Правоприменительная политика – это научно обоснованная, последовательная и сиcтемная деятельность государственных органов и институтов гражданского общества, направленная на определение стратегии и тактики механизма правоприменения, на создание необходимых условий для эффективной правоприменительной работы.
Правоприменительная форма реализации правовой политики проявляется в практической
деятельности органов государственной власти и уполномоченных структур гражданского общества, направленной на реализацию нормативно-правовых предписаний, в разработке и принятии правоприменительных актов, документах индивидуального, персонифицированного характера. В частности, в решениях высших органов судебной власти по делам, имеющим принципиальное значение для юридической практики. Важными составляющими этой формы правовой политики выступают правоохранительная, контрольно-надзорная, адвокатская, нотариальная и иная юридическая практика.
Самостоятельность правоприменительной политики подтверждается наличием признаков, отличающих ее от других направлений правовой политики. Подобными признаками являются следующие:
1) особая форма реализации правовой политики, которая воплощается преимущественно в принятии, изменении и отмене правоприменительных актов;
2) в рамках ее формируется стратегия и тактика правоприменительной деятельности, что существенным образом отражается на выстраивании механизма правоприменения;
3) субъектами данного вида политики выступают государственные органы (президент РФ, правительство РФ, министры, губернаторы, суды, прокуроры и др.) и институты гражданского общества (мэры, органы местного самоуправления, руководители коммерческих структур и др.);
4) целью выступает оптимизация правоприменительного процесса, содействие правоприменительной деятельности;
5) средствами являются соответствующие правовые акты, мониторинг правоприменительной деятельности и в целом реализации юридических норм, экспертиза правовых актов, правоприменительная техника, правовые позиции, обобщения юридической практики и т.д.;
6) осуществляется в правоприменительной сфере на международном, общефедеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.
Правоприменительная политика
это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и негосударственных структур, направленная на определение стратегии и тактики правоприменения, на создание необходимых условий для эффективной правоприменительной работы. Назначение правоприменительной политики, в конечном счете, состоит в том, чтобы добиться соответствующего качества правоприменительной деятельности, обеспечить ее направленность на решение тех задач, которые рассматриваются политической властью как наиболее важные. Правоприменительная политика преимущественно воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального, персонифицированного характера. В частности, в решениях высших органов судебной власти по делам, имеющим принципиальное значение для юридической практики. Как разновидность правовой политики правоприменительная политика:
- представляет собой форму конкретизации общей политикоправовой стратегии применительно к такому специфическому участку правового регулирования, как реализация права;
- объектом ее политико-управленческого воздействия являются общественные отношения, формирующиеся в сфере осуществления права, а непосредственным предметом выступает правоприменительная деятельность, ее цели, задачи, принципы, методы, приоритеты и т.д. Правоприменительная политика есть идейно-теоретическая основа, организующий и направляющий фактор властной деятельности компетентных субъектов в сфере осуществления права;
- характеризуется специфическими формами выработки и реализации ее содержания, особым субъектным составом, способами внешней объективизации и рядом других признаков;
- находится в закономерных связях с иными направлениями правовой политики, прежде всего политикой правотворческой. Содержание и общая направленность правоприменительной политики определяются системой действующих нормативно-правовых предписаний. В этом смысле правоприменительная политика имеет подзаконный характер, призвана создавать необходимые идеологические, организационноуправленческие и иные условия для надлежащей реализации воли законодателя. Кроме того, рассматриваемая политика выполняет и определенные компенсационные функции, внося коррективы и восполняя проблемы правотворческой политики на этапе реализации права;
- является важным фактором совершенствования законодательства и всей системы правовогорегулирования в стране. Она не только создает необходимые политико-управленческие предпосылки для оптимальной реализации воли законодателя, позволяет сосредотачивать государственные усилия на наиболее важных участках правового регулирования, но и стимулирует принятие (изменение, отмену) правотворческими органами таких правовых предписаний, которые в наибольшей мере отвечают задачам правовой политики и при этом учитывают возможности и потребности правоприменительной практики;
- научно обоснованная правоприменительная политика выступает необходимой гарантией практического обеспечения прав и свобод личности, упрочения законности и правопорядка, решения других жизненно важных задач. В качестве общей стратегии и тактики правоприменения правоприменительная политика воплощается в соответствующих концептуальных положениях, руководящих директивах, организации, формах, методах, средствах, тенденциях правоприменительной деятельности.
- представляет собой форму конкретизации общей политикоправовой стратегии применительно к такому специфическому участку правового регулирования, как реализация права;
- объектом ее политико-управленческого воздействия являются общественные отношения, формирующиеся в сфере осуществления права, а непосредственным предметом выступает правоприменительная деятельность, ее цели, задачи, принципы, методы, приоритеты и т.д. Правоприменительная политика есть идейно-теоретическая основа, организующий и направляющий фактор властной деятельности компетентных субъектов в сфере осуществления права;
- характеризуется специфическими формами выработки и реализации ее содержания, особым субъектным составом, способами внешней объективизации и рядом других признаков;
- находится в закономерных связях с иными направлениями правовой политики, прежде всего политикой правотворческой. Содержание и общая направленность правоприменительной политики определяются системой действующих нормативно-правовых предписаний. В этом смысле правоприменительная политика имеет подзаконный характер, призвана создавать необходимые идеологические, организационноуправленческие и иные условия для надлежащей реализации воли законодателя. Кроме того, рассматриваемая политика выполняет и определенные компенсационные функции, внося коррективы и восполняя проблемы правотворческой политики на этапе реализации права;
- является важным фактором совершенствования законодательства и всей системы правовогорегулирования в стране. Она не только создает необходимые политико-управленческие предпосылки для оптимальной реализации воли законодателя, позволяет сосредотачивать государственные усилия на наиболее важных участках правового регулирования, но и стимулирует принятие (изменение, отмену) правотворческими органами таких правовых предписаний, которые в наибольшей мере отвечают задачам правовой политики и при этом учитывают возможности и потребности правоприменительной практики;
- научно обоснованная правоприменительная политика выступает необходимой гарантией практического обеспечения прав и свобод личности, упрочения законности и правопорядка, решения других жизненно важных задач. В качестве общей стратегии и тактики правоприменения правоприменительная политика воплощается в соответствующих концептуальных положениях, руководящих директивах, организации, формах, методах, средствах, тенденциях правоприменительной деятельности.
Источник: Юридический энциклопедический словарь.-2-е изд. — Москва Проспект 2016. — 1136 с.