ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Правовое государство
государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.

Правовое государство
такое государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Источник: Теория государства и права. Словарь терминов.

Правовое государство
правовая форма организации и деятельности публично-политической власти, основанная на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, связанности государства правовыми законами, взаимной ответственности государства и личности.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

Правовое государство
это политическая организация общества, основанная на верховенстве права и закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения права и свобод человека и гражданина, а также последовательного ограничения государственной власти в целях недопустимости злоупотреблений с её стороны.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Государство, в котором существует разделение властей, признается народный суверенитет, верховенство закона и равенство всех перед законом, в котором каждому гарантировано право на жизнь, собственность, гражданские свободы, существует взаимная ответственность государства и личности.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Правовое государство
1) государство, деятельность и функционирование которого, всех его органов и должностных лиц основано на праве, на соблюдении, обеспечении и защите прав и свобод человека; 2) форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Идея правового государства возникла еще в эпоху борьбы против произвола абсолютных монархов.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответственности власти как организационную основу П. г., независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального. Провозглашено в ст. 1 Конституции РФ. П. г. является также одной из центральных категорий современных демократических теорий права.

Источник: Большой юридический словарь

Правовое государство
правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как носителями основных прав и свобод; политическая организация общества, ограничивающая произвол и насилие аппарата власти, обеспечивающая реализацию прав и свобод  человека и гражданина.
Сущность П.Г. состоит в конституционно-правовой защите основных прав и свобод, чести и достоинства от любых форм насилия и произвола.
Фундаментальные принципы П.Г.: 1) верховенство права над законом; 2) решение любого спора о праве в суде, между кем бы он ни происходил; 3) правовое равенство всех субъектов права – граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, любых государственных органов и их должностных лиц; 4) разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов; 5) подчиненность П.Г. гражданскому обществу; 6) приоритет норм международного права над нормами национального законодательства.

Источник: Некоторые юридические термины

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
одна из центральных категорий теории государства и права, представляющая собой идеальный тип государства, вся деятельность которого подчинена праву. П.г. – форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, верховенство закона, разделение властей и их взаимоконтроль, развитая и эффективная судебная власть, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.
Или: П.г. – такое государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Зачатки теории П.г. имели место в суждениях передовых мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая. Теория П.г. была далее развита усилиями таких мыслителей VIII–ХХ вв., как Локк, Монтескье и др. В последующее время основы учения о П.г. развивались немецкими философами И. Кантом и Г. Гегелем.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Правовое государство
воспринималось в древнем мире в качестве противовеса самовластию и произволу тиранического правителя. По словам Платона, государство, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью, обречено на гибель. Аристотель полагал, что правление законов, а не людей означает стабильность существующей формы правления. Концепция правового государства окончательно сложилась в эпоху утверждения капитализма в Европе и сводилась к тому, что государство дарует подданным определённый круг прав. И. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчинённых правовым законам. По концепции Ж.-Ж. Руссо, не государство наделяет личность определёнными правами, а, наоборот, люди, которые имеют естественные права, какую-то часть их отделяют от себя и передают государству. Для правового государства характерны такие признаки как признание приоритета интересов личности, наличие развитого гражданского общества, признание суверенитета народа и формирование обществом законодательных органов власти, соблюдение разделения властей, верховенство и прямое действие конституции, подчинение государственной власти праву, соответствие внутреннего законодательства общепринятым нормам и принципам международного права.

Источник: История государства и права зарубежных стран. Краткий справочник для самостоятельной работы студента. Учебное пособие [Электронный ресурс]. Изд. 3-е перераб. и доп.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
тип государства, в котором сформированы и функционируют режим конституционного правления, развитая правовая система и верховенство правового закона в общественной жизни, система социального контроля над властью и эффективные механизмы, гарантирующие правовую защищенность личности и обеспечивающие ей активное и беспрепятственное пользование демократическими правами и свободами. Соответственно П.г. как конституционная характеристика государственного строя РФ предполагает наличие правовой демократической формы организации и деятельности публичной власти, обеспечивающей свободы гражданского общества и автономию личности, защиту ее прав и свобод от нарушений. П.г. основывается на демократической государственности, характеризуется связанностью государственной власти правом, законом, ее ответственностью перед населением, подчинением интересам и приоритетам гражданского общества и отдельной личности. П.г. предполагает развитую систему законодательства, независимый суд, эффективную работу правоохранительных структур по обеспечению правопорядка и безопасности, защите граждан от преступных посягательств. Конституция РФ заложила правовые основы формирования российской правовой государственности. В частности, закреплено верховенство Конституции (ст. 4, 15) и федеральных законов в правовой системе; юридически деятельность государства связана правами и свободами человека и гражданина. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 18) права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; сформулированы отправные положения формирования независимой судебной власти (ст. 118 - 128 Конституции РФ) и др.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Правовое государство
тип государства, в котором господствует принцип верховенства закона, а основой законодательства служат т.н. естественные права человека и гражданина, провозглашенные Генеральной Ассамблеей ООН во «Всеобщей декларации прав человека». Принципы этой Декларации предусматривают: приоритет интересов человека и гражданина над интересами государства; построение богатого государства из богатых и счастливых людей; равное подчинение закону любого гражданина; защищенность граждан от политического насилия, социального бесправия, всех форм геноцида. ПГ реализует гражданские права государственного служащего на уровне международно-признанных норм, давая надежную законодательную защиту личности и достоинства гражданина, предоставляя ему возможность свободного самоопределения в сфере мировоззрения и духовных интересов. ПГ исключает диктатуру класса, партии, группировки, управленческой бюрократии, отдельной личности. В нем имеет место свободное соревнование общественно-политических организаций, гарантированное законодательством. ПГ предполагает демократичность и открытость законодательного процесса, регулярные отчеты о деятельности исполнительно-распорядительных органов, общественный контроль в рамках закона за деятельностью исполнительной власти. Для него характерны независимость суда и прокуратуры, повышение их статуса в обществе, совершенствование процессуального законодательства, строгое соблюдение презумпции невиновности, норм правосудия и права на защиту. ПГ предполагает создание динамичного, современного государственного аппарата, формируемого на демократической основе, подконтрольного в рамках закона представительным органам и общественности. ПГ не только гарантирует права и свободы, но и предусматривает гражданскую ответственность личности, самоконтроль и самодисциплину.

Источник: Профсоюзный словарь-справочник

Правовое государство
это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона). Это закреплено в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности;
2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона). Он воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:
- разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;
- федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;
- верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);
- взаимной ответственности государства и личности.
Также правовое государство предполагает в качестве принципов высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Источник: Большой юридический словарь

Правовое государство
организация и осуществление политической власти в обществе на основе господства права. Основные признаки правового государства: а) уважение основных прав человека; б) взаимная ответственность государства и гражданина; в) равноправие; г) регулирование поведения людей на основе принципа "разрешено все, кроме того, что законом запрещено"; д) связанность деятельности государственных органов и должностных лиц законом - "разрешено только то, что определено законом"; е) верховенство закона в системе нормативно-правовых актов; ж) разделение властей; з) независимость и авторитетность судебной власти; и) высокий уровень политической и правовой культуры; к) гарантии прав и свобод человека. В конституциях многих современных демократических стран закреплены основания и принципы правовой государственности (ФРГ, Испания, Россия и др.). Правовое государство (теория). Истоки идеи правового государства следует искать в древности. Лучшие умы античности (Платон, Аристотель и др.) обращались к поискам принципов, форм и конструкций согласованного взаимодействия власти и права. Символическим выражением представлений о государственной власти, признающей право, т.е. о справедливой государственной власти, стал образ богини правосудия с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия в руках. В XVII-XVIII вв. правовая мысль Западной Европы (Д. Локк, Ш. Монтескье и др.), основывающаяся на гуманистических идеях Возрождения и теории естественного права, выдвинула требование господства права и свободы в борьбе против королевского единовластия, феодальных правительств, против вмешательства государства в жизнь граждан, т.е. требование об установлении границ государственной власти, пределов ее вмешательства в частную сферу, с одной стороны, и о наделении индивида статусом гражданина (субъекта права) - с другой. Идея правового государства сформулирована немецким мыслителем И. Кантом, хотя словосочетание "правовое государство" он не употреблял. Оно звучит у него как правовое государственное устройство. Создание юридически завершенного понятия "правовое государство" связывают с именем Р. Моля, который дал определение правового государства как конституционного государства, которое должно основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты личности.

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
установившееся в буржуазной юридической литературе антинаучное понятие, изображающее буржуазное государство таким, в котором якобы нет места произволу исполнительной власти и где господствуют якобы закон и законность. Характерным для теории П. г. является, наряду с восхвалением буржуазной демократии как якобы «чистой», надклассовой, утверждение приоритета права над государством, взгляд на правокак на нечто независимое от государства и стоящее над ним (идеальное П. г.). На любом этапе существования буржуазного государства учения о П. г. являлись антинаучными учениями, которые умышленно и неумышленно отождествляли идеальное П. г. с существующими, реальными буржуазно-«демократическими» государствами в целях маскировки классовой сущности таковых, укрепления господства буржуазии.
В эпоху империализма и пролетарских революций, в силу поворота империалистической буржуазии от буржуазной демократии к реакции, учения о П. г. оттесняются на задний план современными учениями идеологов империалистического государства, обосновывающими этот поворот к реакции, ломку буржуазной законности, уничтожение последних остатков демократических завоеваний масс. Тем не менее и в эту эпоху буржуазия многих стран использует демагогически в своих классовых интересах учения о П. г., вкладывая в них сугубо реакционный смысл, стремясь при их помощи внедрить вредные иллюзии в массы, замаскировать империалистическую сущность современного буржуазного государства и права.
Учения о П. г. направлены своим острием против революционного движения рабочего класса, а со времени возникновения советского социалистического государства – против последнего. Не случайно, что усердными пропагандистами теории П. г. являются злейшие враги марксизма, СССР и стран народной демократии – современные правые социалисты. Не случайно и то, что непревзойденным образцом П. г., по уверениям правых социалистов, является США, т. е. то государство, которое возглавляет во всем мире поход сил реакции против демократии. Подобно тому, как растленная агонизирующая буржуазная демократия является питательной средой для фашизма, так и современные теории П. г. вместе с другими лжедемократическими буржуазными теориями являются той дымовой завесой, которая предназначена, в конечном счете, способствовать фашизации государства, изображая в глазах масс этот процесс фашизации как процесс развития П. г.

Источник: Советский юридический словарь

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ
особый вид или уровень развития государства, характеризующийся такими признаками, как всесторонние и реальные гарантии прав и свобод граждан, верховенство права и закона, прямое действие закона, взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами, принцип разделения властей, осуществляемый на практике, и режим демократии, законности и конституционности, поддерживаемый обществом.
Важнейшими условиями формирования и функционирования правового государства являются: существование в стране гражданского общества; достижение высокого уровня политического и правового сознания всех или. по крайней мере, большинства членов общества; выработка у них необходимой для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры; наличие в стране единой системы непротиворечивого законодательства и др.
Следует различать теорию правового государства и практику ее осуществления. Теория правового государства получила широкое развитие и даже конституционное закрепление во многих современных государствах.
Например, п. 1 ст. 1 Конституции Испании 1978 г. провозглашает, что Испания - это "социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм". Согласно Основному закону ФРГ 1949 г., "Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством" (ст. 20) и "конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона" (ст. 28). Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых капиталистических государств.
Прямое закрепление идея правового государства получила в Конституции России 1993 г.: в ст. 1 говорится, что "Российская Федерация - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".
В отличие от идеи и теории правового государства, признаваемых фактически всеми современными государствами мира, практика ее реализации имеет место далеко не во всех странах. В настоящее время в мире нет такой страны, где идеи правового государства были бы реализованы в полной мере. Причем это касается как "цивилизованных", так и "нецивилизованных" государств и народов. В этом смысле теория правового государства выступает как некий эталон, идеал, к которому в конечном счете должно стремиться любое демократическое государство. (М. М.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
в теории конституционного права - общественный строй, при котором осуществляются несколько основополагающих юридических принципов.
1. Господство закона, т.е. высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему Авторитет закона выражается в строгом соответствии ему всех подчиненных (т.е. подзаконных) правовых актов в том, что решения государственных органов и должностных лиц выносятся на основании закона с соблюдением всех его требований.
2. Связанность государства правом. Законы издаются государством, но государство не вправе считать их своей "собственностью", поскольку в основе закона лежит воля народа. Принятый закон обязателен для государства, его органов и должностных лиц так же, как и для каждого человека.
3. Взаимная ответственность государства и человека. Гражданин, совершивший правонарушение, привлекается государством к юридической ответственности и может быть осужден. В этом проявляется ответственность гражданина перед государством. Но в этой связи есть и другая сторона. Государство, нарушившее право гражданина, принесшее ему вред (например, при незаконном аресте, осуждении), должно т.ж. нести ответственность. В П.г. нет и не может быть такого органа или должностного лица, которое было бы изолировано от ответственности, к которому нельзя было бы предъявить иск. Перед Конституцией и законом все равны.
4. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Незыблемость прав и свобод человека и гражданина - основа правопорядка. Лишь там, где соблюдаются права и свободы, общество гарантировано от произвола, репрессий, диктатуры кого бы то ни было. Одним из признаков П.г. является наличие в нем системы органов, обеспечивающих реализацию законности, охрану прав и интересов граждан, их юридическую защищенность от произвола государства и отдельных должностных лиц. Созданные на основе Конституции и других законов, эти органы действуют в строгих рамках их компетенции, в условиях демократии, гласности и социальной справедливости.
5. Разделение властей разграничение единой государственной власти натри относительно самостоятельные и независимые отрасли - законодательную, исполнительную и судебную предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством. Деление власти на законодательную, исполнительную и судебную поддерживается особой системой "сдержек и противовесов", направленной на обеспечение не только взаимодействия, но и взаимоограничения полномочий в установленных законом пределах. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается чрезвычайно гипертрофированная бюрократизация исполнительной власти и ее аппарата, стремящегося узурпировать законодательные полномочия под завесой демократической риторики о разделении властей. Ст. 1 Конституции РФ 1993 г. довольно смело провозглашает РФ П. г. (большинство конституций т.н. "развитых" стран не содержит подобных деклараций).

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина. Понятие П. г. — это понятие с исторически изменяющимся содержанием. Оно отражает обусловленное историческим опытом прогрессирующее знание о том, в каких формах и в какой мере власть в государстве может быть ограничена свободой подвластных. Вместе с тем понятие П.г. возникает в Новое время и применяется к наиболее развитым формам государства индустриального общества. Именно в последнем достигается господство права, преимущественно правовое регулирование общественных отношений, всеобщее правовое равенство — в отличие от доиндустриального общества, для которого характерны привилегии, несвобода и формальное неравенство членов общества. В середине 19 в. в Германии термин «П.г.» был впервые использован для описания такого государства, которое с позиции сегодняшнего знания называется полицейским. Но немецким государствам оно тогда представлялось правовым (правом они называли законы любого содержания, или более широко — любые формально корректные нормативные акты) в том смысле, что власть была введена в рамки законности. Полицейский произвол был ограничен законом и бюрократической процедурой. Однако это был такой режим законности, который с точки зрения современного понимания естественных прав человека дозволял полицейской власти слишком много, а подвластным оставлял свободы слишком мало. Подданным были «дарованы» некоторые гражданские права и личные свободы, но надлежащих гарантий свободы в этом П.г. не было. В 20 в. появились понятия «демократическое П.г.» и «конституционное П.г.», означающие, что конституция должна гарантировать не только подчинение административной власти закону, но и подчинение закона естественным правам человека, что только демократически избранный законодатель вправе ограничивать осуществление естественных прав и свобод ради других конституционно значимых целей (в англоязычной литературе используется эквивалентный термин Яи1е оГ Ёа»у). Лежащая в основе понятия «П.г.» идеология естественных и неотчуждаемых прав человека исходит из того, что люди, устанавливая конституционную государственную власть, отчуждают в ее пользу часть своей естественной свободы и в этих пределах обязуются подчиняться власти. Оставшаяся часть свободы состоит из наиболее фундаментальных прав, которые не подлежат отчуждению, и других, существование и значение которых не отрицается и не умаляется перечислением наиболее фундаментальных и которые впоследствии также могут быть сформулированы наряду с перечисленными. Это означает, что у человека (гражданина) нет никаких обязанностей по отношению к государству кроме одной: соблюдать конституцию и законы, т.е. быть законопослушным постольку, поскольку законы не нарушают его естественные и неотчуждаемые права, не дарованные государством, а неотъемлемые. Обязанности устанавливаются законами, а права человека по отношению к государству имеют естественный, т.е. внезаконотворческий характер. Никаких обязанностей, не производных от закона, аналогичных естественным правам, у человека по отношению к государству нет. Идеальное П.г. — это государство либеральное, или «государство — ночной сторож». В идеале либеральное государство может лишь минимально вмешиваться в сферу гражданского общества, например в экономику, — когда нарушаются правовые запреты. Права и свободы человека и гражданина в П.г. могут быть ограничены законом только в той мере, в которой это необходимо ради защиты свободы всех в соответствии с принципом: осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. В действительности не существует ни идеального правового (либерального), ни идеального полицейского государства (последнее легко выродилось бы в тоталитарный режим, уничтожающий всякую свободу). Первый признак П.г. — господство права, нормативное (законодательное) регулирование общественных отношений преимущественно по принципу права (формального равенства). Отсюда верховенство конституции как акта, гарантирующего свободу и связывающего законодателя, и правовых законов (в странах континентальной Европы). Правовые законы гарантируют свободу в соответствии с принципом «не запрещенное правом разрешено» и подчиняют государственную власть требованию «не разрешенное правом запрещено». Законодатель не вправе запрещать то, что входит в сферу естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, и дозволять административное вмешательство в эту сферу. Второй признак П.г. — надлежащие формально- юридические гарантии свободы, безопасности и собственности. Эти гарантии образуют общий правовой статус человека и гражданина. Он включает в себя: конституционно-правовое описание сферы свободы, в которую не вправе вторгаться ни правительство, ни частные лица; правомочия человека и гражданина требовать от государства полицейской и судебной защиты прав и свобод; правомочия, позволяющие участвовать в формировании и осуществлении государственной власти и тем самым добиваться надлежащих гарантий правового статуса. Требование надлежащих гарантий означает, во-первых, что каталог признанных в стране прав и свобод должен быть достаточно полным с сегодняшней точки зрения, удовлетворяющим современным стандартам. Во-вторых, формулировки конституционных прав должны исключать возможность чрезмерного ограничения прав законом. Есть только одно основание законного ограничения естественных прав и свобод — запрет такого осуществления прав, при котором нарушаются права других лиц. Применение этого общего принципа при законном ограничении конкретного права не должно затрагивать «существо содержания» этого права. Третий признак — надлежащие институциональные гарантии свободы, безопасности и собственности. Они достигаются за счет разделения властей и системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях между ветвями власти. Наконец, в П.г. важнейшую роль выполняет суд конституционной юрисдикции, предназначенный для рассмотрения споров о праве между частными лицами и законодателем. В европейских странах — это специальные конституционные суды, обладающие прерогативой признавать законы недействительными. В системе разделения властей конституционный суд выступает как суперзаконодатель (негативный законодатель), ибо законы действуют постольку, поскольку не признаются конституционным судом недействительными. В США конституционную юрисдикцию осуществляет Верховный суд, который может признавать недействительными лишь те законы, которые он должен был бы применить при рассмотрении определенного дела. Суд конституционной юрисдикции гарантирует правовой характер законодательства. Современное П.г. справедливо называют «государством судей». Лит.: Дзодзиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М., 1996; Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997; Четвернин В А. Демократическое конституционное государство. М., 1993; Его же. Понятие права и государства. М., 1997. ВА. Четвернин

Источник: Юридическая энциклопедия

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
одна из центральных категорий теории государства и права, представляющая собой идеальный тип государства, вся деятельность которого подчинена праву.
Зачатки теории П.г. прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая. Так, в знаменитых диалогах Платона "Государство", "Политик", "Законы" проводилась мысль о том, что там, где "закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью", неизбежна "близкая гибель государства". "Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях". Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной "свободой в неразбавленном виде", когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие."Только там, - заключал Платон, - где закон - владыка над правителями, а они - его рабы. я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги".
Аналогичные идеи, заложившие основу теории П.г., развивались в работах Аристотеля - "величайшего мыслителя древности", как назвал его К. Маркс. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель проводил мысль о том, что "не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Там, где отсутствует "власть закона", там нет места и (какой-либо) форме государственного строя.
С идеями передовых мыслителей Древней Греции перекликаются воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона "О государстве". "О законах", "Об обязанностях", а также в многочисленных произведениях других римских писателей и философов эпохи империи. "Что такое государство? Чьим достоянием оно является?" - спрашивал Цицерон. И отвечал: достоянием народа, понимаемым не как "любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом", а как "соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов". Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом есть не что иное, как "общий правопорядок". В основу же права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе, равно как и природе вообще, разум и справедливость. Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-то и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием "истинного закона", Цицерон рассматривал его как "разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга приказывая; запрещая, от преступления отпугивает...". Весьма важным в плане формирования идей, составивших впоследствии основу теории П.г., явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому "под действие закона должны подпадать все", а не только некоторые "избранные граждане". Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы "кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами", а также выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, "законосообразности", к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение власти к свободным гражданам и даже рабам.
Подобные гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались и в Древней Индии и Китае. Наряду с представлениями о мире, умещавшимися в формулах типа "сознание рождается из вещей и умирает тоже в вещах" или "жизнь - это корень смерти, а смерть - корень жизни", в Китае еще в глубокой древности проводилась мысль о том, что "в государстве должен царить порядок", основанный на законе. Утверждалось, что государю, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, необходимо быть справедливым, а "управление страной должно соответствовать спокойствию". Нельзя силой насаждать порядок в стране.
Очень много было сделано для развития теории П.г. мыслителями XVIII- XX вв. Положения теории П.г. развивались, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, как Локк, Монтескье, Радищев, Герцен. Философские основы теории П.г. создавались и развивались великим немецким философом И. Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя.
Значительное освещение и развитие идея П.г. получила в произведениях современных юристов, политологов, социологов. В прямой, а чаще косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и даже в конституциях, ряда западных государств.
Чем же отличается П.г. от неправового? Каковы его основные признаки и черты? Отвечая на данные вопросы, следует выделить, прежде всего, такую особенность П.г., как верховенство закона. В соответствии с данным признаком или принципом ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Причем когда речь идет о верховенстве закона, то он понимается не в расширительном смысле, отождествляясь с правом, а в самом прямом своем значении - как акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Следует особо подчеркнуть, что формирование и существование П.г. в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, непосредственного воздействия закона на общественные отношения. В настоящее время, как свидетельствует практика, положение таково, что закон во многих государствах, формально, будучи основным, главенствующим юридическим актом, фактически "растворяется" в системе других, подзаконных, а точнее - ведомственных актов. Об этом много говорилось и говорится в научной литературе. Разумеется, было бы упрощением полагать, что в условиях правового или любого иного государства можно вообще обойтись без таких актов. В особенности это касается процесса реализации конституционных законов и содержащихся в них положений. Следовательно, в условиях П.г. речь идет не о том, должны или не должны существовать подзаконные, ведомственные акты, а о том, чтобы они не искажали сути и содержания самих законов.
Среди других черт П.г. следует указать на полную гарантированность и незыблемость в условиях его существования прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед государством, так и власть должна нести ответственность перед гражданами. Важная черта П.г. - реализация принципа разделения властей. Это дает возможность создать и поддерживать в обществе режим демократии, законности и конституционности, предотвращать попытки узурпации власти, сосредоточения ее в одних руках. Наряду с этим в П.г. (один из главных его признаков) должен быть создан механизм полной гарантированное и всесторонней защищенности прав граждан. последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями. Кроме названных, есть и другие признаки и черты, характеризующие П.г. и принципиально отличающие его от неправового государства. Если в стране нет реальных - объективных и субъективных - условий для создания, а затем - нормального функционирования П.г., то не может быть и речи об успешном решении данной проблемы.

Источник: Энциклопедия юриста

Реклама