ПРЕЗИДЕНТ ГОСУДАРСТВА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРЕЗИДЕНТ ГОСУДАРСТВА
в государствах с республиканской формой правления (см. Республика) едино личный орган государственной власти П.г. является высшим должностным лицом государства. Зачастую - верховным главнокомандующим вооруженными силами государства. Статус П.г. обусловлен его предназначением. В мировой практике существуют следующие варианты П.г.: а) глава исполнительной власти; б)П.г. - глава государства: в) глава государства и глава исполнительной власти; г) глава государства, глава исполнительной власти и глава правительства. В качестве главы исполнительной власти П.г. включается в систему органов исполнительной власти, он - высшее звено данной системы. В качестве главы государства П.г. стоит несколько особняком от законодательной, исполнительной и судебной властей. Поскольку он может обеспечивать согласованно функционирование и взаимодействии других ветвей власти, многие исследователи делают вывод, что он представляет отдельную ветвь государственной власти - президентскую власть.
Роль П.г. зависит от того, какая форма правления в государстве избрана Если это президентская республика, то налицо сильная или даже cвepxcильнaя президентская власть, включая: руководство осуществлением внутренней внешней политики; формирование правительства и определение направлений его работы, назначение иных высших должностных лиц системы исполнительной власти, представление парламента кандидатур для назначения на ряд высших должностей и судей высших судов государства; представление в парламент законопроектов, подписание и обнародование законов, право вето и право роспуска парламента; собственное правотворчество; обеспечение безопасности и обороноспособности государства включая функции верховного главнокомандующего и руководителя совета безопасности, назначение высшего военного командования. Если это парламентарная республика. П. г. не обладает реальной сильной властью, в большей мере осуществляет представительские функции, если и назначает ряд высших должностных лиц или подписывает акты, то скорее в порядке формальной и заранее подготовленной процедуры.
Чаще всего П.г. избирается населением путем прямых выборов. Однако могут быть также: косвенные выборы П.г. - коллегией выборщиков, которые избираются населением (например, США): выборы парламентом государства (например, Израиль, Греция и др.) выборы специальной избирательной коллегией (собранием), в которую (которое) обычно включаются наряду с членами парламента также представители территорий, на которые делится государство, делегируемые их законодательными собраниями или органами управления (например, П.г. ФРГ избирается Федеральным собранием, П.г. Италии - избирательной коллегией, в которую наряду с депутатами обеих палат парламента входят представители органов управления областей).
Как правило, для П.г. устанавливается более высокий возрастной ценз. Например, в США и РФ - 35, ФРГ - 40, Италии - 50 лет. В некоторых странах устанавливается и верхний возрастной предел, обычно не более 65 лет. Срок полномочий П.г. не одинаков в различных стран, обычно предпочтение отдается 4, 5, 6 или 7 годам. В некоторых странах П.г. избирается лишь на 1 срок. Однако чаще разрешается избрание на 2 срока вообще (например, США) или же на 2 срока подряд (например, РФ).
Только в некоторых странах предусмотрен пост вице-президента (например, США, Индия, Бразилия, Коста-Рика, Колумбия). В РФ этот пост существовал с 1991 по 1993 г. Вице-президент выполняет поручения П.г., а также замещает его в случае невозможности осуществлять полномочия. В других странах функции президента в случае его кончины, отставки, невозможности выполнять обязанности по состоянию здоровья или при отрешении от должности возлагаются на премьер-министра либо на председателя парламента или на председателя верхней палаты парламента.
П.г. обладает личной неприкосновенностью. Прежде чем привлечь П.г. к ответственности за конкретное правонарушение, надо решить вопрос о дальнейшем пребывании на посту П.г. Для этого предусматривается такая мера конституционной ответственности президента, как отрешение от должности (см. Импичмент).

Источник: Энциклопедия юриста

ПРЕЗИДЕНТ ГОСУДАРСТВА
единоличный (т. е. представленный одной персоной) орган государственной власти. Вместе с тем - высшее должностное лицо государства зачастую одновременно и верховный главнокомандующий вооруженными силами государства.
Статус президента обусловлен его предназначением. Могут быть следующие варианты: а) президент - глава исполнительной власти; б) президент - глава государства; в) президент - глава государства и глава исполнительной власти; г) президент - глава государства, глава исполнительной власти и глава правительства.
В качестве главы исполнительной власти президент включается в систему органов исполнительной власти, он - высшее звено данной системы. В некоторых зарубежных странах, а также республиках в составе РФ президент, помимо того что он объявлен главой исполнительной власти, является также и председателем правительства.
В качестве главы государства президент стоит несколько особняком от законодательной, исполнительной и судебной властей, поскольку он должен обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие других ветвей власти. Многие исследователи делают вывод, что президент как глава государства представляет собой отдельную ветвь государственной власти - президентскую власть. Причем она (именно как власть главы государства) несколько возвышается над другими властями. В реальной жизни президент - глава государства - больше тяготеет, конечно, к исполнительной власти, осуществляя определенные полномочия, типичные для этой власти, и официально либо фактически руководя центральными органами исполнительной власти государства, а то и всей системой этих органов на территории страны.
Роль президента зависит от того, какая форма правления избрана в государстве. В президентской республике - налицо сильная или даже суперсильная президентская власть, включая: руководство внутренней и внешней политикой: формирование правительства и определение направлении его работы, назначение иных высших должностных лиц системы исполнительной власти, представление парламенту, его палатам кандидатур для назначения на ряд высших должностей и судей высших судов государства: представление в парламент законопроектов, подписание и обнародование законов, право вето и право роспуска парламента: собственное правотворчество президента: обеспечение безопасности и обороноспособности государства. в том числе функции верховного главнокомандующего и руководителя совета безопасности, назначение высшего военного командования и др. В парламентарной республике президент не обладает реальной сильной властью, в большей мере осуществляет представительские функции, а если и назначает ряд высших должностных лиц или подписывает акты, то скорее в порядке формальной и заранее подготовленной процедуры.
Чаще всего президенты избираются населением путем прямых выборов. Однако могут быть также: косвенные выборы президента - коллегией выборщиков, которые избираются населением (например, США);
выборы парламентом государства (например, Израиль, Греция и др.): выборы специальной избирательной коллегией (собранием), состоящей наряду с членами парламента также и из представителей территорий, на которые делится государство, делегируемых их законодательными собраниями или органами управления (например. Президент ФРГ избирается Федеральным собранием, которое состоит из депутатов бундестага и представителей земель ФРГ, избираемых их законодательными органами, Президент Италии - избирательной коллегией, в которую наряду с депутатами обеих палат парламента входят представители органов управления областей).
Как правило, для президентов устанавливается более высокий возрастной ценз. Например, в США и России президентом можно стать лишь по достижении 35, в ФРГ - 40, в Италии - 50 лет. В некоторых странах устанавливается и верхний возрастной предел, но, как правило, не более 65 лет. Срок полномочий президента в различных странах неодинаков, обычно предпочтение отдается 4, 5, 6 или 7 годам. В некоторых странах президент избирается лишь на один срок без права переизбрания. Однако чаще разрешается избрание на два срока вообще (например, США) или же на два срока подряд (например, Россия). В последнем случае после некоторого перерыва можно снова баллотироваться на пост президента.
Только в некоторых странах предусмотрен пост вице-президента (США, Индия, Бразилия, Коста-Рика, Колумбия). В России этот пост существовал с 1991 по 1993 г. Вице-президент выполняет поручения президента, а также замещает его в случае невозможности осуществления полномочий. В других странах функции президента в случае его кончины, отставки, невозможности выполнять обязанности по состоянию здоровья или при отрешении от должности возлагаются на премьер-министра или на председателя парламента, или на председателя верхней палаты парламента (может устанавливаться определенная очередность замещения президента, когда при невозможности выполнения функций президента данным лицом это делает следующее, указанное в перечне).
П. г. обладает личной неприкосновенностью. Прежде чем привлечь президента к ответственности за конкретное правонарушение, необходимо решить вопрос о его дальнейшем пребывании на посту президента. Для этого предусматривается такая мера конституционной ответственности президента, как отрешение его от должности. Основанием для этого может быть совершение президентом государственной измены, иного тяжкого преступления или умышленного нарушения конституции либо иного закона государства. В основном в мире применяются два процессуальных способа решения вопроса: возбуждение обвинения в отношении президента парламентом и разрешение дела по существу судом - конституционным (например, ФРГ, Италия, Болгария) или иным высшим (например, Финляндия, Португалия и др.); возбуждение обвинения нижней палатой парламента и принятие решения верхней палатой (например, Россия, США).
В республиках в составе РФ решение об отрешении от должности президента в основном принимает парламент на основании решения (заключения) конституционного суда (палаты). В некоторых республиках (Ингушетия, Адыгея, Кабардино-Балкария, Калмыкия) для этих целей предусмотрен референдум. Например, в Ингушетии Президент отрешается от должности в случае совершения преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда республики. Производство по делу об отрешении возбуждается парламентом республики, который тремя четвертями голосов от списочного состава депутатов выносит вопрос об отрешении президента от должности на референдум. В Адыгее парламент (Государственный Совет) выдвигает обвинение против Президента в умышленном нарушении Конституции, законов республики или данной им присяги и обращается с запросом в Конституционную Палату республики. При подтверждении ею обвинений Государственный Совет назначает референдум о доверии Президенту. Президент считается отрешенным от должности, если за недоверие проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Это напоминает правила, действующие в некоторых зарубежных странах (например, Австрия, Исландия), где предложение парламента о смещении президента с должности также голосуется на референдуме. Но там, если предложение не поддержано, парламент распускается.(С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
818.13 кб

Глава государства в президентской республике

Процюк И.В.
Проанализированы роль и место президента, его полномочия как главы государства, так и главы правительства, в системе разделения властей в президентской республике, рассмотрена система сдержек и противовесов в таких республиках.
Читать PDF
80.33 кб

Президент Российской Федерации в механизме государства

Соколов В. М.
In order to understand particular qualities and limitations (shortcomings) of implementation of the principle of separation of powers, it is crucial to find out what place the President of the Russian Federation occupies in the st
Читать PDF
457.59 кб

Политическая характеристика института президента в государстве Мэнцзян

Дудин Павел Николаевич
В статье рассматривается история становления института президента, одного из политических феноменов Внутренней Азии первой половины ХХ в. государствоподобного образования Мэнцзян, которое в середине 1930-1940-х гг.
Читать PDF
309.50 кб

Институт президентства в государствах Африки (на примере Республики Мали)

Туре Шеик Амала
В статье рассматриваются особенности института президентства в государствах Африки, в частности в Республике Мали на основе Конституции 1992 г.
Читать PDF
294.67 кб

Разделение государственной власти в парламентско-президентской республике

Процюк И. В.
В статье анализируются основные аспекты разделения государственной власти в парламентско-президентской республике, место и роль президента и парламента в государственном механизме, основные элементы системы сдержек и противовесов.
Читать PDF
297.53 кб

Разделение государственной власти в парламентско-президентской Республике

Процюк І. В.
В статье анализируются основные аспекты разделения государственной власти в парламентско-президентской республике, место и роль президента и парламента в государственном механизме, основные элементы системы сдержек и противовесов.
Читать PDF
101.47 кб

Место Президента РФ и Правительства РФ в сфере государственного управления

Попова Н.Ф.
Автор данной статьи подвергает анализу место Президента РФ и Правительства РФ в сфере государственного управления.
Читать PDF
544.47 кб

Роль Президента Российской Федерации в определении государственной политики

Гаврилов Н. П.
Автор отмечает, что определение Президентом России основных направлений внутренней и внешней политики государства в науке относится к числу основных или общих функций главы государства как предметно-политической характеристики его
Читать PDF
254.68 кб

Реформирование государственной службы в контексте посланий Президента Казахстана

Мулюкова Наиля
В данной статье рассматривается соответствие реформирования системы государственной службы Республики Казахстан современным мировым стандартам и требованиям.
Читать PDF
374.22 кб

Ученый, президент АК «АЛРОСА», государственный деятель Андрей Дмитриевич кириллин

Читать PDF
450.55 кб

Президентский контроль за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ

Комкова Галина Николаевна, Абаева Елена Анатольевна
В статье сформулированы представления о содержании, принципах, формах, видах и направлениях осуществления президентского контроля в отношении органов государственной власти субъектов РФ.
Читать PDF
124.91 кб

Полномочия Президента РФ по награждению государственными наградами Российской Федерации

Кишоян Наира Алексеевна
В статье раскрыта история становления института наград в России, анализируются новейшие теоретико-практические вопросы применения государственных наград.
Читать PDF
938.86 кб

Конституционно-правовой статус главы государства в классической президентской республике

Кудряшов Константин Викторович, Санькова Алёна Александровна
Родиной классической президентской республики стали Соединённые Штаты Америки.
Читать PDF
539.35 кб

Выборы в Государственную Думу - 2016. Экономическая политика Президента в оценках населения

Ильин Владимир Александрович
Читать PDF
822.10 кб

Государственно-правовые реформы Президента РФ В. В. Путина и развитие местного самоуправления

Костюков Александр Николаевич
Анализируются нормотворческие инициативы президента рф в. в.

Похожие термины: