Правовая основа местного самоуправления в городе Москве

Найдено 1 определение
Правовая основа местного самоуправления в городе Москве
совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих местное самоуправление в городе Москве, устанавливающие принципы и порядок организации местного самоуправления в городе Москве, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, государственные гарантии его реализации.
Правовую основу местного самоуправления в Москве составляют:
— общепризнанные принципы и нормы международного права;
— международные договоры Российской Федерации;
— Конституция РФ;
— федеральные конституционные законы;
— федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);
— Устав города Москвы;
— закон города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве», другие законы города Москвы и иные нормативные правовые акты Москвы;
— уставы муниципальных образований;
— решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах;
— иные муниципальные правовые акты.
В основе нормативно-правового регулирования местного самоуправления лежат Европейская Хартия местного самоуправления и Конституция РФ.
Европейская Хартия местного самоуправления — один из главных источников муниципального права европейских государств, определяющий пути развития местного самоуправления в современной Европе. В его основу положен классический принцип субсидиарности, согласно которому вопросы, которые можно решать на низовых уровнях управления, нет смысла передавать наверх, вмешательство государства требуется лишь там, где без него не обойтись (см. Европейская Хартия местного самоуправления).
В Российской Федерации в 1993 г. на конституционном уровне были закреплены сам институт местного самоуправления, основополагающие начала его организации и деятельности, определены место и роль местного самоуправления в российском обществе и его государственно-правовой структуре. В их числе: признание и гарантированность местного самоуправления, его определение как одной из форм народовластия, обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти, самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, обязательный учет исторических и иных местных традиций, государственные гарантии и судебная защита местного самоуправления, самостоятельность населения при определении структуры его органов и ряд других конституционных принципов местного самоуправления (см. Принципы организации местного самоуправления).
Правовой основой для дальнейшего развития и совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и муниципальных правовых актов является федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (См. Правовая основа местного самоуправления). Согласно ст. 4 федерального закона, общественные отношения в области местного самоуправления могут также регулироваться конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Уставе города Москвы уделяется значительное внимание правовой регламентации основ организации местного самоуправления в столице Российской Федерации: определяются понятие, формы и принципы осуществления местного самоуправления в Москве (ст. 6; ст. 7); территориальные основы организации местного самоуправления (ст. 54); особенности правового регулирования организации местного самоуправления (ст. 55); порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст. 56); гарантии осуществления деятельности органов местного самоуправления (ст. 57); основы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти города Москвы (ст. 58).
К числу законов Москвы по вопросам организации местного самоуправления следует отнести законы:
1) «Об организации местного самоуправления в городе Москве» от 06.11.2002 г. № 56 (в ред. от 15.05.2013), в котором определяется, что органы государственной власти города Москвы создают необходимые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие органам местного самоуправления в осуществлении ими полномочий по вопросам местного значения, в том числе:
— обеспечивают соразмерность полномочий органов местного самоуправления материальным и финансовым ресурсам муниципального образования,
— оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление,
— наделяют органы местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) с одновременной передачей материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для осуществления переданных полномочий,
— осуществляют контроль за реализацией указанных полномочий и использованием переданных средств,
— принимают в установленном порядке городские программы развития местного самоуправления;
2)«О референдумах в городе Москве» от
18.01.2007 г. № 11;
3)«О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве» от 15.10.2003 г. № 59 (в ред. от 26.06.2013);
4)«Избирательный кодекс города Москвы» от 06.07.2005 г. № 38 (в ред. от 10.07.2013);
5)«О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве» от 25.11.2009 г.
№ 9 (в ред. от 03.07.2013);
6)«О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы» от 11 июля 2012 года № 39 (в ред. от
26.06.2013);
7)«О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» от 28.09.2005 г. № 47 (в ред. от
06.02.2013);
8)«О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы
(государственными полномочиями)» от
14.07.2004 г. № 50 (в ред. от 27.06.2012);
9)«О муниципальной службе в городе Москве» от 22 октября 2008 г. № 50 (в ред. от 03.07.2013) и др.
Изменение границ между Московской областью и городом Москвой с 1 июля 2012 года, в результате которого в состав города Москвы вошли новые территории, потребовало внесение изменений в законодательство города Москвы в целях закрепления описания новых границ и уточнения границ существующих территорий, а также установления системы управления на новых территориях. В этой связи Московской городской Думой были приняты соответствующие поправки в законы города Москвы.
Устав города Москвы. В перечень территориальных единиц города Москвы помимо районов и административных округов включены поселения, имеющие наименования и границы, закрепленные городскими правовыми актами.
Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 «Оборганизации местного самоуправления в городе Москве». Введены два новых подвида внутригородских муниципальных образований: к муниципальным округам добавились городские округа и поселения, которые сохранили свой статус, а именно: наименование, границы, структуру органов местного самоуправления, а также полномочия по решению вопросов местного значения. Также скорректированы положения Закона о наименованиях органов местного самоуправления. Например, представительный орган местного самоуправления теперь именуется Советом депутатов муниципального округа, Советом депутатов городского округа или Советом депутатов поселения, а не муниципальным Собранием внутригородского муниципального образования.
Закон города Москвы от 15 октября 2003 года № 59 «Онаименованиях и границах внутригородских муниципальныхобразований в городе Москве». Количество внутригородских муниципальных образований увеличено на 21 единицу — до 146. Установлены наименования присоединенных муниципальных образований и их границы.
Закон города Москвы от 5 июля 1995 года № 13–47 «Отерриториальном делении города Москвы». Предусмотрена новая территориальная единица — поселения, которые образуются на присоединенных к Москве территориях. Отличия поселений от районов заключается в том, что поселения состоят из нескольких объединенных общей территорией населенных пунктов. Входящие в состав поселений населенные пункты не являются самостоятельными территориальными единицами. Кроме того, на присоединенных территориях с учетом распределения полномочий между органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления и в целях исключения дублирования их функций не образуются районы города Москвы и не создаются территориальные органы исполнительной власти города Москвы — управы районов города Москвы.
Сведения об уставах внутригородских муниципальных образований, о муниципальных нормативных правовых актах, принятых (изданных) органами местного самоуправления, руководителями органов местного самоуправления подлежат обязательному учету в Регистре муниципальных нормативных правовых актов города Москвы. Задачами ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов являются: 1) обеспечение их соответствия Конституции РФ, федеральному законодательству, законодательству города Москвы, уставам внутригородских муниципальных образований в городе Москве; 2) систематизация и учет муниципальных нормативных правовых актов; 3) обеспечение конституционного права граждан на получение достоверной информации о муниципальных нормативных правовых актах; 4) создание условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.
Порядок его ведения установлен в Законе города Москвы от 22 октября 2008 года № 49 «О порядке ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов города Москвы».
З. А. Алиева
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ. Ст. 79.
Закон города Москвы «Устав города Москвы» от 28.06.1995 г. (в ред. от 19.12.2012).
Закон города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» от 06.11.2002 г. № 56 (в ред. от 15.05.2013).
Закон города Москвы «О территориальном делении города Москвы» от 05.07.1995 г. № 13–47 (в ред. от 26.06.2013).
Закон города Москвы «О референдумах в городе Москве» от 18.01.2007 г. № 11.
Закон города Москвы «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве» от
15.10.2003 г. № 59 (в ред. от 26.06.2013).
Закон города Москвы «Избирательный кодекс города Москвы» от 06.07.2005 г. № 38 (в ред. от 10.07.2013).
Закон города Москвы «О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве» от 25.11.2009 г. № 9 (в ред. от 03.07.2013).
Закон города Москвы «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы» от
11.07.2012 г. № 39 (в ред. от 26.06.2013).
Закон города Москвы «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» от 28.09.2005 г. № 47 (в ред. от 06.02.2013).
Закон города Москвы «О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)» от 14.07.2004 г. № 50 (в ред. от 27.06.2012).
Закон города Москвы «О муниципальной службе в городе Москве» от 22.10.2008 г. № 50 (в ред. от 03.07.2013).
Закон города Москвы «О порядке ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов города Москвы» от 22.10.2008 г.
№ 49 (в ред. от 19.10.2011).
Соглашение об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от
29.11.2011 г.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» от 27 декабря 2011 года № 560-СФ.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд. — Ростов н/Дону: Феникс, 2010.
Организация управления административным округом столицы: информационносправочное издание / под ред. В. Б. Зотова. — М.: Прима-Пресс-М, 2000.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама