По мере того как свидетели реконструируют и пересказывают свои воспоминания об увиденном, в эти воспоминания вкрадываются ошибки, вызванные влиянием различных факторов, в том числе и ошибок, допускаемых детективами. Установлено, что в начале интервью (допроса) свидетелю необходимо дать возможность изложить свои воспоминания без подсказок. Показания будут более полными, если допрашивающий поможет свидетелю припомнить события, предложив ему сначала восстановить в памяти обстановку, представить себе место действия и то, что он думал и чувствовал в этот момент. Даже показ фотографий места происшествия обычно помогает уточнить воспоминания (Cutler & Penrod, 1988). Дав очевидцу достаточно времени на свободное, без перебиваний, излияние всего, что приходит на ум, интервьюер затем активизирует его память стимулирующими вопросами. Обучение детективов такой методике опроса свидетелей, позволило увеличить объем получаемой информации на 50%. Благодаря такой результативности процедура "когнитивного интервью" была принята на вооружение полицией Северной Америки и Великобритании (Memon & Bull, 1991).
Допрашивающий должен быть крайне осторожным и избегать в своих вопросах скрытых предположений. Лофтус и Гвидо Занни (Loftus & Guido Zanni, 1975) обнаружили, что вопросы типа: "Не видели ли вы разбитую фару?" вызывают в два раза больше ложных воспоминаний, чем вопросы без скрытых предположений. Например: "Не видели ли вы, была эта фара разбита". Сходным образом, если завалить свидетеля массой фотографий, достоверность последующего опознания подозреваемого уменьшается (Brigham & Cairns, 1988). Свидетели, которые аналитически сравнивают фото, чтобы сузить круг подозреваемых, ошибаются чаще тех, кто сразу хватается за карточку нужного человека (Dunning & Stern, 1994).
Литература: Майерс Д. Социальная психология. - СПб, 1997. С. 408-409.