Принцип самостоятельности бюджетов

Найдено 1 определение
Принцип самостоятельности бюджетов
одно из руководящих правил, в соответствии с которым строится бюджетная система Российской Федерации; утвержден ст. 31 Бюджетного кодекса РФ.
м.Самостоятельность в сфере бюджетной деятельности гарантируется запретом на установление подчиненности одного субъекта Российской Федерации другому и одного муниципального образования другому. Каждый субъект Российской Федерации и муниципальное образование в бюджетной сфере обладают равными правами и самостоятельны в осуществлении своих бюджетных прав
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
— право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления: самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ. Самостоятельность органов государственной власти субъектов РФ проявляется в том, что они вправе передавать полностью или частично налоговые доходы, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ, в соответствующие местные бюджеты, а также устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных и/или региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
— право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств соответствующих бюджетов. Исключение из указанного правила составляют расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В данном случае направления расходования средств определяют органы власти, которые выделяют из своего бюджета соответствующие межбюджетные субсидии
и субвенции;
— недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
— право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
— недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, которые могут привести к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ, без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсационные меры;
— недопустимость изъятия в бюджет вышестоящего уровня доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения нижестоящего бюджета, а также экономии по расходам нижестоящего бюджета.
Количество видов налогов и сборов в Российской Федерации, дифференцированных на федеральные, субъектов Российской Федерации и местные, исчерпывающе установлено Налоговым кодексом РФ. Последующее распределение федеральных налогов осуществляется в целях реализации принципа единства кассы, через систему балансовых счетов органов федерального казначейства в соответствии с единой бюджетной классификацией РФ.
Самостоятельность бюджета как части бюджетной системы Российской Федерации заключается в том, что утверждение бюджета осуществляется соответствующим представительным органом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, местного самоуправления, а его исполнение — соответствующими органами исполнительной власти (местного самоуправления) самостоятельно. Расходы соответствующего бюджета балансируются, исходя из планируемых поступлений от собственных доходных источников, определенных действующим законодательством.
Практика зарубежных стран, муниципалитеты которых имеют в своей собственности имущество, источники доходов в виде местных налогов или доли от общегосударственных налогов, иллюстрирует высокий уровень финансовой автономии местных бюджетов: в Исландии, США, Люксембурге, Испании, Австрии, Щвейцарии, Швеции он составляет 72,8–99,2%.
З. А. Алиева

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
253.06 кб

Самостоятельность территориальных бюджетов в контексте реализации принципов бюджетной системы РФ

Гиляровская С. В.
Читать PDF
139.88 кб

Принцип самостоятельности бюджетов как правовая основа для разрешения споров о недостаточном финанси

Братко Татьяна Дмитриевна
В силу принципа самостоятельности бюджетов всякое публично-правовое образование обладает правом на самостоятельное расходование бюджетных средств.
Читать PDF
284.76 кб

Организационно-правовой механизм реализации принципа самостоятельности бюджетов на муниципальном уро

Ермакова Е.А.
В статье рассматривается особенность организационно-правового механизма реализации принципа самостоятельности в отношении местных бюджетов на основе анализа нормативно-правовой базы и практики функционирования муниципальных бюджет