ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Источник: Основы права и обеспечения правовой деятельности преподавателя.
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Большой юридический словарь
Сущность П.Г. состоит в конституционно-правовой защите основных прав и свобод, чести и достоинства от любых форм насилия и произвола.
Фундаментальные принципы П.Г.: 1) верховенство права над законом; 2) решение любого спора о праве в суде, между кем бы он ни происходил; 3) правовое равенство всех субъектов права – граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, любых государственных органов и их должностных лиц; 4) разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов; 5) подчиненность П.Г. гражданскому обществу; 6) приоритет норм международного права над нормами национального законодательства.
Источник: Некоторые юридические термины
Или: П.г. – такое государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Зачатки теории П.г. имели место в суждениях передовых мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая. Теория П.г. была далее развита усилиями таких мыслителей VIII–ХХ вв., как Локк, Монтескье и др. В последующее время основы учения о П.г. развивались немецкими философами И. Кантом и Г. Гегелем.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
Источник: Профсоюзный словарь-справочник
Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона). Это закреплено в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности;
2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона). Он воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:
- разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;
- федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;
- верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);
- взаимной ответственности государства и личности.
Также правовое государство предполагает в качестве принципов высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
В эпоху империализма и пролетарских революций, в силу поворота империалистической буржуазии от буржуазной демократии к реакции, учения о П. г. оттесняются на задний план современными учениями идеологов империалистического государства, обосновывающими этот поворот к реакции, ломку буржуазной законности, уничтожение последних остатков демократических завоеваний масс. Тем не менее и в эту эпоху буржуазия многих стран использует демагогически в своих классовых интересах учения о П. г., вкладывая в них сугубо реакционный смысл, стремясь при их помощи внедрить вредные иллюзии в массы, замаскировать империалистическую сущность современного буржуазного государства и права.
Учения о П. г. направлены своим острием против революционного движения рабочего класса, а со времени возникновения советского социалистического государства – против последнего. Не случайно, что усердными пропагандистами теории П. г. являются злейшие враги марксизма, СССР и стран народной демократии – современные правые социалисты. Не случайно и то, что непревзойденным образцом П. г., по уверениям правых социалистов, является США, т. е. то государство, которое возглавляет во всем мире поход сил реакции против демократии. Подобно тому, как растленная агонизирующая буржуазная демократия является питательной средой для фашизма, так и современные теории П. г. вместе с другими лжедемократическими буржуазными теориями являются той дымовой завесой, которая предназначена, в конечном счете, способствовать фашизации государства, изображая в глазах масс этот процесс фашизации как процесс развития П. г.
Источник: Советский юридический словарь
Важнейшими условиями формирования и функционирования правового государства являются: существование в стране гражданского общества; достижение высокого уровня политического и правового сознания всех или. по крайней мере, большинства членов общества; выработка у них необходимой для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры; наличие в стране единой системы непротиворечивого законодательства и др.
Следует различать теорию правового государства и практику ее осуществления. Теория правового государства получила широкое развитие и даже конституционное закрепление во многих современных государствах.
Например, п. 1 ст. 1 Конституции Испании 1978 г. провозглашает, что Испания - это "социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм". Согласно Основному закону ФРГ 1949 г., "Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством" (ст. 20) и "конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона" (ст. 28). Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых капиталистических государств.
Прямое закрепление идея правового государства получила в Конституции России 1993 г.: в ст. 1 говорится, что "Российская Федерация - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".
В отличие от идеи и теории правового государства, признаваемых фактически всеми современными государствами мира, практика ее реализации имеет место далеко не во всех странах. В настоящее время в мире нет такой страны, где идеи правового государства были бы реализованы в полной мере. Причем это касается как "цивилизованных", так и "нецивилизованных" государств и народов. В этом смысле теория правового государства выступает как некий эталон, идеал, к которому в конечном счете должно стремиться любое демократическое государство. (М. М.)
1. Господство закона, т.е. высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему Авторитет закона выражается в строгом соответствии ему всех подчиненных (т.е. подзаконных) правовых актов в том, что решения государственных органов и должностных лиц выносятся на основании закона с соблюдением всех его требований.
2. Связанность государства правом. Законы издаются государством, но государство не вправе считать их своей "собственностью", поскольку в основе закона лежит воля народа. Принятый закон обязателен для государства, его органов и должностных лиц так же, как и для каждого человека.
3. Взаимная ответственность государства и человека. Гражданин, совершивший правонарушение, привлекается государством к юридической ответственности и может быть осужден. В этом проявляется ответственность гражданина перед государством. Но в этой связи есть и другая сторона. Государство, нарушившее право гражданина, принесшее ему вред (например, при незаконном аресте, осуждении), должно т.ж. нести ответственность. В П.г. нет и не может быть такого органа или должностного лица, которое было бы изолировано от ответственности, к которому нельзя было бы предъявить иск. Перед Конституцией и законом все равны.
4. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Незыблемость прав и свобод человека и гражданина - основа правопорядка. Лишь там, где соблюдаются права и свободы, общество гарантировано от произвола, репрессий, диктатуры кого бы то ни было. Одним из признаков П.г. является наличие в нем системы органов, обеспечивающих реализацию законности, охрану прав и интересов граждан, их юридическую защищенность от произвола государства и отдельных должностных лиц. Созданные на основе Конституции и других законов, эти органы действуют в строгих рамках их компетенции, в условиях демократии, гласности и социальной справедливости.
5. Разделение властей разграничение единой государственной власти натри относительно самостоятельные и независимые отрасли - законодательную, исполнительную и судебную предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством. Деление власти на законодательную, исполнительную и судебную поддерживается особой системой "сдержек и противовесов", направленной на обеспечение не только взаимодействия, но и взаимоограничения полномочий в установленных законом пределах. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается чрезвычайно гипертрофированная бюрократизация исполнительной власти и ее аппарата, стремящегося узурпировать законодательные полномочия под завесой демократической риторики о разделении властей. Ст. 1 Конституции РФ 1993 г. довольно смело провозглашает РФ П. г. (большинство конституций т.н. "развитых" стран не содержит подобных деклараций).
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Источник: Юридическая энциклопедия
Зачатки теории П.г. прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая. Так, в знаменитых диалогах Платона "Государство", "Политик", "Законы" проводилась мысль о том, что там, где "закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью", неизбежна "близкая гибель государства". "Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях". Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной "свободой в неразбавленном виде", когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие."Только там, - заключал Платон, - где закон - владыка над правителями, а они - его рабы. я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги".
Аналогичные идеи, заложившие основу теории П.г., развивались в работах Аристотеля - "величайшего мыслителя древности", как назвал его К. Маркс. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель проводил мысль о том, что "не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Там, где отсутствует "власть закона", там нет места и (какой-либо) форме государственного строя.
С идеями передовых мыслителей Древней Греции перекликаются воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона "О государстве". "О законах", "Об обязанностях", а также в многочисленных произведениях других римских писателей и философов эпохи империи. "Что такое государство? Чьим достоянием оно является?" - спрашивал Цицерон. И отвечал: достоянием народа, понимаемым не как "любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом", а как "соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов". Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом есть не что иное, как "общий правопорядок". В основу же права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе, равно как и природе вообще, разум и справедливость. Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-то и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием "истинного закона", Цицерон рассматривал его как "разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга приказывая; запрещая, от преступления отпугивает...". Весьма важным в плане формирования идей, составивших впоследствии основу теории П.г., явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому "под действие закона должны подпадать все", а не только некоторые "избранные граждане". Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы "кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами", а также выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, "законосообразности", к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение власти к свободным гражданам и даже рабам.
Подобные гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались и в Древней Индии и Китае. Наряду с представлениями о мире, умещавшимися в формулах типа "сознание рождается из вещей и умирает тоже в вещах" или "жизнь - это корень смерти, а смерть - корень жизни", в Китае еще в глубокой древности проводилась мысль о том, что "в государстве должен царить порядок", основанный на законе. Утверждалось, что государю, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, необходимо быть справедливым, а "управление страной должно соответствовать спокойствию". Нельзя силой насаждать порядок в стране.
Очень много было сделано для развития теории П.г. мыслителями XVIII- XX вв. Положения теории П.г. развивались, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, как Локк, Монтескье, Радищев, Герцен. Философские основы теории П.г. создавались и развивались великим немецким философом И. Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя.
Значительное освещение и развитие идея П.г. получила в произведениях современных юристов, политологов, социологов. В прямой, а чаще косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и даже в конституциях, ряда западных государств.
Чем же отличается П.г. от неправового? Каковы его основные признаки и черты? Отвечая на данные вопросы, следует выделить, прежде всего, такую особенность П.г., как верховенство закона. В соответствии с данным признаком или принципом ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Причем когда речь идет о верховенстве закона, то он понимается не в расширительном смысле, отождествляясь с правом, а в самом прямом своем значении - как акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Следует особо подчеркнуть, что формирование и существование П.г. в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, непосредственного воздействия закона на общественные отношения. В настоящее время, как свидетельствует практика, положение таково, что закон во многих государствах, формально, будучи основным, главенствующим юридическим актом, фактически "растворяется" в системе других, подзаконных, а точнее - ведомственных актов. Об этом много говорилось и говорится в научной литературе. Разумеется, было бы упрощением полагать, что в условиях правового или любого иного государства можно вообще обойтись без таких актов. В особенности это касается процесса реализации конституционных законов и содержащихся в них положений. Следовательно, в условиях П.г. речь идет не о том, должны или не должны существовать подзаконные, ведомственные акты, а о том, чтобы они не искажали сути и содержания самих законов.
Среди других черт П.г. следует указать на полную гарантированность и незыблемость в условиях его существования прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед государством, так и власть должна нести ответственность перед гражданами. Важная черта П.г. - реализация принципа разделения властей. Это дает возможность создать и поддерживать в обществе режим демократии, законности и конституционности, предотвращать попытки узурпации власти, сосредоточения ее в одних руках. Наряду с этим в П.г. (один из главных его признаков) должен быть создан механизм полной гарантированное и всесторонней защищенности прав граждан. последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями. Кроме названных, есть и другие признаки и черты, характеризующие П.г. и принципиально отличающие его от неправового государства. Если в стране нет реальных - объективных и субъективных - условий для создания, а затем - нормального функционирования П.г., то не может быть и речи об успешном решении данной проблемы.
Источник: Энциклопедия юриста