ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Представительная демократия
Решения принимаются выборными учреждениями - парламентами и др.
Представительная демократия
осуществление народом власти через различные выборные учреждения (например, парламент), которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы.
Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.
Представительная демократия
форма осуществления народовластия путем участия граждан в решении государственных дел через выборные представительные органы государственной власти и местного самоуправления (парламенты, советы депутатов, законодательные собрания и т.д.).
Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.
Представительная демократия
передача населением части принадлежащих ему властных полномочий избираемым им коллегиальным органам или должностным лицам, осуществляющим свои полномочия от имени населения на постоянной основе. К примеру, местное самоуправление осуществляется в форме представительного и непосредственного участия населения в управлении и решении определенных территориальных вопросов.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
понятие конституционного права, имеющее следующие составные части: систему избираемых представительных органов государственной власти или местного самоуправления, а также выборных должностных лиц государства или местного самоуправления (депутат, губернатор, глава муниципального образования); систему демократических институтов, отражающая связи и взаимоотношения избранных с избирателями, населением. Имеются в виду регулярные встречи депутатов и должностных лиц с населением, информирование о своей деятельности и мероприятиях соответствующего представительного органа, исполнительного аппарата. Это также связи депутатов и должностных лиц с партиями политическими и движениями, опора на общественность и т.д.: систему демократических форм работы, применяемых внутри представительных органов, деятельности выборных должностных лиц и приданного им аппарата. Например, это работа представительного органа на сессиях, заседаниях, проводимых публично и гласно, с широкой дискуссией по обсуждаемым вопросам, депутатскими запросами и сообщениями представителей исполнительной власти, созданием депутатских объединений, комитетов и комиссий, парламентскими слушаниями и др.
Источник: Энциклопедия юриста
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
осуществление народом власти через выборных полномочных представителей или через систему народного представительства. Принято считать, что П.д. включает в себя: 1) формируемые (избираемые) непосредственно населением представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления (в РФ к ним относятся Федеральное Собрание, представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований и др.); 2) многообразные демократические институты, характеризующие взаимоотношения избирателей и избранных лиц и органов (работа депутата в избирательном округе, связи и контакты избранных лиц с соответствующими политическими объединениями и др.); 3) разнообразные демократические формы внутриорганизационной деятельности представительных учреждений (проводимые публично и гласно сессии, заседания представительного органа власти и др.).
Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, разделением полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее отношений с субъектами РФ в рамках их конституционного статуса.
(В.Ч.)
Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, разделением полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее отношений с субъектами РФ в рамках их конституционного статуса.
(В.Ч.)
Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
понятие конституционного права, имеющее разные составные части.
Вопервых, п.д. – это наличие системы избираемых представительных органов государственной власти или местного самоуправления, а также выборных должностных лиц государства или местного самоуправления. Т. е. речь идет об органах, состоящих из лиц, каждый из которых представляет часть населения либо все население соответствующей территории, является выразителем их интересов (депутат, президент, губернатор, глава муниципального образования). Многие исследователи связывают п.д. только с представительными учреждениями – парламентами, собраниями депутатов и т. д. В настоящее время это не совсем точно, поскольку население в РФ избирает многих должностных лиц, и они также представляют его интересы. Другое дело, что каждый избирается для осуществления специально обозначенных функций – и представительные органы, и должностные лица. Подменять назначение друг друга они не вправе.
Вовторых, п.д. – это система демократических институтов, отражающая связи и взаимоотношения избранных с избирателями, населением. Имеются в виду регулярные встречи депутатов и должностных лиц с населением, информирование о своей деятельности и мероприятиях соответствующего представительного органа, исполнительного аппарата. Это также связи депутатов и должностных лиц с политическими партиями и движениями, опора на общественность и т. д.
Втретьих, п.д. – это также система демократических форм работы, применяемых внутри представительных органов, деятельности выборных должностных лиц и приданного им аппарата. Например, работа представительного органа на сессиях, заседаниях, проводимых публично и гласно, с широкой дискуссией по обсуждаемым вопросам, парламентскими и депутатскими запросами, сообщениями представителей исполнительной власти, созданием депутатских объединений, комитетов и комиссий, парламентскими слушаниями и др.
Вопервых, п.д. – это наличие системы избираемых представительных органов государственной власти или местного самоуправления, а также выборных должностных лиц государства или местного самоуправления. Т. е. речь идет об органах, состоящих из лиц, каждый из которых представляет часть населения либо все население соответствующей территории, является выразителем их интересов (депутат, президент, губернатор, глава муниципального образования). Многие исследователи связывают п.д. только с представительными учреждениями – парламентами, собраниями депутатов и т. д. В настоящее время это не совсем точно, поскольку население в РФ избирает многих должностных лиц, и они также представляют его интересы. Другое дело, что каждый избирается для осуществления специально обозначенных функций – и представительные органы, и должностные лица. Подменять назначение друг друга они не вправе.
Вовторых, п.д. – это система демократических институтов, отражающая связи и взаимоотношения избранных с избирателями, населением. Имеются в виду регулярные встречи депутатов и должностных лиц с населением, информирование о своей деятельности и мероприятиях соответствующего представительного органа, исполнительного аппарата. Это также связи депутатов и должностных лиц с политическими партиями и движениями, опора на общественность и т. д.
Втретьих, п.д. – это также система демократических форм работы, применяемых внутри представительных органов, деятельности выборных должностных лиц и приданного им аппарата. Например, работа представительного органа на сессиях, заседаниях, проводимых публично и гласно, с широкой дискуссией по обсуждаемым вопросам, парламентскими и депутатскими запросами, сообщениями представителей исполнительной власти, созданием депутатских объединений, комитетов и комиссий, парламентскими слушаниями и др.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Представительная демократия
(от фр. representation — представительство) форма народовластия, при которой основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, депутаты которых избираются гражданами, а также выборным должностным лицам государства и местного самоуправления. Участие граждан в принятии политических решений при этом в принципе не отвергается, однако ограничивается весьма узким кругом вопросов.
Достаточно точное определение сути представительной демократии дал немецкий политолог Р. Дарендорф. По его мнению, «демократия не «правление народа», такого на свете просто не бывает. Демократия — это правительство, избираемое народом, а если необходимо, то народом и смещаемое; кроме того, демократия — это правительство со своим собственным курсом».
В условиях представительной демократии отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, конституционного ограничения компетенции органов власти и должностных лиц при их полной независимости в пределах закона.
Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы как в центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной властей. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических группировок и профессиональных групп, составляющих гражданское общество.
В современном демократическом обществе формирование государственной политики на всех уровнях происходит главным образом в представительных учреждениях, в которых работают профессиональные политики и управленцы. Это обусловлено возросшей сложностью присущих современной цивилизации экономических, социальных, политических, экологических и других проблем, профессионализацией самой политики и политической деятельности. Главное — ответственность на всех уровнях власти и государственного управления, в то время как принцип соучастия граждан оттесняется на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания народа источником и высшим контролером власти демократия невозможна уже по своему определению («народовластие»).
Высокая эффективность представительной демократии объясняется рациональностью организации политической системы, четким разделением труда, бол ее высокой по сравнению с непосредственной демократией компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения.
Слабости представительной демократии: фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами; неизбежная бюрократизация вследствие сложной иерархической системы управления, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан; приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов, и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц; нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью; слабая легитимизация власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан; широкие возможности политического манипулирования, принятия не угодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти; основные звенья механизма представительной демократии: «избиратель — парламент — правительство — премьер-министр или президент» — принимают решения по своему усмотрению и в состоянии до неузнаваемости исказить волю граждан.
А. Н. Шахов
Достаточно точное определение сути представительной демократии дал немецкий политолог Р. Дарендорф. По его мнению, «демократия не «правление народа», такого на свете просто не бывает. Демократия — это правительство, избираемое народом, а если необходимо, то народом и смещаемое; кроме того, демократия — это правительство со своим собственным курсом».
В условиях представительной демократии отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, конституционного ограничения компетенции органов власти и должностных лиц при их полной независимости в пределах закона.
Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы как в центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной властей. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических группировок и профессиональных групп, составляющих гражданское общество.
В современном демократическом обществе формирование государственной политики на всех уровнях происходит главным образом в представительных учреждениях, в которых работают профессиональные политики и управленцы. Это обусловлено возросшей сложностью присущих современной цивилизации экономических, социальных, политических, экологических и других проблем, профессионализацией самой политики и политической деятельности. Главное — ответственность на всех уровнях власти и государственного управления, в то время как принцип соучастия граждан оттесняется на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания народа источником и высшим контролером власти демократия невозможна уже по своему определению («народовластие»).
Высокая эффективность представительной демократии объясняется рациональностью организации политической системы, четким разделением труда, бол ее высокой по сравнению с непосредственной демократией компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения.
Слабости представительной демократии: фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами; неизбежная бюрократизация вследствие сложной иерархической системы управления, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан; приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов, и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц; нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью; слабая легитимизация власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан; широкие возможности политического манипулирования, принятия не угодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти; основные звенья механизма представительной демократии: «избиратель — парламент — правительство — премьер-министр или президент» — принимают решения по своему усмотрению и в состоянии до неузнаваемости исказить волю граждан.
А. Н. Шахов
Источник: Местное самоуправление: энциклопедия