ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Президентская республика
форма правления, при которой президент избирается непосредственно народом, является одновременно главой государства и главой исполнительной власти и самостоятельно ее формирует независимо от партийного состава парламента.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

Президентская республика
разновидность республиканской формы правления, в которой верховную власть осуществляет Президент как глава государства, избираемый всенародным голосованием, выступающий субъектом координации всех ветвей государственной власти.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Президентская республика
характеризуется наделением президента полномочиями главы государства и главы исполнительной власти. Его выборы происходят путём всенародного голосования. Правительство формируется президентом; он же назначает чиновников на высшие исполнительные должности. Типичным примером такой республики являются США.

Источник: История государства и права зарубежных стран. Краткий справочник для самостоятельной работы студента. Учебное пособие [Электронный ресурс]. Изд. 3-е перераб. и доп.

Президентская республика
характеризуется тем, что в ней ведущая роль в политической жизни страны принадлежит главе государства (президенту), одновременно, выступающим и главой правительства. Основными признаками президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента; ответственность правительства перед президентом, а не парламентом; запрет президенту распускать парламент. Классическим примером президентской республики являются США.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Президентская республика

Главой государства и одновременно исполнительной власти является избираемый на всенародных выборах президент. Он формирует свою исполнительную администрацию (США, Мексика) или правительство (Перу, Кыргызстан), которые ответственны только перед ним. Президент не может распустить парламент, парламент не может уволить в отставку администрацию (правительство). В виде исключения в президентских республиках встречаются наличие поста "административного" премьер-министра, право парламента увольнять отдельных министров.

Источник: Словарь терминов к курсу по правам человека

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
одна из республиканских форм правления. Ее основные признаки: президент назначает министров (в некоторых странах правительство) по своему усмотрению; министры (правительство) ответственны только перед ним, а не перед парламентом. Президент является не только главой государства, но и главой исполнительной власти и занимает ключевую роль в управлении государством. Президент избирается населением путем прямых выборов.
П.р. характеризуется обширными полномочиями президента. Акты, которые издает президент, обязательны и по своей юридической силе близки к закону. В П.р. президент выступает в системе разделения властей субъектом координации всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). В таких республиках, как правило, отсутствует должность премьер-министра, так как функции главы правительства выполняет президент. П.р. являются США, Египет, Сирия, Аргентина, Бразилия, большинство других латиноамериканских республик.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
разновидность республиканской формы правления (см. Республика), характеризующаяся тем, что избираемый (как правило, всенародно) президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти. В мире существует несколько моделей П. р. По классической модели (США) президент с согласия верхней палаты парламента (сената) формирует администрацию, члены которой несут политическую ответственность только перед президентом. Он не может распустить парламент, парламент может сместить Президента только в порядке импичмента. Для латиноамериканских П. р. характерна полная свобода президента в назначении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской ответственности членов его кабинета (Коста-Рика, Уругвай). Для П. р. восточного полушария (Замбия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) характерно существование обособленного коллегиального органа исполнительной власти - правительства, возглавляемого президентом, а также наличие в большинстве случаев поста "административного" премьера.

Источник: Большой юридический словарь

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
одна из республиканских форм правления. Ее основные признаки: президент назначает министров (в некоторых странах — правительство) по своему усмотрению, министры (правительство) ответственны только перед ним, а не перед парламентом. Президент является не только главой государства, но и главой исполнительной власти и занимает ключевую роль в управлении государством. Президент избирается населением путем прямых выборов. П.р. характеризуется обширными полномочиями президента, которые он выполняет самостоятельно, существует жесткое разделение властей. Правительство, министры подчинены только президенту и не несут ответственности перед парламентом, но и президент не может распустить парламент. Акты, которые издает президент, обязательны и по своей юридической силе близки к закону. В ряде стран президент может также издавать акты, имеющие силу закона (на основании делегирования таких полномочий парламентом или без этого). В некоторых странах полномочия президента слабее, в других — они очень велики. В результате ряд стран в Латинской Америке получили название суперпрезидентских республик, а в Африке при пожизненных президентах — президентско-монокра- тических республик. В РФ существует не президентская, а полупрезидентская республика с преобладанием характеристик президентской. В некоторых странах СНГ (Грузия, Туркменистан, Азербайджан и др.) сложились П.р. П р е з и д е н т с к и м и республиками являются также США, Египет, Сирия, Аргентина, Бразилия, большинство других латиноамериканских республик. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
от лат praesidens-букв. сидящий впереди)-разновидность республиканской формы правления, такая республика, в которой население страны избирает не только высший законодательный орган, но и главу государства - президента, который одновременно является и главой исполнительной власти. Правительство несет ответственность перед президентом, который по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Президент представляет страну на международной арене. Таким образом, в П.р. президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти. В современном мире существует несколько моделей П.р. В классической модели (США) президент формирует с согласия верхней палаты парламента (сената) администрацию, члены которой несут политическую ответственность только перед президентом. Президент не может распустить парламент, парламент может сместить Президента только в порядке импичмента. Для латиноамериканских П.р. характерна полная свобода президента в назначении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской ответственности отдельных членов президентского кабинета (Коста-Рика, Уругвай). Для П.р. восточного полушария (Замбия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) характерно существование обособленного коллегиального органа исполнительной власти - правительства, возглавляемого президентом, а т.ж. наличие в большинстве случаев поста т.н. административного премьера.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Для П.р. характерны следующие особенности: наделение президента полномочиями главы государства и главы исполнительной власти; выборы президента на всеобщих выборах, вследствие чего не только законодательная, но и исполнительная власть получает мандат от народа; отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику; правительство формируется президентом, он же назначает на высшие должности и смещает с должностей в аппарате исполнительной власти. Типичной страной с президентской формой правления являются США. В П.р. президент, как и парламент, избирается народом. Легитимность его полномочий не менее значительна, чем у парламента. Поэтому политической ответственности перед парламентом президент не несет. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов. Президент нуждается в поддержке парламента, в особенности по такому центральному вопросу государственной власти, как бюджет. Основное преимущество П.р. заключается в том, что вне зависимости от того, какие партии господствуют в исполнительной или законодательной власти, обе эти ветви власти вынуждены сотрудничать. А это обстоятельство придает режиму особую устойчивость. Так, президент США представляет республиканскую партию, а в обеих палатах конгресса большинство - у демократов. Компромиссы, уступки в такой ситуации обеспечивают их сотрудничество. Не случайно примерно 70 - рабочего времени американского президента расходуется на контакты с конгрессменами и их лидерами.
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
разновидность республиканской формы правления (см. Республика), характеризующаяся тем, что избираемый, как правило, всенародно президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти (в отличие от парламентарной республики и полупрезидентской республики, в которых президент является только главой государства). В П.р. президенту принадлежат - по принципу жесткого разделения властей - многие важные функции и полномочия в управлении государством: он определяет на основе конституции и законов государства, а на практике нередко даже предопределяет реальные линии внутренней и внешней политики государства; самостоятельно формирует состав правительства, будучи юридически обязанным считаться с мнением парламента в крайнем случае лишь относительно кандидатуры председателя правительства, а по остальным кандидатурам - по своему усмотрению; в П.р. правительство ответственно перед президентом и ему подотчетно.
В П.р. президент - главное лицо всей системы исполнительной власти государства, включая как ее центральные, так и региональные звенья. Кроме того, президент предопределяет все шаги государства в области обороны, безопасности страны, являясь верховным главнокомандующим вооруженных сил, руководителем совета безопасности, совета обороны и иных аналогичных структур. Обладает правом влиять на характер законотворчества внесением законопроектов, участием в их обсуждении, подписанием и обнародованием законов, вето на принятый парламентом закон и т.д. Сместить (отрешить от должности) президента в П.р. достаточно сложно, если вообще возможно.
Классический образец П.р. представляют США. Для этой модели характерен жесткий баланс властных полномочий президента и законодательной власти, получивший название "системы сдержек и противовесов". Для абсолютного большинства латиноамериканских, африканских и азиатских П.р. характерно сосредоточение в руках президента исключительно широких властных полномочий в ущерб другим ветвям власти, в силу чего они нередко именуются в науке конституционного права «суперпрезидентскими республиками».

Источник: Энциклопедия юриста

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
разновидность государства с республиканской формой правления. Другой республиканской формой правления является парламентарная республика. Зачастую существуют смешанные варианты, сочетающие элементы парламентарной и президентской республик.
В П. р. сильные позиции в руководстве государством (и зачастую - более сильные, чем парламент) занимает президент, избираемый населением. Во-первых, президенту принадлежат, причем по принципу жесткого разделения властей, многие важные функции и полномочия в управлении государством. На основе конституции и законов государства он определяет, а на практике нередко даже предопределяет, реальные линии внутренней и внешней политики государства. Во-вторых, он самостоятельно формирует состав правительства, будучи в крайнем случае юридически обязанным считаться с мнением парламента по кандидатуре председателя правительства, а по остальным кандидатурам поступает по своему усмотрению. В-третьих, в П.р. правительство ответственно перед президентом и ему подотчетно. Он предопределяет программу деятельности правительства, фактически, а то и официально, руководит его работой, определяя его практические шаги, председательствует или может председательствовать на заседаниях правительства, инициирует подачу в отставку правительства в целом или отдельного его члена либо отправляет в отставку все правительство или отдельного его члена, независимо от их желания и т. п.
В П. р. президент, как правило, - главное лицо всей системы исполнительной власти государства, включая как ее центральные, так и региональные звенья. Кроме того, официально, а нередко и на практике, президент предопределяет все шаги государства в области обороны, безопасности страны, являясь верховным главнокомандующим вооруженных сил, руководителем совета безопасности, совета обороны и иных аналогичных структур.
В отношениях с парламентом президент обладает правом влиять на характер законотворчества внесением законопроектов, участием в их обсуждении, подписании и обнародовании законов, вето на принятый парламентом закон и др.
Сместить (отрешить от должности) президента в П. р. достаточно сложно, если вообще возможно. Основанием для этого могут быть государственная измена или иное тяжкое преступление, совершенное президентом, что почти немыслимо. Порой предусматриваются такие основания отрешения от должности президента, как умышленное и грубое нарушение конституции и законов государства, нарушение присяги. Решение об отрешении принимается парламентом квалифицированным большинством голосов. В некоторых республиках в составе РФ в этих целях предусматривается проведение голосования населения.(С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
818.13 кб

Глава государства в президентской республике

Процюк И.В.
Проанализированы роль и место президента, его полномочия как главы государства, так и главы правительства, в системе разделения властей в президентской республике, рассмотрена система сдержек и противовесов в таких республиках.
Читать PDF
294.67 кб

Разделение государственной власти в парламентско-президентской республике

Процюк И. В.
В статье анализируются основные аспекты разделения государственной власти в парламентско-президентской республике, место и роль президента и парламента в государственном механизме, основные элементы системы сдержек и противовесов.
Читать PDF
297.53 кб

Разделение государственной власти в парламентско-президентской Республике

Процюк І. В.
В статье анализируются основные аспекты разделения государственной власти в парламентско-президентской республике, место и роль президента и парламента в государственном механизме, основные элементы системы сдержек и противовесов.
Читать PDF
264.78 кб

Республики в составе Российской Федерации: президентские или парламентские

Сонин В. В.
Читать PDF
224.45 кб

Казахстан: на пути от президентской к президентско-парламентской Республике

Мухамеджанов Б. А.
Читать PDF
175.81 кб

Президентская Республика в России: теоретико-правовой и исторический анализ

Шулькина Алла Леонидовна
Статья посвящена феномену президентской реcпублики в России, оказавшему значительное влияние на современные реформы. Автор сопоставляет институты президентств в отечественном и зарубежном научных дискурсах.
Читать PDF
5.64 мб

Кыргызстан на пути к парламентско-президентской Республике: проблемы и перспективы

Дубанаев Бакыт Садырбекович
Рассматриваются вопросы организации и деятельности Парламента Кыргызстана.
Читать PDF
174.39 кб

Президентские выборы 2011 г. В Киргизской Республике: организационно-правовые аспекты

Бабуркин Сергей Александрович
В статье освещается избирательная система и организация выборов Президента в Республике Киргизия. Особое внимание уделяется отдельным нарушениям и конфликтным ситуациям в ходе проведения выборов.
Читать PDF
938.86 кб

Конституционно-правовой статус главы государства в классической президентской республике

Кудряшов Константин Викторович, Санькова Алёна Александровна
Родиной классической президентской республики стали Соединённые Штаты Америки.
Читать PDF
575.56 кб

Институт президентства в республике Татарстан: от парламентской к президентской республике

Марданшин Р.М.
Читать PDF
240.52 кб

Становление и развитие института президентства в Республике Татарстан: президентские выборы

Марданшин Р. М.
Статья посвящена освещению исторических событий возникновения, становления и развития института президентства в Республике Татарстан за период с начала 90-х гг. XX в. до настоящего времени.
Читать PDF
4.12 мб

Президентская республика: особенности формы правления и логика организации государственной власти

Мартынюк Роман Станиславович
Цель: Исследование отличительных черт президентской республики, определение логики организации государственной власти в соответствующей форме правления, анализ особенностей компетенционных взаимосвязей высших органов государства,
Читать PDF
314.00 кб

Институт президентской власти в субъектах Российской Федерации конца ХХ В. (на примере Республики Ад

Саакян Маргарита Ваниковна
В статье рассматриваются вопросы становления и развития института президентской власти в Республике Адыгея периода демократических преобразований конца ХХ века.

Похожие термины:

  • ПАРЛАМЕНТАРНО-ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    разновидность республиканской формы правления, сочетающая черты парламентарной и президентской республик. В республиках со смешанной формой правления президент, если он избирается народом, сво