ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ

Найдено 1 определение
ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ
Мониторинг [англ. monitoring] – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Правовой мониторинг – исследование результатов нормотворческой деятельности в целях выявления качества нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) и эффективности правоприменительной практики.
Целью правового мониторинга является создание эффективного механизма правотворчества, наиболее полно и точно отражающего общественные потребности, и защиту прав и законных интересов субъектов права и обеспечение качественного действия принципов и норм, реализованных в правоприменительной практике.
К основным задачам правового мониторинга относятся:
- оценка эффективности функционирования правовой системы;
- систематизация действующего законодательства;
- создание постоянно действующей системы обратной связи между субъектом нормотворческой деятельности и правоприменителем;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
Предметом мониторинга могут быть:
- правовые акты:
- законодательство в целом – позволяет создавать реальные условия для совершенствования и развития российского законодательства, а также формировать адекватную концепцию законодательного обеспечения политики государства;
- правовые акты определенной отрасли, если ставится задача определения текущего состояния в рамках одного из направлений;
- совокупность правовых актов, объединенных определенными родовыми признаками;
- правовой мониторинг юридической деятельности:
- правотворческой (в том числе законодательной);
- правоприменительной – комплексная и плановая деятельность, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов в предусмотренных случаях;
- правоинтерпретационной.
Правовой мониторинг содержит следующие элементы:
- информационный (сбор, обработка, передача информации);
- аналитический (оценка уровня выполнения, сравнение по времени, по стандартам, по структуре);
- оперативный (решения о целях, о стратегии и содержании мероприятий, решения по оценкам и мониторингу системы).
Правовой мониторинг включает в себя следующие этапы:
1) учет состояния законодательства – объем законодательного массива, виды правовых актов, количество внесенных изменений, дополнений в правовые акты и количество правовых актов, отмененных или признанных утратившими силу (количественный параметр мониторинга);
2) анализ правоприменения, в рамках которого исследуется судебная практика на предмет наличия в действующем законодательстве правотворческих ошибок (качественный параметр мониторинга).
Правовой мониторинг делится на:
- мониторинг законодательства, задачей которого является оценка состояния механизма правотворчества наиболее полно и точно отражающего общественные потребности и социальные интересы, защиту прав и законных интересов субъектов права и обеспечение качественного действия правовых принципов и норм;
- мониторинг правоприменения – комплексная и плановая деятельность, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов в предусмотренных случаях.
В последнее время вопросам правового мониторинга уделяется пристальное внимание во всех ветвях власти и на всех ее уровнях – создан Совет законодателей, ежегодно готовится доклад Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации», регулярно проводятся парламентские чтения, межрегиональные научно-практические семинары, «дни мониторинга законодательства и правоприменительной практики», выезды в регионы для обсуждения проблем регионального законодательства и согласованности его с федеральным, интернет-интервью, медиа-слушания и другие многочисленные мероприятия в этой области.

Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.

Реклама