Приемы изучения судом измененных показаний подсудимого

Найдено 1 определение
Приемы изучения судом измененных показаний подсудимого
Позволяют суду выявить факты самооговора и его причины, мотивы (см. Выявление мотивации изменения показаний обвиняемых и подсудимых с помощью судебно-психологической экспертизы). Эффективны следующие тактическо-психологические приемы:
а) сопоставление измененного показания с другими доказательствами. Подсудимому, изменившему показания, в процессе судебного допроса предъявляются доказательства, согласующиеся с его показаниями на предварительном следствии (вещественные и письменные доказательства, заключения криминалистической, судебно-медицинской, биологической, психологической экспертиз и т.д.);
б) последовательное исследование измененного показания. Подсудимому по частям оглашаются его показания на предварительном следствии, чтобы выяснить, подтверждает ли он оглашенную часть показаний, если отрицает либо несколько изменяет, то по каким причинам. Этот прием позволяет проверить обоснованность изменения показаний подсудимым;
в) сопоставление показаний между собой. Суд, допрашивая подсудимого, сопоставляет показания, данные им на предварительном следствии, и выясняет, нет ли противоречий между ними, а также между новыми показаниями подсудимого и указанными показаниями. Используя данный тактический прием, суд может установить, что обвиняемый сообщал в своих показаниях детали совершения преступления, которые до этого не были известны следователю, и поэтому его ссылка, в частности, на неверные записи в протоколе допроса не может считаться убедительной;
г) использование видеосъемки и аудиозаписи. В случаях, когда подсудимый отказывается от показаний, данных на предварительном следствии, необходимо воспроизвести (публично продемонстрировать) в ходе допроса видеофильм, снятый следователем, или магнитофонную запись показаний на предварительном следствии, что может сломить сопротивление допрашиваемого и др.
Литература: Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М., 1998. С. 281-287.

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Реклама