ПРИНЦИПАТ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Принципат
форма монархии в Древнем Риме (I – II вв. н. э.), при которой сохранялись формальные институты республиканского правления (сенат, народные собрания и т. д.), но реальная власть сосредотачивалась в руках императора – сенатус-принцепса (первого по списку сенатора).

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

ПРИНЦИПАТ
лат. principatus, от princeps - первый, глава) - в Древнем Риме в период ранней империи (27 г. до н. э.-193 г. н. э.) специфическая форма монархии, при которой формально сохранялись некоторые республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - императору, который именовался принцепсом.

Источник: Большой юридический словарь

ПРИНЦИПАТ
лат. principatus; от princeps - первый, глава) Форма рабовладельческой монархии, возникшая в I в. до н.э. в Древнем Риме, при которой лишь формально сохранялись республиканские учреждения, а император, являясь фактически единодержавным правителем, формально считался только первым среди сенаторов (princeps senatus).

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Принципат
(от principatus, первенство) — 27 г. до н. э. — 284 г. н.э. — условное название начального этапа монархического (императорского) правления, на котором формально сохранялись и действовали основные республиканские принципы и магистратуры, но фактически вся полнота государственной власти находилась в руках монарха — принцепса сената. — См. также: «Доминат».

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

Принципат
период ограниченной монархии в Древнем Риме (I в. до н.э. – III в. н.э.). Произошел от словосочетания «принцепс-сенатус» – первый сенатор. Этот титул первым получил Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять его решения. В период П. власть монарха была прикрыта республиканскими атрибутами.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран. 2013

Принципат
(от лат. princeps) – обозначение системы монархической власти в Ранней Римской империи (27 г. до н. э. – 193 г.) в связи с тем, что звание принцепса со времени прихода Октавиана Августа к власти стало синонимом императорского правления. Для режима принципата было присуще существование сената и традиционных выборных магистратур былой Римской республики, но ответственных уже не перед народным собранием, а перед принцепсом. Одновременно с этим происходило формирование нового бюрократического аппарата власти, подчинённого лично императору.

Источник: История государства и права зарубежных стран. Краткий справочник для самостоятельной работы студента. Учебное пособие [Электронный ресурс]. Изд. 3-е перераб. и доп.

ПРИНЦИПАТ
лат. principatus orprinceps - первый, глава) - в исторической литературе - условный термин для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 г. до н.э. -193 г. н.э.) специфической формы монархии, при которой формально сохранялись некоторые республиканские учреждения, а император именовался принцепсом. Система П. стала оформляться при Октавиане Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, камиции (Народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты потеряли прежнее политическое значение, т.к. выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках императорского бюрократического аппарата, штат которого непрерывно рос, и сфера деятельности расширялась.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ПРИНЦИПАТ
в Древнем Риме ранняя империя 1–3 вв. н. э., монархия, внешне еще обставленная республиканскими установлениями. В 1 в. до н. э. в римском рабовладельческом обществе крайне обострились противоречия между рабовладельцами и рабами. Восстания рабов (в особенности восстание Спартака 74–71 гг. до н. э.), волнения крестьян, вытеснявшихся с земли крупными землевладельцами, серьезные противоречия среди самих рабовладельцев (землевладельческой аристократии и торговцев) – все это привело к тому, что для защиты существующего строя верхушка класса рабовладельцев стала на путь создания военной диктатуры.
В конце 1 в. до н. э., после подавления восстания рабов общая обстановка (хозяйственная разруха, периодически возобновлявшиеся восстания рабов и т. д.) сделала для рабовладельцев опасным восстановление республиканского строя. Кроме того, старые республиканские формы, сложившиеся применительно к государству-городу, изжили себя, поскольку территория Рима значительно расширилась, а хозяйственная жизнь усложнилась. Это обстоятельство также препятствовало восстановлению республиканского строя. Когда в 27 г. до н. э. Октавиан сложил с себя чрезвычайную власть и этим формально восстановил республику, правящая верхушка рабовладельцев предпочла ввести новую государственную форму, получившую наименование «принципат». Октавиану был присвоен титул принцепса (princeps), что означало «первый» – первоприсутствующий в сенате (см.). Титул принцепса был известен и в республиканском Риме, но лишь как почетное звание; носившие его сенаторы не получали особых прав. Октавиан же стал принцепсом в качестве высшего должностного лица, в руках которого были сосредоточены важнейшие полномочия: командование войсками и управление теми провинциями, где стояли войска, пожизненная консульская (см. Консул) и трибунская власть, право издания эдиктов (см.). Октавиану было дано имя «Август» («увеличивающий преуспеяние»), чем придавался священный характер его особе. Затем Августу было присвоено звание верховного жреца. Так была сохранена республиканская оболочка, которая лишь маскировала переход к монархии.
Принцепс имел пожизненную, но не наследственную власть. Он избирался сенатом, но это избрание с течением времени превратилось в простую формальность; вопрос о преемнике принцепса решался нередко войском.
Переходный характер П. выражается в том, что возникновение должности принцепса не сопровождалось формальным упразднением республиканских учреждений – сената, народных собраний, магистратов. Но эти учреждения постепенно вырождались. Углублявшиеся в Римской империи внутренние противоречия, нараставшие внешние осложнения приводили к тому, что власть все более сосредоточивалась в руках принцепса, а республиканские учреждения, наоборот, утрачивали значение. Вместо республиканских магистратур (см.) создавался бюрократический аппарат с административными и военными функциями, подчиненный принцепсу. Народные собрания потеряли значение и к концу 1 в. н. э. перестали созываться. Сенат на первых порах сохранял известное значение, но в конце концов и он отошел на задний план.
С Диоклетиана (конец 3 в. н. э.) П. сменился до мин атом, гос. строем поздней империи, когда императору была присвоена неограниченная власть, использовавшаяся им в интересах крупнейших рабовладельцев

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
89.27 кб

О генезисе конституционного принципа равноправия женщин и мужчин в России и приоритетности его реали

Сабитова Ильсия Салиховна
Читать PDF
68.99 кб

Реализация принципа процессуальной экономии в российском уголовном процессе

Седова Галина Ивановна
Целесообразность дифференциации форм расследования необходима в целях исключения дорогостоящей процедуры предварительного следствия в тех случаях, когда факт преступления и вина в нём лица является очевидными.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности осуществления конституционного принципа равенства перед судом в системе арбитражного пра

Россошанский Александр Андреевич
Анализируются особенности осуществления конституционного принципа равенства перед арбитражным судом. Особое внимание уделяется анализу существующих проблем его реализации.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые аспекты реализации принципа справедливости в правоприменительной деятельности по уголовным

Галактионов Станислав Александрович
Статья посвящена проблеме реализации в правоприменительной деятельности по уголовным делам принципа справедливости. Отмечается зависимость правоприменительной деятельности от правотворческой деятельности.
Читать PDF
550.55 кб

Особенности реализации принципа разделения властей в Европейском союзе

Клочкова Ю. А.
Читать PDF
214.03 кб

Преюдиция в реализации принципа свободы оценки доказательств

Чистова Н. И.
Читать PDF
289.50 кб

Правовой смысл принципа плюрализма

Земченков Н. Ф.
Читать PDF
57.51 кб

Проблемы реализации принципа светского государства в Российской Федерации

Макаренко С. Н.
Читать PDF
187.71 кб

О необходимости исследования принципа детерминизма в связи с развитием методологии гражданского прав

Мигачева Анна Юрьевна
В статье обосновывается необходимость развития науки гражданского права и ее методологии.
Читать PDF
0.00 байт

Нарушение постулатов принципа кооперации в судебно-процессуальном дискурсе

Резуненко М. Ф.
Данная статья является результатом теоретической обработки аутентичного эмпирического материала, полученного в ходе судебных заседаний и получившего теоретическое описание с позиции лингвистической прагматики, а именно принципа ко
Читать PDF
79.25 кб

Запрет дискриминации в сфере труда: особенности закрепления принципа в конституции Российской Федера

Командиров Алексей Александрович
Исследуются порядок и особенности закрепления принципа запрета дискриминации в сфере труда в Конституции РФ, конституциях и уставах ее субъектов. Особое внимание уделяется анализу регионального законодательства.
Читать PDF
0.00 байт

Реализация принципа самоуправления в наследственном праве

Земченков Н. Ф., Костенко М. А.
Читать PDF
288.20 кб

Становление конституционного принципа недопустимости цензуры в российской Федерации

Куликова Светлана Анатольевна
Читать PDF
0.00 байт

Прецеденты Европейского суда по правам человека и проблемы реализации принципа презумпции невиновнос

Абдрашитов Вагип Мнирович
Читать PDF
452.06 кб

Основные характеристики действия конституционного принципа свободы брака в семейном праве

Бондов С. Н.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: