. Однако процесс феодализации начался и в Византии, поэтому в своде Юстиниана встречаются нормы, предвосхищающие институты феодального права.
Р. п., как и рабовладельческое государство, – продукт определенной исторической эпохи. Оно было обусловлено базисом рабовладельческого строя. С крушением рабовладельческого базиса было низвергнуто и Р. п. Но римское право было рецепци-ровано государствами эпохи феодализма и капитализма.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено схем по теме — 1