ПРИМЕНЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА

Найдено 1 определение
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА
в широком смысле этого термина – осуществление нормы права как органами государства и должностными лицами, так и гражданами и их объединениями.
В более узком смысле термин П. н. п. часто используется в юридической литературе для обозначения специфической деятельности органов государства по реализации норм права в жизни. Так как право представляет собой выражение воли господствующего класса, то вопрос о практическом осуществлении норм права имеет громадное политическое значение. Господствующие классы в эксплуататорских обществах кровно заинтересованы в том, чтобы практическое осуществление права ни в малейшей степени не колебало их господства и системы эксплуатации.
В современных буржуазных государствах в процессе П. н. п. наблюдается не только отступление, но и прямое нарушение законов, формально считающихся действующими. Одним из многочисленных примеров, подтверждающих это положение, мо- жет служить разнузданная расовая дискриминация в США, представляющая собой прямое нарушение 5-й поправки к конституции США. П. н. п. в эксплуататорских государствах по отношению к трудящимся массам всегда связано с насилием и угнетением, с явными или замаскированными преимуществами или послаблениями для представителей господствующего класса.
П. н. п. советское социалистическое государство ставит своей задачей защиту основ советского общественного и государственного строя и правопорядка от всяких преступных посягательств и защиту интересов трудящихся. Необходимыми условиями надлежащего П. н. п. в Советском Союзе являются правильное понимание политики партии и соблюдение требований социалистической законности. П. н. п. обеспечивается в первую очередь сознательностью советских людей, их уважением к советским юридическим нормам, так как в последних выражена воля советского народа и они соответствуют его правосознанию. П. н. п. обеспечивается также и принуждением со стороны органов государственной власти по отношению к врагам Советского государства, предателям и изменникам Родины, агентам иностранных разведок, а также к неустойчивым элементам среди граждан СССР, нарушающим советский правопорядок. В процессе П. н. п. в советском социалистическом государстве не допускается произвола и личного усмотрения судьи и администратора, которые обязаны применять право, исходя из точного уяснения смысла юридических норм, выраженных в законах и других нормативных актах.
В процессе П. н. п. могут возникнуть следующие вопросы: 1) какая юридическая норма соответствует данному случаю, в каком источнике права она выражена и насколько она точно выражена в данном источнике; обладает ли данная норма соответствующей юридической силой для разрешения рассматриваемого вопроса; 2) каковы пределы действия данной юридической нормы в пространстве, во времени и по лицам; 3) является ли искомая юридическая норма по своему содержанию и смыслу той, Которая распространяется на данный случай или комплекс однородных случаев; 4) как разрешить вопросы, когда данный случай вообще не предусмотрен никакой юридической нормой.
1) Проверка подлинности текста соответствующего нормативного акта и его юридической силы. Установив, что существует соответствующий нормативный акт, в котором выражена юридическая норма, имеющая прямое отношение к данному случаю, суд или административный орган должны проверить подлинность текста данного акта. Подлинным текстом считается тот, который опубликован в официальных органах печати, Предназначенных для опубликования законов, указов й других нормативных актов. Такими органами являются «Ведомости Верховного Совета СССР», соответствующие им печатные органы в союзных и автономных республиках, другие официальные издания Правительства СССР, союзных и автономных республик. Если в опубликованных этими органами Материалах встретятся ошибки, описки и пропуски, to исправление их производится только посредством опубликования в этих же органах.
После установления наличия юридической нормы и проверки подлинности текста нормативного акта, в котором она выражена, необходимо удостовериться, что эта норма обладает соответствующей юридической силой, а именно, что она, во-первых, издана органом, уполномоченным на издание соответствующих норм, а во-вторых, что она находится в соответствии с Конституцией и законами СССР, союзных и автономных республик. При решении вопроса о применении закона руководящим принципом является требование, выраженное в ст. 20 Конституции СССР: в случае расхождения закона Союзной республики с законом общесоюзным действует общесоюзный закон. Поэтому суды и органы власти, применяющие закон и обнаруживающие такое расхождение, должны отказывать в применении закона, расходящегося с общесоюзным законом. Проверка юридической силы постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик принадлежит только Верховному Совету СССР и Верховным Советам союзных республик и их Президиумам. Что касается нормативных актов, издаваемых другими органами государственного управления и местными Советами, то, согласно ст. 113 Конституции СССР, на Генерального Прокурора СССР возлагается высший надзор за точным исполнением законов всеми министерствами, подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР. На Совет Министров СССР надзор Генерального Прокурора не распространяет. При решении вопроса в суде о применении нормативного акта, изданного министерствами, подведомственными им органами и местными Советами, представитель прокуратуры должен возражать против применения нормативных актов этих органов, если он находит в них противоречия с законами. Суд вправе отказать в применении такого нормативного акта не только по мотивам согласия с соображениями прокурора, но и по собственной инициативе, руководствуясь ст. 112 Конституции СССР, согласно которой судьи независимы и подчиняются только закону.
2) Действие юридической нормы в пространстве, во времени и по лицам. Вторым вопросом в процессе П. н. п. является установление пределов действия юридической нормы, т. е. того, что называется действием юридической нормы в пространстве, во времени и по лицам. Действие юридической нормы в пространстве в советском праве определяется положением, по которому законы СССР действуют на всей территории СССР, а законы союзных и автономных республик действуют только на территории этих республик. Тоже правило относится к подзаконным нормативным актам органов Советской власти и управления. Однако иногда в законах и других нормативных актах указывается, что действие его распространяется лишь на часть территории СССР или союзной республики. Таковы, напр., ст. ст. 19327, 19328 и 193м УК, устанавливающие наказания за действия, совершенные в районе военных действий, и гл. X УК, которая применяется лишь на той части территории РСФСР, где сохранились пережитки родового быта.
Нормы советского права действуют и за пределами СССР: так, напр., согласно ст. 2 УК, действие норм советского уголовного права распространяется на советских граждан за границей, совершивших преступления, предусмотренные этими нормами.
Если при разрешении какого-либо вопроса встречаются случаи, когда правоотношение связано с территорией нескольких государств, то существуют следующие правила: на территории СССР действуют только советские нормы права и применение иностранных норм может быть допущено на советской территории только в тех случаях, когда это предусмотрено советским законом или договором Советского государства с иностранным государством. При этом применение нормы иностранного права может быть допущено лишь при том условии, если это не противоречит основам советского права.
При решении вопроса о действии юридической нормы во времени следует определить начальный и конечный моменты действия юридической нормы и распространение этой нормы на факты, события и отношения, возникшие до его опубликования (вопрос о т. н. обратной силе юридической нормы). Общие положения о действии советских законов во времени даны в постановлении ЦИК и СНК СССР 6 февраля 1925 г. «О времени вступления в силу законов и распоряжений Правительства Союза ССР, а равно распоряжений ведомств Союза ССР» (СЗ 1925 г. № 8, ст. 75), а также в постановлении ЦИК и СНК СССР от 6 марта 1929 г., содержащем в себе дополнение к вышеуказанному постановлению (СЗ 1929 г. № 20, ст. 171).
Начальный момент действия юридической нормы определяется следующими правилами. Если срок введения в силу этой нормы указан в соответствующем нормативном акте, то юридическая норма действует с этого момента. Если такой срок не указан, то юридическая норма вступает в действие с момента опубликования нормативного актя в установленном для нее официальном печатном органе; на периферии введение в действие юридической нормы начинается с того момента, когда там получен тот официальный печатный орган, где опубликован нормативный акт. Возможны также передача текста нормативных актов на места по телеграфу или по радио и опубликование их в местных газетах. Прекращение действия юридической нормы происходит либо в срок, указанный в самом нормативном акте, либо наступает с момента опубликования нового нормативного акта, отменяющего старый или вносящего в него какие-либо изменения. Так, напр., издание указов Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» и «Об усилении охраны личной собственности граждан» повлекло за собой прекращение действия закона 7 августа 1932 г., ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1940 г. «Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и хулиганство», ст. ст. 593а, 116, 162, 165, 16-6, 166-а, 167 УК.
Очень важное значение имеет вопрос о т. н. обратной силе закона. В советском праве юридическая норма, как правило, не имеет обратной силы, т. е. ее действие не распространяется на те факты, события и отношения, которые возникли до опубликования нормативного акта, в котором выражена эта норма. Этот принцип имеет глубокий демократический характер, так как он обеспечивает гражданам возможность сообразовать свое поведение с известной им нормой. Отступление от этого принципа допускается законодательством лишь в отдельных, точно определенных в соответствующих правовых нормах случаях, когда этого требуют интересы социалистического государства и самих граждан. Так, напр., обратная сила допускается ст. 4 постановления ВЦИК от 11 ноября 1922 г. о введении в действие Гражданского кодекса РСФСР лишь в той мере, поскольку правоотношения, допускавшиеся действовавшими в момент их возникновения законами, недостаточно полно регулируются упомянутыми законами. В области уголовного права обратная сила пост. 2 УПК должна иметь место в тех случаях, когда вновь изданные законы устраняют преступность совершенного действия или смягчают его наказуемость.
И в этом отступлении от правила, не допускающего обратной силы, виден демократический характер советского права. В первом случае допускается применение статей ГК для восполнения пробелов в законодательстве, для облегчения работы суда и предотвращения волокиты. Во втором случае обратная сила допускается по тем соображениям, что нет никакой целесообразности подвергать наказанию тех лиц, которые совершили действие, считавшееся раньше преступным, а также не смягчать наказания тем, кто совершил преступление в то время, когда наказание за него было повышенным. В исключительных случаях советское право допускает придание закону обратной силы, когда новый закон устанавливает преступность действия, считавшегося непреступным до его опубликования, или когда за преступление устанавливаются более суровые наказания. Но в таких случаях в самом законе указывается, что он имеет обратную силу. Таково, напр., постановление ЦИК СССР от 21 ноября 1929 г. «Об объявлении вне закона должностных лиц – граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР».
Действия юридической нормы по лицам определяются следующими правилами. Нормы советского права распространяются не только на всех советских граждан, но и на всех лиц, находящихся на территории СССР. Что касается иностранцев, то они в. СССР не пользуются избирательным правом и не несут воинской обязанности. В области гражданского права положение иностранцев регулируется специальными законами и другими актами, а также соглашениями Советского государства с иностранными государствами. Для некоторых категорий иностранцев существует т. н. право экстерриториальности (см.), которое распространяется на дипломатических представителей иностранных государств в СССР и членов их семей, а также в известной мере на консулов. Иностранцы, на которых не распространяется право экстерриториальности, привлекаются к уголовной ответственности за совершенные ими преступные действия по нормам советского уголовного права, за исключением тех преступлений, субъектами которых могут быть только советские граждане (напр., отказ или уклонение от военной службы – ст. 68 УК).
3) Толкование юридической нормы, выраженной в законе или ином правовом акте (см. Толкование закона).
4) Восполнение пробелов в праве. Наиболее сложный процесс представляет собой деятельность суда и других органов гос. власти, когда в совокупности действующих норм нет таких, которые прямо предусматривали бы данный конкретный случай. Эта деятельность должна, таким образом, восполнить пробелы в праве.
Следует отметить две теории в буржуазной юридической литературе по этому вопросу.
В 19 в. в буржуазной юриспруденции господствовало мнение, что в праве не может быть пробелов. Такой взгляд утвердился вследствие того, что буржуазия, боровшаяся против феодального строя, использовала как теоретическое оружие в этой борьбе принцип, исключающий возможность какой-либо свободы для действия судьи или иного должностного лица, требуя, чтобы они поступали только в строгом соответствии с законом. Этот принцип был господствующим в буржуазной теории права только до эпохи империализма.
В конце 19 и начале 20 вв. в буржуазной юридической науке получила широкое распространение школа т. н. свободного права, которая отрицала беспробельность права, что и явилось для представителей этой школы одним из основных аргументов в подтверждение требований о предоставлении полной свободы судье или администратору, т. е. для1 обоснования произвола.
Советская юридическая наука отвергает закостенелый догматизм сторонников беспробельности в праве, равно как и концепции школы свободного права, которые в сущности направлены на то, чтобы найти теоретическое оправдание для произвола буржуазного суда и администрации в борьбе с революционным движением. Восполнение пробелов в советском праве осуществляется посредством аналогии закона и аналогии права (см.).

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
569.32 кб

Арбитражная технология выбора и анализа нормы права, подлежащей применению по делу

Колесник Ирина Валентиновна
В представленной статье автор раскрывает юридические технологические стратегии и тактики по выбору и анализу нормы права, подлежащей рассмотрению по делу в практике арбитражного суда, а также средства, методы, правила, тактические
Читать PDF
464.43 кб

Технология выбора и анализа арбитражным судом нормы права, подлежащей применению по делу

Колесник И.В.
Материалы данного номера представляют собой диссертационное исследование посвящённое рассмотрению теоретической модели правоприменительной технологии, её функционирования и совершенствования.
Читать PDF
94.45 кб

Основные нормы церковного брачного права Русской православной церкви и их применение в современной Р

Гавриш Игорь Витальевич
В работе автор уточняет терминологию, перечисляет правовые источники ныне действующего церковного брачного права, анализирует часть основных действующих норм церковного права и их соотношение со светским семейно-брачным правом, де
Читать PDF
419.51 кб

О противоречивой судебной практике применения нормы права, обязывающей ответчиков обнародовать через

Корчагина К.А., Туровская В.А.
The problem of the abstract formulation of provision of Article 46 of the law «On Protection of Consumers’ Rights» about assignment of the duty on the respondent in bringing a judgment to consumers arising at satisfaction of the c
Читать PDF
1.01 мб

Нормы гражданского права и особенности их применения в сфере противодействия коррупции в уголовно-ис

Красильщиков Анатолий Владимирович
В статье анализируются нормы гражданского права и возможность их применения в борьбе с коррупционными проявлениями в уголовно-исполнительной системе, рассматривается их соотношение с нормами публичного права.