Правовое регулирование муниципальной службы

Найдено 1 определение
Правовое регулирование муниципальной службы
совокупность источников права, определяющих права, обязанности и ответственность различных субъектов по вопросам организации, осуществления, прохождения и прекращения муниципальной службы.
Законодательство о муниципальной службе не является отдельной правовой отраслью российского законодательства. Данное законодательство входит в правовую отрасль — муниципальное право. Вместе с тем к числу актов законодательства о муниципальной службе ФЗ «О муниципальной службе в РФ» относит Конституцию Российской Федерации, а также Федеральный закон о муниципальной службе и другие федеральные законы, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
Кроме того, ФЗ «О муниципальной службе в РФ» устанавливает правовые основы муниципальной службы — совокупность правовых норм и механизмов, регулирующих и обеспечивающих осуществление гражданами на постоянной основе профессиональной деятельности по решению задач местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют законодательство о муниципальной службе, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ФЗ «О муниципальной службе в РФ».
Правовое регулирование муниципальной службы является многоуровневым: федеральное, включая международные акты, субъектов РФ, муниципальное, а также в трудовых отношениях локальные акты муниципального образования и индивидуальные акты по труду, при этом федеральное законодательство составляет базу, стержень законодательного регулирования муниципальной службы.
Предмет регулирования муниципальной службы состоит из двух частей: регулирование статуса служащих и регулирование их труда с учетом статуса муниципального служащего. Вопросы регулирования труда муниципальных служащих представляют значительную трудность, поскольку здесь действует не только Трудовой кодекс РФ и другие акты общего законодательства о труде, но и специальное законодательство — муниципальное, в том числе прямо регулирующее муниципальную службу. При рассмотрении вопросов применения трудового законодательства, и, в частности, ТК РФ, к муниципальным служащим исключительно важно рассматривать нормы трудового законодательства в единстве с нормами публичного права.
Регулирование труда составляет предмет специальной отрасли права — трудового. К этой же правовой отрасли относится и положение служащего как работника, определяемое только трудовыми и непосредственно связанными с трудовыми отношениями. За исключением особенностей, прямо установленных ФЗ о муниципальной службе, при рассмотрении вопросов трудовой деятельности муниципальных служащих применяются нормы ТК РФ и иных актов трудового права.
ФЗ о муниципальной службе регулирует правовое положение (статус) муниципальных служащих, а также отношения, связанные с установлением юридической правосубъектности (юридическая правосубъектность — законодательно установленная способность иметь и осуществлять права и юридические обязанности) лиц для поступления на муниципальную службу, с поступлением обладающих данной правосубъектностью лиц на муниципальную службу, прохождением и прекращением службы.
Особенности правового регулирования муниципальной службы определяются:
— отнесением общих принципов организации местного самоуправления к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;
— отнесением муниципальной службы как самостоятельного правового института к комплексной отрасли права;
— влиянием муниципальной службы на права граждан, включая и права самих муниципальных служащих;
— самостоятельностью местного самоуправления в осуществлении своей деятельности и определении необходимых для этого организационных структур;
— самостоятельностью местного самоуправления в пределах установленной компетенции в определении объемов, направлений расходования и расходовании бюджетных средств;
— деятельностью органов и должностных лиц от имени муниципального образования, отсутствием собственных целей, отличных от целей муниципального образования, осуществлением органами местного самоуправления деятельности не в интересах данных органов как организаций, а в интересах муниципального образования в целом;
— производностью компетенции должностных лиц муниципальной службы от компетенции органов, в которых эта служба осуществляется;
— взаимосвязью муниципальной службы с государственной гражданской;
— двойственным характером статуса муниципальных служащих при осуществлении ими своих должностных полномочий;
— спецификой управленческой деятельности и особенностями публичной деятельности, что предусматривает дополнительные требования к персоналу;
— необходимостью открытости деятельности по осуществлению местного самоуправления для населения, обязанностью информировать население об осуществлении, результатах, а также о предполагаемых решениях;
— необходимостью обеспечить условия для проявления муниципальным служащим инициативы и заинтересованности в результатах труда, с одной стороны, и исключения конфликта интересов, злоупотреблений при применении властных полномочий — с другой;
— особыми требованиями к профессионализму муниципальных служащих в связи с существенным влиянием результатов их труда на значительную часть общественных отношений, в особенности социальных.
Одним из важнейших принципов при регулировании муниципальной службы любыми правовыми актами является принцип приоритета прав и свобод человека.
В целях обеспечения прав граждан на равный доступ к муниципальной службе, а также прав местного самоуправления регулирование общественных отношений по вопросам муниципальной службы основывается на двух базовых принципах. С одной стороны, установление единого порядка поступления на муниципальную службу, прохождения муниципальной службы, увольнения с муниципальной службы, упорядочение и систематизация регулирования вопросов, связанных с муниципальной службой, с другой — учет особого статуса такого института публичной власти, как местное самоуправление, исторических и иных местных традиций, которые могут влиять на организацию муниципальной службы в отдельных муниципальных образованиях. Это обеспечивается наделением органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления полномочиями по регулированию вопросов муниципальной службы.
Ограничения для муниципальных служащих при осуществлении их профессиональной деятельности могут вводиться только федеральными законами.
Существенное значение в правовом регулировании муниципальной службы играют муниципальные правовые акты, включая устав МО. В МО должны быть установлены расходные обязательства местного бюджета в связи с муниципальной службой и определены муниципальные минимальные стандарты в области труда муниципальных служащих.
О. Л. Савранская
Список литературы
Конституция РФ от 12.12.1993 г.
Европейская хартия местного самоуправления// Собр. законодательства РФ. 07.09.1998. № 36. Ст. 4466.
Конвенция 1978 г. о трудовых отношениях на государственной службе, принятая Генеральной конференцией Международной организации труда 27.06.1978 г.
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2000 г. № 197-ФЗ.
Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
Бахрах Д. Н. Административное право. — М., 2000.
Ершова Е. А. Правовая природа служебных отношений: вопросы теории и практики // Трудовое право. — 2006. — № 5.
Кадровое обеспечение муниципальных образований в РФ: учеб. пособие для преподавателя. — М.: АНХ, 2008.
Комментарий к Трудовому кодексу РФ /отв. ред. А. М. Куренной, С. П. Маврин, Е. Б. Хохлов. — М.: Юристъ, 2005.
Муниципальное управление: учеб. пособие для преподавателя. 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: АНХ, 2007.
Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. — М., 1997.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
111.78 кб

Проблемы правового регулирования муниципальной службы в Удмуртской Республике

Войтович Валерий Юрьевич
Рассмотрены правовые проблемы регулирования муниципальной службы в Удмуртской Республике. Проведен анализ нормативно-правовых актов, регулирующих муниципальную службу как на федеральном, так и региональном уровне.
Читать PDF
736.72 кб

Проблемы правового регулирования прохождения государственной и муниципальной службы в РФ

Губарева Наталья Сергеевна
В статье исследуются проблемы государственной и муниципальной службы в РФ в области правового регулирования. Обосновывается мнение, что данной области давно надо стать особой отраслью права.
Читать PDF
310.45 кб

Пределы правового регулирования муниципальной службы законами субъектов Российской Федерации

Санаев А. С.
В статье анализируется компетенция регионов в области муниципальной службы, определяются общественные отношения, которые не подлежат правовому регулированию законами субъектов Российской Федерации, и рассматриваются отдельные недо
Читать PDF
245.18 кб

Децентрализованная модель правового регулирования муниципальной службы в Российской Федерации

Крахмалов Алексей Николаевич
В статье рассматривается сущность и содержание механизма правового регулирования муниципальной службы в Российской Федерации.
Читать PDF
186.09 кб

Правовая политика в сфере законодательного регулирования государственной и муниципальной службы в Ро

Андрей Петрович Мазуренко, Сергей Александрович Колесник
Статья посвящена исследованию проблем правового обеспечения государственной и муниципальной службы в Российской Федерации.