ПРАВОВАЯ НОРМА
Правовая норма
это первичный элемент системы права, общеобязательное правило поведения властного характера, установленное, либо санкционированное государством. Отдельная норма права самостоятельно регулирует определенную частицу общественных отношений.
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
ПРАВОВАЯ НОРМА
общее правило поведения (объективное право), являющееся одним из элементов содержания права (наряду с субъективными правами и обязанностями). Будучи разновидностью социальных норм, П.н. обладают присущими им свойствами. Среди них прежде всего социальность — направленность на регулирование отношений между людьми, и нормативность — отражение социально типичного сущего, «нормальных» (а потому и должных) образцов поведения. Специфические свойства, отличающие П.н. от иных систем социальной регуляции, разнятся в зависимости от того, каких сущностных представлений о праве придерживается исследователь. Практически все теоретики выделяют общеобязательность П.н., адресаты которой определены с помощью родовых (социально-ролевых, а не личностных, индивидуальных) признаков, и ее формальную определенность — фиксирование абстрактной модели должного поведения. Приверженцы юридического позитивизма основное отличительное качество П.н. видят в ее государственном признании и обеспеченности государственным принуждением. Отмечается, что П.н. должна быть установлена законом или иным нормативным актом, исходящим от государства (легистский позитивизм), воплотиться в реальные правоотношения, т.е. обеспечиваться судебной и административной защитой (социологический позитивизм), основываться на норме более высокого иерархического уровня (неопозитивизм). Для сторонников этатического правопонимания П.н. — это правило должного поведения, закрепленное в законе и отвечающее неким партикулярным представлениям о справедливости. Наконец, специфика П.н. может усматриваться в том, что она определяет меру свободы участников социального общения и упорядочивает его по принципу их формального равенства (либертарное правопонимание). В структуре П.н. выделяют три элемента: гипотеза (указание на условия, при наличии которых следует руководствоваться данной нормой), диспозиция (собственно предписываемое правило поведения) и санкция (неблагоприятные последствия, наступающие в случае нарушения диспозиции). Только единство всех этих элементов образует П.н. Отдельные элементы структуры П.н. классифицируются в зависимости от характера образующих их предписаний. Различают простые, альтернативные и кумулятивные гипотезы. Простая гипотеза содержит указание на какое-либо одно условие (например, «если срок хранения определен моментом востребования вещи поклажедате- лем...»), альтернативная — на два или более условий, любого из которых достаточно для действия нормы («если в обязательстве участвуют несколько кредиторов или должников...»), кумулятивная — на два или более условий, которые должны наличествовать одновременно («если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий... »). Диспозиции подразделяются на императивные, однозначно предписывающие определенный вариант поведения («...хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем») и диспозитив- ные, предоставляющие участникам правоотношения определенную свободу выбора варианта поведения («кредитор вправе не принимать исполнение обязательства по частям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства и не вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства»). Санкции могут быть абсолютно определенными, содержащими указание на конкретный вид и меру неблагоприятного последствия («несоблюдение письменной формы договора коммерческой концессии влечет его недействительность »), относительно определенными, когда допускается разная мера неблагоприятного последствия определенного вида («...наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет»), альтернативными, допускающими наступление различных неблагоприятных последствий («...наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет») и кумулятивными, предполагающими наступление двух или более неблагоприятных последствий («...наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества»). Внешне норма права объективируется в форме юридических текстов (источников права в формальном смысле), правоотношений и правосознания. Различают три способа изложения П.н. в юридическом тексте: прямой способ, при котором в статье закона полностью воспроизведены все элементы структуры нормы, практически не встречается; всегда для уяснения значения тех или иных понятий (например, «имущество », «юридическое лицо», «лишение свободы» и т.п.) необходимо обратиться к другим статьям данного закона или даже к другим актам. При отсылочном способе указываются конкретные статьи, части, пункты определенного правового акта, где можно найти элементы и разъяснения П.н., отсутствующие в данной статье. О бланкетном способе изложения нормативного материала принято говорить, когда статья закона представляет собой как бы чистый бланк, схему, рамку, которые заполняются с помощью предписаний, содержащихся в иных актах («Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов — наказывается...»). Воспроизведение в юридическом тексте П.н. может быть абстрактным — через указание на общие, родовые, формальные признаки, критерии, образцы и казуальным — конкретным, детальным, ситуационным. Первый способ характерен, например, для нормативных актов, второй — для судебных и административных решений. Существует множество классификаций П.н.; все они в достаточной мере условны. В зависимости от отраслевой принадлежности (по предмету правового регулирования) различают нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, процессуального права. Специфика способа регулирования общественных отношений предопределяет выделение норм запрещающих, обязывающих и управомо- чивающих. По сфере действия различают нормы общие и специальные, представляющие с о б о й исключение, изъятие, частный случай первых (например, нормы, определяющие особенности уголовной ответственности несовершеннолетних). Весьма значима иерархия П.н. в зависимости от их юридической силы, увязываемая с видом источника права (в формально- юридическом смысле), в котором норма объективируется, и компетенцией государственного органа, осуществившего ее позитивацию. Н. В. Варламова
Источник: Юридическая энциклопедия
Правовая норма
установленное и охраняемое государством общеобязательное правило поведения, которое предоставляет участникам общественных отношений юридические права и налагает на них юридические обязанности.
П.н. является государственным регулятором общественных отношений, важнейшим видом социальной нормы, являющейся правилом поведения или обобщенной информацией о наиболее типичной жизненной ситуации или явлении, созданные людьми и обращенные к ним в целях установления и поддержания условий человеческого общежития. Обладая всеми качествами социальных норм, П.н. они имеют и специфические черты, определяемые их непрерывной связью с государством.
П.н. — исходный, главный элемент системы права, основополагающее понятие для всей правовой системы. Кроме того, она представляет собой продукт сознательной деятельности человека, она возникает как результат осознанной потребности правового опосредования, необходимости урегулирования правом общественных отношений.
В теории права содержится большое количество определений норм права, что тесно связано с многообразием типов правопонимания, так как от определения права зависит определение юридической нормы. Анализируя П.н., можно раскрыть суть понятия нормативности. Значение этого термина в юридической науке связывается с необходимостью отграничения правовых норм от индивидуальных правовых предписаний, не обладающих нормативностью.
Нормативность отражает типичность социальных процессов, явлений, связей, являющуюся следствием их типичности, распространенности. Они типичны в том плане, что обычно нормальны с точки зрения общественного сознания или сознания определенной социальной группы. Применительно к П.н. типизация проявляется в вычленении наиболее характерного, что присуще правовым явлениям или поступкам человека в определенной ситуации. Это процесс абстрагирования от конкретного в правовых явлениях, от индивидуальных черт личности и особенностей ее отдельного поведения. Благодаря этому в нормах появляется обобщенное, обезличенное правило поведения, что дает нормам возможность регулировать поведение неопределенного числа лиц, т. е. ее адресат абстрактен.
Нормативность предполагает обязательность правовых предписаний. Это свойство называется всеобщностью и означает неукоснительность исполнения правовых предписаний всеми субъектами права и обязательную реакцию со стороны общества, государства, социальной группы на поведение человека, отклоняющееся от требований правовой нормы.
Существенным признаком П.н. является их предоставительно-обязывающий характер. Данный признак связан со специфическим свойством нормативности П.н. — правил поведения, которые, независимо от того, в какой словесной формулировке они выражены (управомочивающие, обязывающие, запрещающие), регулируют общественные отношения посредством одновременного предоставления их участникам определенных субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей.
Признаки П.н.:
1)П.н. — правило поведения, имеющее общий характер. Она распространяется на всех граждан, иностранцев, лиц без гражданства, а также их объединения, которые подпадают под ее регулирующее воздействие. П.н. в отличие от каких-либо индивидуальных предписаний, приказов не имеет конкретного адресата. При этом общий характер имеют не только нормы, устанавливающие какое-либо правило поведения, но и нормы, учреждающие какой-либо государственный институт, устанавливающие статус и компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций.
П.н. регулирует не конкретное, единичное отношение и поведение строго определенных субъектов, а множество сходных по содержанию отношений. П.н. отражает наиболее типичные, многократно повторяемые связи между людьми, наиболее часто встречающиеся способы их взаимодействия. П.н., таким образом, является абстрактной моделью типичных взаимоотношений между людьми и иными субъектами общественной жизни.
2)П.н. — регулятор поведения человека. При этом следует заметить, что регулирующее воздействие на поведение людей могут оказывать не только нормы, устанавливающие вид и меру возможного или должного поведения людей, но и исходные (учредительные) нормы, к которым относятся нормы-принципы, нормы-цели и нормы-определения. Последние устанавливают общие начала и основные направления правового регулирования;
3)П.н. устанавливаются и санкционируются, т. е. утверждаются государством, которое гарантирует их исполнение властной принудительной силой. П.н. могут также устанавливаться непосредственно самим народом в порядке референдума, либо в качестве П.н. могут признаваться обычаи, религиозные или иные нормы. Но исполнение их всегда обеспечивается принудительной силой государства.
Это обстоятельство и отличает нормы права от норм морали, религии, обычаев, традиций, корпоративных норм, которые обеспечиваются различными средствами общественного воздействия. Возможность государственного принуждения как гарантия реализации или охраны от нарушений является особенностью норм права, выделяющим его среди иных социальных норм.
В том случае, если неправовые социальные нормы будут признаны, санкционированы государством, они приобретают характер норм права. Например, ст. 134 Кодекса торгового мореплавания закрепляет, что срок погрузки товаров на судне определяется в соответствии с обычаями порта. В данном случае обычная норма (обычай порта) становится нормой права;
4)П.н. является общеобязательной. П.н. содержит не просто рекомендацию, пожелание поступить определенным образом. Она имеет властный характер, обязательна для исполнения. В случае неисполнения правовой нормы в добровольном порядке ее реализация обеспечивается государством принудительно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение правовой нормы является основанием для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. В отличие от других социальных норм правовые нормы поддерживаются силой государственного принуждения;
5)П.н. является формально определенной. П.н. издается или санкционируется государством и выражается в строго определенной установленной государством форме, например, в форме нормативного правового акта, судебного прецедента, нормативного договора или правового обычая.
Кроме того, П.н. отличает ясность ее содержания гражданам и иным лицам. Она должна быть изложена таким образом, чтобы быть доступной для понимания всеми заинтересованными лицами и исключать положения, допускающие двусмысленные толкования.
Структура П.н. — это внутреннее строение П.н., характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов. Элементами П.н. являются гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза указывает на жизненные обстоятельства, с которыми связывается вступление П.н. в действие, реализация ее диспозиции. Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные варианты их поведения. В диспозиции выражается властный характер П.н., который позволяет ей при наличии условий, предусмотренных гипотезой, регулировать поведение людей. Диспозиция представляет собой главный элемент нормы права, ее сердцевину. Однако диспозицию нельзя полностью отождествить с П.н., поскольку целостное правило поведения, полноценная норма права образуется только тогда, когда все элементы правовой нормы находятся в единстве. Санкция предусматривает последствия нарушения П.н., определяет вид и меру ответственности для нарушителя ее предписаний.
Таким образом, каждый элемент П.н. занимает в ее структуре свое особое место и выполняет собственную функцию. Таким образом, структура П.н. как логическая взаимосвязь трех ее элементов может быть выражена в следующей формуле «если (условие, содержащееся в гипотезе), то (правило, установленное в диспозиции) — иначе (последствие, закрепленное в санкции)».
П.н. подразделяются на виды в зависимости регулируемого вида общественных отношений (предмета правового регулирования): конституционные; гражданские; административные; уголовные; трудовые; нормы семейного права и т. п.
П.н., принадлежащие к различным отраслям, можно подразделить на две большие группы: материальные, которые выражают содержание правомерной деятельности граждан, их объединений, государственных органов и иных субъектов, определяют их правовой статус; процессуальные, которые призваны обеспечить претворение в жизнь материальных норм, закрепляя порядок, способы, формы их осуществления. В зависимости от способа воздействия норм на общественные отношения П.н. подразделяются на регулятивные и охранительные.
Регулятивные П.н. определяют субъективные права и юридические обязанности субъектов права, а также условия их возникновения и действия.
Регулятивные нормы в свою очередь могут быть подразделены на:
— управомочивающие — предоставляющие субъектам права какие-либо возможности по своему усмотрению совершать положительные действия. Например: «Каждый имеет право на непри- косновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23, ч. 1 Конституции Российской Федерации);
— обязывающие, которые возлагают на субъектов права обязанность совершить определенные положительные действия. Например: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» (ст. 24 ч. 2
Конституции Российской Федерации);
— запрещающие, которые устанавливают обязанность субъекта воздержаться от совершения некоторых действий. Например: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются» (ст. 24 ч. 1 Конституции Российской Федерации).
Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственного принуждения, характер и содержание данных мер. В зависимости от роли в механизме правового регулирования П.н. подразделяются на исходные (отправные, учредительные), общие и специальные.
Исходные нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, устанавливают его цели и задачи, закрепляют общие принципы, пределы и направления правового регулирования, вводят правовые понятия и категории. Общие П.н. закрепляют правила, которым подчиняется целый ряд общественных отношений, урегулированных какой-либо отраслью права или целой группой отраслей. Специальные П.н. устанавливают правила, регулирующие какой-либо вид общественных отношений с учетом присущих ему особенностей. Они, как правило, содержатся в особенных частях различных отраслей права.
В зависимости от субъекта правотворчества, издавшего или санкционировавшего их, П.н. подразделяются на конституционные, законодательные, подзаконные нормы.
По сфере действия П.н. подразделяются на нормы общего действия, действующие на территории всего государства. Подобные П.н. содержатся, например, в Конституции Российской Федерации, а также в федеральных законах и подзаконных нормативных актах, изданных федеральными органами государственной власти.
Воздействие на общественные отношения норм ограниченного действия ограничено территориальными, субъектными, временными или ситуационными рамками. Подобные П.н. содержатся, к примеру, в законодательстве субъектов Российской Федерации или в федеральном законодательстве в случае, если на это имеется непосредственное указание. Локальные нормы действуют в пределах определенного объединения людей (предприятие, учреждение, организация). К локальным нормам могут быть отнесены нормы, содержащиеся в уставе юридического лица, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка.
И. Н. Барциц
Список литературы
Васильев А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. — М., 1976.
Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. — М., 1997.
Общая теория государства и права. Академический курс / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2000.
Правоведение / под ред Г. В. Мальцева. — М., 2003.
П.н. является государственным регулятором общественных отношений, важнейшим видом социальной нормы, являющейся правилом поведения или обобщенной информацией о наиболее типичной жизненной ситуации или явлении, созданные людьми и обращенные к ним в целях установления и поддержания условий человеческого общежития. Обладая всеми качествами социальных норм, П.н. они имеют и специфические черты, определяемые их непрерывной связью с государством.
П.н. — исходный, главный элемент системы права, основополагающее понятие для всей правовой системы. Кроме того, она представляет собой продукт сознательной деятельности человека, она возникает как результат осознанной потребности правового опосредования, необходимости урегулирования правом общественных отношений.
В теории права содержится большое количество определений норм права, что тесно связано с многообразием типов правопонимания, так как от определения права зависит определение юридической нормы. Анализируя П.н., можно раскрыть суть понятия нормативности. Значение этого термина в юридической науке связывается с необходимостью отграничения правовых норм от индивидуальных правовых предписаний, не обладающих нормативностью.
Нормативность отражает типичность социальных процессов, явлений, связей, являющуюся следствием их типичности, распространенности. Они типичны в том плане, что обычно нормальны с точки зрения общественного сознания или сознания определенной социальной группы. Применительно к П.н. типизация проявляется в вычленении наиболее характерного, что присуще правовым явлениям или поступкам человека в определенной ситуации. Это процесс абстрагирования от конкретного в правовых явлениях, от индивидуальных черт личности и особенностей ее отдельного поведения. Благодаря этому в нормах появляется обобщенное, обезличенное правило поведения, что дает нормам возможность регулировать поведение неопределенного числа лиц, т. е. ее адресат абстрактен.
Нормативность предполагает обязательность правовых предписаний. Это свойство называется всеобщностью и означает неукоснительность исполнения правовых предписаний всеми субъектами права и обязательную реакцию со стороны общества, государства, социальной группы на поведение человека, отклоняющееся от требований правовой нормы.
Существенным признаком П.н. является их предоставительно-обязывающий характер. Данный признак связан со специфическим свойством нормативности П.н. — правил поведения, которые, независимо от того, в какой словесной формулировке они выражены (управомочивающие, обязывающие, запрещающие), регулируют общественные отношения посредством одновременного предоставления их участникам определенных субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей.
Признаки П.н.:
1)П.н. — правило поведения, имеющее общий характер. Она распространяется на всех граждан, иностранцев, лиц без гражданства, а также их объединения, которые подпадают под ее регулирующее воздействие. П.н. в отличие от каких-либо индивидуальных предписаний, приказов не имеет конкретного адресата. При этом общий характер имеют не только нормы, устанавливающие какое-либо правило поведения, но и нормы, учреждающие какой-либо государственный институт, устанавливающие статус и компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций.
П.н. регулирует не конкретное, единичное отношение и поведение строго определенных субъектов, а множество сходных по содержанию отношений. П.н. отражает наиболее типичные, многократно повторяемые связи между людьми, наиболее часто встречающиеся способы их взаимодействия. П.н., таким образом, является абстрактной моделью типичных взаимоотношений между людьми и иными субъектами общественной жизни.
2)П.н. — регулятор поведения человека. При этом следует заметить, что регулирующее воздействие на поведение людей могут оказывать не только нормы, устанавливающие вид и меру возможного или должного поведения людей, но и исходные (учредительные) нормы, к которым относятся нормы-принципы, нормы-цели и нормы-определения. Последние устанавливают общие начала и основные направления правового регулирования;
3)П.н. устанавливаются и санкционируются, т. е. утверждаются государством, которое гарантирует их исполнение властной принудительной силой. П.н. могут также устанавливаться непосредственно самим народом в порядке референдума, либо в качестве П.н. могут признаваться обычаи, религиозные или иные нормы. Но исполнение их всегда обеспечивается принудительной силой государства.
Это обстоятельство и отличает нормы права от норм морали, религии, обычаев, традиций, корпоративных норм, которые обеспечиваются различными средствами общественного воздействия. Возможность государственного принуждения как гарантия реализации или охраны от нарушений является особенностью норм права, выделяющим его среди иных социальных норм.
В том случае, если неправовые социальные нормы будут признаны, санкционированы государством, они приобретают характер норм права. Например, ст. 134 Кодекса торгового мореплавания закрепляет, что срок погрузки товаров на судне определяется в соответствии с обычаями порта. В данном случае обычная норма (обычай порта) становится нормой права;
4)П.н. является общеобязательной. П.н. содержит не просто рекомендацию, пожелание поступить определенным образом. Она имеет властный характер, обязательна для исполнения. В случае неисполнения правовой нормы в добровольном порядке ее реализация обеспечивается государством принудительно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение правовой нормы является основанием для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. В отличие от других социальных норм правовые нормы поддерживаются силой государственного принуждения;
5)П.н. является формально определенной. П.н. издается или санкционируется государством и выражается в строго определенной установленной государством форме, например, в форме нормативного правового акта, судебного прецедента, нормативного договора или правового обычая.
Кроме того, П.н. отличает ясность ее содержания гражданам и иным лицам. Она должна быть изложена таким образом, чтобы быть доступной для понимания всеми заинтересованными лицами и исключать положения, допускающие двусмысленные толкования.
Структура П.н. — это внутреннее строение П.н., характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов. Элементами П.н. являются гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза указывает на жизненные обстоятельства, с которыми связывается вступление П.н. в действие, реализация ее диспозиции. Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные варианты их поведения. В диспозиции выражается властный характер П.н., который позволяет ей при наличии условий, предусмотренных гипотезой, регулировать поведение людей. Диспозиция представляет собой главный элемент нормы права, ее сердцевину. Однако диспозицию нельзя полностью отождествить с П.н., поскольку целостное правило поведения, полноценная норма права образуется только тогда, когда все элементы правовой нормы находятся в единстве. Санкция предусматривает последствия нарушения П.н., определяет вид и меру ответственности для нарушителя ее предписаний.
Таким образом, каждый элемент П.н. занимает в ее структуре свое особое место и выполняет собственную функцию. Таким образом, структура П.н. как логическая взаимосвязь трех ее элементов может быть выражена в следующей формуле «если (условие, содержащееся в гипотезе), то (правило, установленное в диспозиции) — иначе (последствие, закрепленное в санкции)».
П.н. подразделяются на виды в зависимости регулируемого вида общественных отношений (предмета правового регулирования): конституционные; гражданские; административные; уголовные; трудовые; нормы семейного права и т. п.
П.н., принадлежащие к различным отраслям, можно подразделить на две большие группы: материальные, которые выражают содержание правомерной деятельности граждан, их объединений, государственных органов и иных субъектов, определяют их правовой статус; процессуальные, которые призваны обеспечить претворение в жизнь материальных норм, закрепляя порядок, способы, формы их осуществления. В зависимости от способа воздействия норм на общественные отношения П.н. подразделяются на регулятивные и охранительные.
Регулятивные П.н. определяют субъективные права и юридические обязанности субъектов права, а также условия их возникновения и действия.
Регулятивные нормы в свою очередь могут быть подразделены на:
— управомочивающие — предоставляющие субъектам права какие-либо возможности по своему усмотрению совершать положительные действия. Например: «Каждый имеет право на непри- косновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23, ч. 1 Конституции Российской Федерации);
— обязывающие, которые возлагают на субъектов права обязанность совершить определенные положительные действия. Например: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» (ст. 24 ч. 2
Конституции Российской Федерации);
— запрещающие, которые устанавливают обязанность субъекта воздержаться от совершения некоторых действий. Например: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются» (ст. 24 ч. 1 Конституции Российской Федерации).
Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственного принуждения, характер и содержание данных мер. В зависимости от роли в механизме правового регулирования П.н. подразделяются на исходные (отправные, учредительные), общие и специальные.
Исходные нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, устанавливают его цели и задачи, закрепляют общие принципы, пределы и направления правового регулирования, вводят правовые понятия и категории. Общие П.н. закрепляют правила, которым подчиняется целый ряд общественных отношений, урегулированных какой-либо отраслью права или целой группой отраслей. Специальные П.н. устанавливают правила, регулирующие какой-либо вид общественных отношений с учетом присущих ему особенностей. Они, как правило, содержатся в особенных частях различных отраслей права.
В зависимости от субъекта правотворчества, издавшего или санкционировавшего их, П.н. подразделяются на конституционные, законодательные, подзаконные нормы.
По сфере действия П.н. подразделяются на нормы общего действия, действующие на территории всего государства. Подобные П.н. содержатся, например, в Конституции Российской Федерации, а также в федеральных законах и подзаконных нормативных актах, изданных федеральными органами государственной власти.
Воздействие на общественные отношения норм ограниченного действия ограничено территориальными, субъектными, временными или ситуационными рамками. Подобные П.н. содержатся, к примеру, в законодательстве субъектов Российской Федерации или в федеральном законодательстве в случае, если на это имеется непосредственное указание. Локальные нормы действуют в пределах определенного объединения людей (предприятие, учреждение, организация). К локальным нормам могут быть отнесены нормы, содержащиеся в уставе юридического лица, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка.
И. Н. Барциц
Список литературы
Васильев А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. — М., 1976.
Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. — М., 1997.
Общая теория государства и права. Академический курс / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2000.
Правоведение / под ред Г. В. Мальцева. — М., 2003.
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия