Правоприменительный акт (акт применения права) – это правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в пределах своей компетенции, являющееся результатом решения конкретного юридического дела.
Правоприменительный акт обладает следующими особенностями:
- исходит от компетентных органов или должностных лиц;
- носит государственно-властный характер;
- носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на субъективные права и юридические обязанности;
- зачастую имеет определенную установленную законом или иным правовым актом структуру (состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей) и внешние реквизиты (точное наименование акта; дата издания; место издания; порядковый номер; регистрационный номер; полное наименование органа, издавшего акт; подписи лица (лиц), принявшего акт; печать).
Правоприменительные акты классифицируют по следующим основаниям:
- по форме – указы, приговоры, решения, приказы и т.п.
- по издающим их субъектам:
- акты государственных органов;
- акты негосударственных (в частности, муниципальных) органов;
- по функциям права:
- регулятивные (например, приказ о повышении по службе);
- охранительные (например, постановление о возбуждении уголовного дела);
- по юридической природе:
- основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор суда);
- вспомогательные (направлены на подготовку издания основных актов, в частности, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);
- по предмету правового регулирования – акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.
- по характеру:
- материальные;
- процессуальные;
- по действию во времени:
- акты разового действия;
- акты длящегося действия;
- по избранному способу реализации правоприменения:
- конкретизирующие акты, подтверждающие наличие права у конкретного лица, применительно к нему индивидуализируют (регламентируют) объѐм этого права, форму и порядок его реализации (например, должностные инструкции, распоряжения руководителя о выполнении определенных работ с определением исполнителей и ответственных лиц и т. п.);
- правоустанавливающие (например, решение мера города о мероприятиях по празднованию дня победы).
Самостоятельное место среди правоприменительных актов занимают судебные акты, которые выступают результатом рассмотрения и разрешения спора в суде. Разновидностями судебных актов являются: судебное определение, судебное решение, судебный приказ.
В свою очередь в системе судебных актов отдельное место занимают акты конституционной юстиции, представляющие собой решение, принимаемое специализированными судебными органами конституционного контроля, непосредственно, в законченной императивной форме воздействующее на правоотношения, которые существуют за пределами конституционных или установленных судов, т.е. не на судебные органы, а на иных субъектов. Различают следующие разновидности решений конституционного суда:
- итоговые, содержащие выводы по результату рассмотрения дела, которые в свою очередь по определенным законодательством основаниям подразделяются на: постановления, заключения, определения, принимаемые по вопросам связанным с организацией работы Конституционного Суда в целом или в конкретно-определенном заседании.
- акты конституционного правосудия, т.е. решения Конституционного Суда по вопросам реализации полномочий.
Правоприменительный акт представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная правовая норма. Он всегда носит решающий характер, ибо выражается в правоприменительном решении и требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии другие юридические факты.
401.30 кб
Антикоррупционная экспертиза правоприменительных актов
Цель: обосновать общественную потребность, определить предмет, методологические и организационные возмож-ности антикоррупционной экспертизы правоприменительных актов.