ПРИНЦИП ЕДИНОГЛАСИЯ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ

Найдено 1 определение
ПРИНЦИП ЕДИНОГЛАСИЯ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ
один из важнейших принципов Устава Организации Объединенных Наций, согласно которому вопросы, связанные с поддержанием мира и международной безопасности, должны решаться на основе единогласия пяти великих держав: СССР, Китая, США, Англии и Франции.
П, е. в. д. является одним из важнейших организационных принципов ООН, отличающих ее от Лиги наций (см.). В Лиге наций, как известно, существовал не оправдавший себя принцип единогласия всех членов Ассамблеи или Совета Лиги при решении вопросов по предотвращению агрессии и обеспечению мира, сделавший ее неспособной предотвратить как отдельные агрессивные войны (напр., Японии против Китая, Италии против Эфиопии и др.), так и развязывание гитлеровской Германией и милитаристской Японией второй мировой войны.
Исторический опыт второй мировой войны показал, что как при решении вопросов ведения войны против агрессивных государств и их разгрома, так и для установления справедливого демократического мира необходимо единогласие великих держав, что только согласованность и единогласие в действиях великих держав дали народам желаемый мир. Исходя из этого, миролюбивые государства признали в качестве одного из важнейших организационных принципов ООН в деле предотвращения агрессии и обеспечения мира П. е. в. д., как принцип, оправдавший себя в борьбе против агрессоров и приведший к установлению международного мира.
В условиях сосуществования противоположных общественных систем – социализма и капитализма – П. е. в. д. выступает также как содержащийся в Уставе ООН принцип современного международного права, свидетельствующий не только о возможности мира между государствами с различными системами, но и о практической необходимости и осуществимости их совместной борьбы против агрессии, за поддержание и обеспечение мира во всем мире. Поэтому нарушение П. е. в. д. и борьба против него могут привести лишь к срыву международного сотрудничества между великими державами в вопросе поддержания мира и сделать ООН неспособной осуществлять свои функции по обеспечению международной безопасности.
Но, несмотря на все значение П. е. в. д., некоторые империалистические государства уже с первых же дней деятельности ООН предприняли поход против этого принципа. Еще в 1945 г. на конференции в Сан-Франциско во время выработки Устава под давлением США представители ряда государств стремились расширить полномочия Генеральной Ассамблеи или Международного суда и уменьшить значение Совета Безопасности, являющегося органом ООН, призванным обеспечить мир и бороться против угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, и функционирующего при решении этих вопросов на основе П. е. в. д. Эти стремления нашли отражение в предложениях Уругвая, Кубы, Эквадора, Чили, Колумбии. Этот поход продолжался почти на всех сессиях ООН и международных конференциях. Во второй половине первой сессии Генеральной Ассамблеи в октябре 1946 г. Австралия, Куба, Филиппины, поддержанные Англией, внесли предложение о пересмотре Устава ООН для отмены («ампутации») П. е. в. д. На 2-й сессии Генеральной Ассамблеи США перешли от открытого наступления против этого принципа к обходным маневрам, предложив создать якобы «временный», «вспомогательный», действующий между сессиями Генеральной Ассамблеи Комитет для «изучения, расследования и обсуждения» всевозможных вопросов и действующий без П. е. в. д. Этот «межсессионный комитет» явился результатом незаконных действий большинства ООН, так как его учреждение не предусмотрено Уставом ООН и преследует цель подмены Совета Безопасности (см.) и подрыва П. е. в. д. как одной из важнейших основ ООН. Его компетенция идентична компетенции Совета Безопасности. СССР и ряд других государств в этом «межсессионном комитете» не участвуют.
На 5-й сессии Генеральной Ассамблеи стало совершенно очевидно, что борьба некоторых империалистических государств в ООН против П. е. в. д. неизбежно ведет к разрушению ООН как организации, призванной обеспечить международный мир.
Под давлением США и основываясь на ложных данных, Совет Безопасности принял 27 июня 1950 г. в отсутствие представителей СССР и Китайской Народной Республики незаконное решение, которым Корейская Народно-Демократическая Республика объявлялась «агрессором», а американским империалистам была предоставлена возможность вести под флагом ООН агрессию против корейского народа. Ведение США в течение 3-х лет войны против корейского народа практически показало, насколько необходим П. е. в. д. при решении вопросов по поддержанию и упрочению мира.
На 5-й сессии большинство ООН проштамповало американскую резолюцию, незаконно именуемую «Об объединенных действиях в пользу мира», предоставившую возможность автоматически переносить обсуждение вопросов из Совета Безопасности в Генеральную Ассамблею, где вопросы решаются не на основе П. е. в. д., а механическим большинством голосов. Именно так была принята 30 января 1951 г. позорная резолюция об объявлении Китайской Народной Республики «агрессором», а 18 мая 1951г.– об установлении эмбарго на торговлю с ней. Это «решение» было принято под грубым нажимом США. В силу грубого нарушения П. е. в. д. и фактической подмены Совета Безопасности Генеральной Ассамблеей 5-я сессия Генеральной Ассамблеи, начавшая работать в сентябре 1950 г., затянула свою работу в нарушение установленного срока на 13,5 месяца и была закрыта лишь накануне 6-й сессии, открывшейся в ноябре 1951 г.
Разрушительная работа американских и английских империалистов против П. е. в. д. продолжалась и на 6-й сессии Генеральной Ассамблеи. Делегаты Эквадора, Сальвадора и Панамы уже в самом начале работы 6-й сессии восхваляли планы и действия американского империализма как в ООН, так и в Корее и требовали ревизии Устава ООН.
Так называемый «Комитет коллективных мероприятий», незаконно созданный под давлением некоторых империалистических государств ООН 3 ноября 1950 г. для облегчения и оправдания ведения войны в Корее, представил 3 декабря 1951 г. Политическому комитету доклад о мерах, предпринятых в Корее. В этом докладе утверждалось, что Совет Безопасности якобы из-за П. е. в. д. оказался неспособным выполнить задачу по поддержанию мира и международной безопасности. Разоблачая эти утверждения, делегация СССР указала, что важнейшие вопросы мира и международной безопасности оказались нерешенными Советом Безопасности не потому, что в нем действует П. е. в. д., а потому, что США, Англия и Франция стремятся навязать Совету Безопасности решения, не отвечающие целям и принципам ООН, а соответствующие эгоистическим целям американских монополий.
За измышлениями американских и других империалистов о вреде П. е. в. д. и якобы имеющих место злоупотреблениях правом вето со стороны СССР в действительности скрывается стремление разрушить П. е. в. д., составляющий фундамент, на котором только и может держаться все здание ООН и возможно само ее существование.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама