ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ
круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым, в зависимости от формы правления государства, соответствующие государственный органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения. В федеративных государствах конституции обычно устанавливают три вида предметов ведения: предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения федерации и ее субъектов и предметы ведения субъектов федерации. В конституциях ряда стран (США, РФ, Австрия) установлен принцип т.н. достаточной компетенции, в соответствии с которым все вопросы, не отнесенные конституцией к исключительному ведению федерации (или совместному ведению), составляют предмет ведения субъектов федерации. Конституции ФРГ и США допускают возможность перераспределения предметов ведения путем издания обычного федерального закона.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ
полномочия, которые определяются конституциями различных федеративных государств. В некоторых странах (Танзания, Эфиопия и др.) конституции перечисляют только предметы ведения федерации, а остальные вопросы относят к ведению ее субъектов (штатов, провинций и др.). Иногда при этом используется «негативный» подход: штатам запрещается принимать законы по указанным вопросам, они относятся только к ведению федерации. Второй способ установления предметов ведения заключается в том, что конституции устанавливают исключительную компетенцию субъектов, в которую федерация не может вмешиваться. В «чистом виде» этот способ не применяется, но как частный случай используется в конституциях США, Швейцарии и некоторых других стран. При третьем способе конституции устанавливают две сферы компетенции — федеральную и субъектов федерации (Аргентина, Канада). Четвертый способ состоит в том, что указываются предметы ведения в трех сферах: исключительная компетенция федерации, совместная компетенция федерации и ее субъектов, а также дается перечень полномочий субъектов (Индия). Пятый способ становится наиболее употребительным: указываются предметы ведения федерации и предметы совместного ведения федерации и ее субъектов, остальное относится к полномочиям субъектов. Есть и более сложные способы определения предметов ведения: в Австрии, например, разделены вопросы, относящиеся к компетенции законодательной и исполнительной власти федерации и ее субъектов. Конституция РФ в ст. 71 устанавливает, что в ведении РФ находятся: принятие и изменение конституции РФ, федеративное устройство и изменение территории РФ, регулирование и защита свобод человека и гражданина, федеральная собственность и управление ею, вопросы войны и мира и др. (всего 18 пунктов, некоторые из них содержат несколько положений). Статья 72 гласит, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находятся обеспечение соответствия правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам, защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, природопользование, кадры судебных и правоохранительных органов и др. (всего 14 пунктов, некоторые из них имеют несколько положений). Все остальные полномочия, не вошедшие в указанные два перечня (остаточные полномочия), согласно ст. 73 принадлежат субъектам Федерации. Вне пределов ведения РФ и полномочий, относящихся к совместному ведению РФ и ее субъектов, последние обладают всей полнотой государственной власти. Это положение применяется с учетом ст. 71 и 72 Конституции РФ. Для более конкретного размежевания совместных полномочий, указанных в Конституции, начиная с 1994 заключаются договоры между РФ и ее субъектами, которые включают взаимное делегирование полномочий органов государственной власти. В 2000 действовало 46 таких договоров с республиками, краями, областями и другими субъектами Федерации. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

Реклама