Приказы
орган центрального отраслевого управления в России в XVI - нач. XVIII в.
Источник: Краткий словарь историко-правовых терминов
ПРИКАЗ
англ. order А. Поручение заключить сделку, которое клиент дает брокеру. Б. Обязательное для исполнения распоряжение начальника.
Источник: Энциклопедия трудовых отношений
ПРИКАЗ
1) акт руководителя (начальника); 2) в вооруженных силах письменное или устное распоряжение начальника подчиненным, являющееся для них законом.
Источник: Большой юридический словарь
Приказ
в средневековой Англии специальное распоряжение королевской канцелярии; только на его основании, согласно общему праву, мог быть возбужден всякий гражданский и уголовный иск.
Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран. 2013
ПРИКАЗЫ
органы центрального управления в России XVI - начала XVIII вв. Находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Реформа аппарата управления и введение коллегий привели к ликвидации приказной системы. Лишь немногие из них продолжали функционировать и позднее (до 1763 г. сохранился, напр., Сибирский П.).
Источник: Большой юридический словарь
Приказ
правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного (муниципального) управления (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и должностных лиц, независимо от подчиненности.
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Приказ
в России XV–XVII вв. центральное государственное административно-судебное учреждение, ведавшее отельной отраслью управления или отдельной территорией. П. находились в ведении царя и Боярской думы, возглавляли их бояре, окольничьи, дьяки или думные дворяне. Каждый П. имел свой штат и делопроизводство. Система П. в начале XVIII в. была заменена коллегиями.
Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права.
ПРИКАЗ
1) акт руководителя органа государственного управления, государственного учреждения, коммерческой организации, содержащий обязательные для определенного круга лиц установки; 2) в вооруженных силах - письменное иди устное распоряжение начальника подчиненным, являющееся для них законом; 3) биржевой термин, означающий поручение заключить сделку, которое клиент дает брокеру.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ПРИКАЗ
1) правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующий на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от подчиненности; 2) документ, выдаваемый органами государственного и ведомственного арбитража на обязательное исполнение его решения.
Источник: Краткий словарь терминов из области делопроизводства
ПРИКАЗ
распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. П. может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи. Письменный П. является основным распорядительным служебным документом (правовым актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами в/ч (начальниками учреждений). П. должен соответствовать требованиям законов и воинских уставов.
Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь
Приказ
акт органов управления и должностных лиц - руководителей министерств и ведомств, объединений, предприятий, организаций и учреждений. Приказ может быть нормативным, регулирующим общественные отношения в порядке исполнения Конституции, законов, актов президента, правительства, и индивидуальным (актом применения норм права). Приказ вступает в силу с момента его подписания соответствующим должностным лицом, если иное не предусмотрено в самом акте. В гражданском процессе - судебный приказ - упрощенная форма судопроизводства для разбирательства документально подтвержденных и не оспариваемых правопритязаний.
Источник: Теория государства и права в схемах и определениях
ПРИКАЗ
правовой акт управления (административный акт), издаваемый федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительную деятельность, руководителями предприятий и учреждений. В виде приказов издаются акты, имеющие нормативный характер, и акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера. Так, например, в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г.) федеральными органами исполнительной власти могут издаваться нормативные правовые акты в виде приказов. В то же время индивидуальные решения руководителей федеральных органов исполнительной власти по текущим и оперативным вопросам также оформляются в форме приказов.
Источник: Административное право. Словарь-справочник
ПРИКАЗ
акт советского гос. управления, издаваемый органом отраслевого управления. Конституция СССР и конституции союзных и автономных республик, определяя компетенцию министерств, главных управлений, комитетов и других органов отраслевого управления, узаконили П. как акт управления. П. издается руководителем соответствующего органа отраслевого управления в пределах компетенции данного органа, на основе и во исполнение действующих законов, указов, постановлений и распоряжений Совета Министров Союза ССР, Совета Министров союзной или автономной республики. П. содержит обязательные для исполнения предписания, в силу чего он является правовым актом. По своему юридическому значению П. могут быть актами индивидуального и нормативного характера. П. о назначении на определенную должность, об объявлении благодарности определенным работникам и т. п. – акт индивидуального характера. П., устанавливающий общие правила поведения рабочих и служащих, общие правила обращения с материальными ценностями, правила их хранения и т. п., – акт нормативного характера. Если П. противоречит. закону, указу или постановлению и распоряжению правительства, он подлежит отмене либо по инициативе самих органов управления, либо по протесту прокурора.
Источник: Советский юридический словарь
ПРИКАЗ
согласно параграфу 2.7.1 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 08.11.2005 № 536, – письменный документ, которым оформляются: 1) решения нормативного характера; 2) решения по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам работы организации. Проекты приказов печатаются на стандартных бланках установленной формы. Датой приказа является дата его подписания. Приказы нумеруются порядковой нумерацией в пределах календарного года; приказы по основной деятельности, по личному составу и распоряжения нумеруются отдельно. Приказ имеет следующие реквизиты: 1) наименование организации; 2) наименование вида документа – приказ; 3) дата и номер приказа. Дата оформляется словесно-цифровым способом, номер состоит из знака «№» и порядкового номера приказа; 4) заголовок к тексту должен кратко и точно отражать содержание текста приказа. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок печатается полужирным шрифтом через один межстрочный интервал; 5) текст отделяется от заголовка 2–3 межстрочными интервалами и печатается шрифтом размером 14 через 1,5 интервала от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля. Текст приказа может состоять из двух частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной. Преамбула в проектах приказов завершается словом «приказываю», которое печатается вразрядку. Распорядительная часть должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения. Распорядительная часть может делиться на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами; 6) визы включают должности визирующих, личные подписи, расшифровку подписей и дату; 7) подпись состоит из наименования должности лица, подписавшего документ, личной подписи и расшифровки подписи (инициалы, фамилия). Наименование должности печатается от левой границы текстового поля, инициалы и фамилия – от правой границы текстового поля; 8) приложения к приказу визируются руководителем структурного подразделения, подготовившего проект. При наличии нескольких приложений приложения нумеруются.
Источник: Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
ПРИКАЗ
1) отраслевой (Посольский, Поместный, Разбойный и др.) или территориальный (Нижегородский, Сибирский и др.) орган центрального управления в Московском княжестве в XIII- XV вв. и в Русском государстве в XV- XVIII вв. П. осуществляли не только административные, но и судебные функции. Отдельный П. возглавлял боярин, под началом которого находились приказные дьяки и писцы. П. назывались иначе палатами, избами, дворами, третями или четвертями. Петр ликвидировал П. как не отвечавшие задачам неограниченной монархии и учредил коллегии;
2)правовой документ, принимаемый правомочным на то должностным лицом (федеральным министром, начальником УВД, директором завода и т.п.) в порядке осуществления единоначалия. П. должен соответствовать требованиям, предъявляемым к его оформлению. В начале П. необходимо поместить такие его реквизиты, как: точное наименование органа, принявшего правовой акт, название документа, а возможно, и краткое его содержание, номер и дата принятия; в конце П. должна стоять подпись должностного лица или нескольких лиц, уполномоченных на принятие подобных юридических документов, место принятия П.
Структурно П. состоит из двух частей: вводной (преамбулы) и распорядительной (приказной). Иногда вводную часть П. подразделяют на описательную и мотивировочную. Различают нормативные и ненормативные П. Ненормативные П. распространяются на конкретных субъектов правоотношений, наделяя их определенными правами и обязанностями, поэтому за нарушение П. виновный несет юридическую ответственность как за нарушение предписаний нормативного акта, на основании или во исполнении которого он был принят. Нормативные П. отличаются от ненормативных (актов индивидуального применения права) неконкретностью адресатов, возможностью неоднократного применения правового предписания. П. нормативного характера принимают в основном федеральные органы исполнительной власти во исполнение актов высших органов государственной власти либо по их поручению, а также согласно своей компетенции. В связи с этим данные акты можно подразделить на компетенционные и делегированные. П. федеральных органов, как правило, регулируют внутриорганизационную деятельность аппарата управления и должностных лиц, включая вопросы создания, реорганизации, ликвидации органов или структурных подразделений, определения их задач и функций, правового регулирования различных направлений служебной деятельности, прохождения службы и т.д. Вместе с тем нормативные П. могут носить и надведомственный характер, регулировать отношения федерального органа власти и граждан (акты внешнего (вневедомственного) действия) (см. Нормативный акт). Федеральные органы исполнительной власти принимают, как правило, смешанные акты, содержащие разнородные по юридической природе предписания - как нормативные, так и индивидуальные, в связи с нецелесообразностью принятия нескольких актов, регулирующих один и тот же вопрос. Организации и предприятия для регулирования внутренних вопросов принимают П. нормативного характера, действующие только в их пределах (локальные П.). Локальные П. нормативного характера вступают в силу с момента их регистрации в канцелярии организации или предприятия.
Источник: Энциклопедия юриста
ПРИКАЗЫ
административно-судебные органы центрального и областного управления в Русском государстве 16–17 вв. Зарождение системы приказного управления относится к концу 15 в. Изменения в экономическом и политическом строе русского общества, возросшее значение поместного дворянства, развитие процесса закрепощения крестьянства, резко обострившее классовую борьбу в стране, повлекли за собой постепенную замену в 16 в. дворцово-вотчинной системы управления («пути») системой приказов. П. представляли бюрократические учреждения, в которых дела решались фактически дьяками и подьячими, являвшимися в своем большинстве выходцами из дворян и посадских людей. Таким образом, обеспечивалось решающее влияние в центральных органах управления дворянпомещиков и в известной степени купечества, т. е. тех групп общества, которые решительно стояли за окончательную ликвидацию остатков феодальной раздробленности и централизацию Русского государства. С конца 15 в. новые отрасли управления, которые трудно было связать с дворцово-вотчинной системой, стали «приказываться» великим князем кому-либо из бояр или даже дьякам. Эти вновь возникшие органы, получившие название «приказов», приобретали довольно быстро характер постоянно действующих учреждений с определенным штатом и определенной отраслью управления. Одним из первых возник в конце 15 в. Казенный П., ведавший личным имуществом, казной и архивом великого князя. Затем появился Конюшенный П., ведавший княжескими табунами. С 1501 г. в источниках упоминается Дворцовый П. (П. Большого дворца), ведавший великокняжеским дворцом и землями, население которых обслуживало потребности дворца. В начале 16 в. существовало около 10 П., послуживших основой дальнейшего развития системы приказного управления. Во второй половине 16 в. произошло дальнейшее развитие приказной системй, чему способствовали реформы 50-х гг., проведенные Иваном IV. Так, напр., отмена кормления (см.) и упорядочение военной службы дворян повлекли за собой создание Поместного П., ведавшего судом по земельным спорам и раздачей поместий и вотчин. В.середине 17 в. имелось около 50 постоянных П. и ряд временных.
П. были административно-судебными учреждениями, ведавшими большим кругом различных дел. В одной и той же отрасли управления (напр., военного) одновременно действовало до десятка П. Компетенция приказов не была определена: некоторые П. ведали самыми различными вопросами; одни П. ведали какой-нибудь отраслью управления по всему государству, а другие – всеми отраслями управления,но только на определенной территории. С известными оговорками можно классифицировать П. по следующей схеме: дворцово-финансовые (Ловчий, Сокольничий, Конюшенный и др.); военные (Разряд, Стрелецкий, Казачий, Оружейный, Пушкарский и др.); судебно-административные (Поместный, Холопий, Разбойный, Земский – ведал судом и управлением тягловым населением г. Москвы), областные или «центрально-областные» П., называвшиеся еще «чети» и «четверти» (Нижегородская, Устюжская, Костромская, Владимирская чети, Московский, Рязанский, Сибирский и другие П.); кроме того, имелись П., ведавшие специальными отраслями управления (Посольский, Каменный, Аптекарский, Монастырский и др.).
Во главе П. стоял обычно боярин (реже дьяк), один или с помощниками. При них состояла канцелярия («приказная изба») с дьяком и подьячими. П. являлись довольно сложными бюрократическими учреждениями с большим штатом. Некоторые П. делились на повытья и столы. Доходы с городов, которыми ведали П., шли на их содержание.
Бюрократическая организация П. служила благодатной почвой для всяческих злоупотреблений – волокиты, взяточничества и явного произвола. Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений и продолжающийся рост классовых противоречий вызвали проведение во второй половине 17 в. ряда мероприятий по упорядочению приказной системы. Около 1658 г. царь Алексей Михайлович учредил Тайный П., или Приказ тайных дел (см.). Реформа приказного управления, проведенная в последней четверти 17 в., выражалась в уточнении компетенции отдельных П. и в слиянии смежных П. Так, были соединены в одно судебное ведомство четыре П. – Московский, Владимирский, Челобитный и Холопий.
С утверждением абсолютизма при Петре I приказная система была ликвидирована, и вместо П. в 1718 г. были учреждены коллегии (см.).
Источник: Советский юридический словарь