ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и негосударственных структур, направленная на определение стратегии и тактики правотворчества, на создание необходимых условий для эффективной правотворческой работы. — повышение качества правотворческой деятельности. Качество правотворчества должно соответствовать тем целям, которые стоят в процессе формирования российской правовой, социальной государственности. Правотворческую политику в первую очередь проводят Государственная Дума и Совет Федерации (Федеральное Собрание Российской Федерации); законодательные органы субъектов Федерации, что выражается преимущественно в планировании законотворческой работы. Выделяют федеральный и региональный уровень правотворческой политики. На уровне субъекта Федерации правотворческая политика включает: - оценку необходимости закона: следует принимать только объективно необходимые региону, призванные регулировать наиболее важные сферы общественных отношений, законы; - глубокое, детальное исследование и учет общественного мнения и общественных интересов на всех этапах законотворческой деятельности. Важно выносить на обсуждение все существующие варианты проектов, предоставлять возможность общественным организациям и объединениям, трудовым коллективам и рядовым избирателям предлагать альтернативные формулировки правовых новелл, анализировать и учитывать их при доработке законопроектов, особо учитывать мнение ученых-правоведов и специалистов как специфической и самостоятельной части общественного мнения; - определение связи и взаимодействия проектируемого закона с другими законодательными нормами, а также с другими социальными регуляторами. Проведение сравнительных исследований правового регулирования вопроса в других регионах, анализ полученных результатов; - обязательное проведение независимой правовой и других видов экспертизы каждого законопроекта. При этом необходимо разработать методические рекомендации по проведению такой экспертизы, определив обязательные критерии оценки проектов региональных законов; - повышение информационной и технической оснащенности региональных законодателей, организационных начал использования компьютерных систем и электронных баз данных; - совершенствование практики планирования и прогнозирования регионального законодательства.

Источник: Электоральная правовая политика современной России. Словарь-справочник. — Москва. Проспект. 2018.

ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Правотворческая политика – научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и негосударственных структур, направленная на определение стратегии и тактики правотворчества, на создание необходимых условий для эффективной правотворческой работы.
Правотворческая политика воплощается преимущественно в принятии, изменении и отмене нормативных актов и нормативных договоров. Главная проблема заключается не в количестве соответствующих актов и договоров, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему. Здесь многое зависит от умения законодателя гармонично сочетать новые и ранее принятые нормативные акты, от грамотной стратегии творцов права. Четкая, целостная и последовательная правотворческая политика есть необходимая предпосылка эффективности правотворческой деятельности, основной целью которой должно быть разрешение экономических, экологических, социальных, этнических и иных задач.
Самостоятельность правотворческой политики подтверждается наличием признаков, отличающих ее от других видов правовой политики. Среди признаков можно выделить следующие:
1) особая форма реализации правовой
политики, которая воплощается преимущественно в принятии, изменении и отмене нормативных правовых актов и нормативных договоров;
2) в рамках ее формируется стратегия и тактика правотворческой деятельности, что существенным образом отражается на выстраивании системы права;
3) субъектами данного вида политики выступают органы представительной (законодательной) и исполнительной государственной власти, институты гражданского общества;
4) целью ее выступает оптимизация правотворческого процесса, содействие правоприменительной и иной юридической деятельности;
5) средствами являются соответствующие правовые акты, концепции, программы, мониторинг российского законодательства, правотворческая (в том числе и законотворческая) техника, систематизация нормативных правовых актов, моделирование, вето президента, специализация и унификация законодательства и т.д.;
6) осуществляется в правотворческой сфере на международном, общефедеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.
Правовая политика – явление сложное, многогранное, подразделяющееся на различные виды. В зависимости от того, какой срез правотворческого процесса выступает объектом правотворческой политики – законотворческий или подзаконный, выделяют, соответственно: законотворческую и подзаконную политику;
- в зависимости от целей правотворческая политика может быть текущей и перспективной;
- в зависимости от предмета правового регулирования (от отраслей права), правотворческая политика может быть конституционной, гражданской, уголовной и т.п.;
- в соответствии со сферой правотворческого воздействия: в сфере международных и внутренних отношений;
- по кругу охватываемых ею субъектов.
Наиболее актуальное значение в современный период приобретает общефедеральная и региональная правотворческая политика, субъектами которых выступают Президент РФ, представительные и исполнительные органы как России в целом, так и субъектов федерации.
Важнейшей разновидностью правотворческой политики выступает политика законотворческая, которая связана с оптимизацией законодательной деятельности федерального и региональных парламентов.

Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.

Реклама