ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы граждан и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Является юридическим лицом в соответствии с уставом муниципального образования.

Источник: Большой юридический словарь

Представительный орган местного самоуправления
выборный коллегиальный орган местного самоуправления, избираемый непосредственно населением соответствующей административно-территориальной единицы и наделенный полномочиями решать вопросы местного значения. Представительными органами местного самоуправления в Кыргызской Республике в аильных округах, поселках, городах и районах являются местные кенеши.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования (ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). П.о.м.с. являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Представительный орган местного самоуправления
это орган общей компетенции, имеющий внутренне согласованную структуру, обладающий статусом юридического лица, состоящий из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, представляющих интересы местного сообщества, постоянно или преимущественно проживающего на территории муниципального образования. Он имеет гербовую печать, штамп со своим наименованием и счет в банке.

Источник: Большой юридический словарь

Представительный орган местного самоуправления
выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 28.08.95 N 154-ФЗ, ст.1, 15

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
выборные органы местного самоуправления, наделенные правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, имеющие силу на территории муниципального образования. До конституционных реформ 1991 - 1992 гг. функции таких органов выполняли районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов (до 24 мая 1991 г. такие Советы являлись местными органами государственной власти, а в последующем, с включением их в систему местного самоуправления, были преобразованы в негосударственные органы). С упразднением системы Советов ("снизу доверху"), принятием Конституции РФ 1993 г. название указанных органов было изменено.
П.о.м.с. состоят из депутатов, избираемых, как правило, сроком на 4 года. В соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (ст. 4) П.о.м.с. избираются в составе 50 депутатов - для муниципальных образований, имеющих численность населения более 500 тыс. человек, 30 депутатов - для муниципальных образований, имеющих численность населения от 200 тыс. до 500 тыс. человек, 20 депутатов - для муниципальных образований, имеющих численность населения от 50 тыс. до 200 тыс. человек, 10 депутатов - для муниципальных образований, имеющих численность населения от 10 тыс. до 50 тыс. человек, 7 депутатов - для муниципальных образований, имеющих численность населения менее 10 тыс. человек.
Численный состав представительного органа, его наименование определяются уставом муниципального образования. П.о.м.с. в районах республики, области (края), в городах республиканского, областного (краевого) значения могут именоваться районными (городскими) собраниями, земскими собраниями, думами и др.; в поселке, сельсовете - Советами и т.д. В некоторых субъектах РФ в сельсоветах с численностью от 1000 до 2000 человек функции П.о.м.с. может осуществлять собрание старост населенных пунктов сельсовета, избираемое населением.
Выборный П.о.м.с. работает, как правило, на непостоянной основе и созывается на свои заседания соответствующим главой местного самоуправления (главой администрации). Он утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программу развития соответствующих территорий, принимает положения (уставы) о местном самоуправлении, осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации). Представительный орган коллегиально принимает решения. П.о.м.с. считается правомочным при избрании в его состав не менее чем 2/3 от установленного числа депутатов. Первое заседание П.о.м.с. открывает председатель избирательной комиссии муниципального образования. При отсутствии устава муниципального образования принимается временный регламент, определяющий порядок деятельности П.о.м.с. Временный регламент действует до принятия устава муниципального образования. Заседания правомочны при участии не менее 2/3 от установленного числа депутатов. Решения принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
выборный коллегиальный орган с законодательными и контрольными функциями в системе органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » 1995 состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; порядок выборов регулируется федеральными законами и законами субъектов Федерации. Наличие представительных органов в системе местного самоуправления является обязательным, за исключением тех случаев, когда в отдельных поселениях в соответствии с законом субъекта Федерации или уставом муниципального образования предусмотрена возможность осуществления полномочий представительного органа собранием (сходом) граждан. Федеральный закон 1995 закрепил за представительным органом исключительные полномочия: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных его уставом; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований. Представительные органы наделены правом законодательной инициативы в представительном органе субъекта Федерации. Все остальные вопросы определения полномочий, численности состава представительного органа Федеральный закон отнес к ведению муниципального образования. Федеральный закон закрепил также основы статуса депутата. Депутату гарантированы условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита его прав, чести и достоинства. Срок полномочий депутата не может быть меньше двух лет. Этот срок не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Депутаты могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва депутата населением. Статус депутата и ограничения, связанные с ним, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Федерации. Депутаты на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Федерации. Депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, социальные гарантии, связанные с пребыванием на этой должности, устанавливаются законами субъектов Федерации. Организационные формы деятельности представительных органов, порядок их работы определяются самими муниципальными образованиями и закрепляются в уставах, регламентах, других правовых актах, принимаемых ими. Основной формой деятельности общих органов являются сессии (заседания), периодичность созыва которых определяется в уставе муниципального образования и регламенте представительного органа. Представительные органы в пределах своей компетенции принимают решения, как правило, большинством голосов от числа присутствующих депутатов, при условии участия в сессии (заседании) не менее чем двух третей избранных депутатов. Решение вступает в силу с момента его официального опубликования, если иное не указано в решении, и обязательно для исполнения населением, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории муниципального образования. Указанные решения могут быть отменены самим П.о.м.с, обжалованы в судебном порядке или опротестованы в порядке прокурорского надзора. В уставах муниципальных образований, как правило, закрепляются основания досрочного прекращения полномочий депутатов: например самороспуск, утрата доверия населения и др. Е.В. Мирошниченко

Источник: Юридическая энциклопедия

Представительный орган местного самоуправления
выборный орган муниципальной власти, основанный на представительстве интересов населения муниципального образования, может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Он не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.
Представительный орган муниципального района:
1)может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;
2)может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.
Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района и может быть изменен не ранее чем через 2 года со дня начала работы.
Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:
— 7 человек — при численности населения менее 1000 человек;
— 10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
— 15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
— 20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
— 25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
— 35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.
Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.
Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.
Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В его исключительной компетенции находятся:
1)принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений
и дополнений;
2)утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3)установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4)принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5)определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6)определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий
и учреждений;
7)определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8)определение порядка материальнотехнического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9)контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного
значения;
10)принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.
Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.
Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, — председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 73 Закона о принципах организации местного самоуправления. Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены в случае:
1)принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;
2)вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
3)преобразования муниципального образования;
4)утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
5)увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.
В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий указанного органа, проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган муниципального образования.
З. М. Зотова
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.
Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / под общ. ред. В. И. Шкатулла. — 2 изд., дополн. — М., 2006.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. — 5-е изд., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
292.39 кб

Роль представительного органа в системе местного самоуправления

Голованев Ю. П.
Читать PDF
242.16 кб

Представительный орган, как субъект органов местного самоуправления

Кузнецова С.П.
В настоящей статье проанализирован правовой статус и компетенция представительных органов местного самоуправления, а также порядок их взаимодействия с иными органами и должностными лицами муниципальных образований.
Читать PDF
194.62 кб

К вопросу о понятии представительного органа местного самоуправления

Абазов Андемиркан Борисович
Читать PDF
660.38 кб

Правовая природа депутата представительного органа местного самоуправления

Емешов В.И.
Читать PDF
364.01 кб

Порядок принятия правовых актов представительными органами местного самоуправления

Абазов Андемиркан Борисович
В статье рассматривается порядок принятия правовых актов в органах местного самоуправления.
Читать PDF
306.48 кб

Организация деятельности депутатов представительного органа местного самоуправления

Санова Лиана Темборовна
В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.
Читать PDF
1.83 мб

Полномочия представительного органа местного самоуправления в финансовой деятельности

Юсупов А. А.
В данной статье анализируются правовые основы полномочий представительного органа местного самоуправления в финансовой деятельности. Дается сравнение федерального и регионального законодательства на примере Республики Татарстан.
Читать PDF
122.36 кб

Особенности депутатского мандата представительных органов власти местного самоуправления

Хазов Е. Н., Хазиева Р. Р.
Приведено понятие депутатского мандата представительных органов власти местного самоуправления, подробно описаны виды депутатского мандата, раскрыты основные категории императивного мандата.
Читать PDF
83.28 кб

Правомочность представительного органа местного самоуправления: вопросы практики и теории

Шишкин Сергей Иванович
Статья посвящена новой теме о правомочности состава представительного органа местного самоуправления в муниципальных районах.
Читать PDF
671.54 кб

Участие депутата представительного органа местного самоуправления в нормотворческой работе

Санова Ляна Темборовна
В статье рассматривается правовое положение депутата представительного органа муниципального образования, а также его участие в нормотворческом процессе.
Читать PDF
158.36 кб

Участие депутата представительного органа местного самоуправления в нормотворческой работе

Санова Ляна Темборовна
В статье автор уточняет нормативно-правовую базу, определяющую организацию деятельности депутатов представительного органа местного самоуправления и ее правовое обеспечение.
Читать PDF
288.36 кб

Особенности формирования представительных органов местного самоуправления в зарубежных странах

Медведев Н. П., Богер Ю. О.
Статья посвящена исследованию моделей формирования представительных органов местного самоуправления в зарубежных странах, рассмотрению опыта законодательного регулирования деятельности представительных органов местного самоуправле
Читать PDF
93.06 кб

Особенности формирования представительных органов местного самоуправления: сравнительный анализ

Чуп И. А.
Рассматриваются организационноправовые, теоретические и практические аспекты формирования представительных органов местного самоуправления зарубежных стран.
Читать PDF
112.06 кб

Проблемы правовой регламентации отзыва депутата представительного органа местного самоуправления

Артамонова Н. В.
В данной статье автор поднимает проблему ответственности в системе народного представительства на муниципальном уровне власти, одним из аспектов которой выступает отзыв депутата представительного органа местного самоуправления.
Читать PDF
110.08 кб

Взаимодействие представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления

Малыгина С.В.
В статье рассмотрены формы взаимодействия представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в рамках осуществления их полномочий.

Похожие термины: