Принципы формирования территории муниципального образования

Найдено 1 определение
Принципы формирования территории муниципального образования
руководящие правила, которыми руководствуются при установлении границ территорий муниципальных образований.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации с учетом мнения населения.
Исследователи выделяют ряд критериев формирования территории муниципального образования:
1.Местное самоуправление осуществляется на определенных территориях, отграниченных друг от друга.
2.Субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопрос о том, на каких территориях осуществляется местное самоуправление, но обязаны при этом обеспечить населению соответствующих территориальных единиц реализацию права на местное самоуправление.
3.Территория муниципального образования является целостной, т. е. все муниципальные образования должны иметь непрерывную границу. Юрисдикция органов местного самоуправления распространяется в равной мере на все земли в границах муниципального образования независимо от их целевого назначения и разных форм собственности на них.
4.Муниципальное образование определяется как населенная территория. В связи с этим квалифицирующий признак муниципального образования — наличие населения и его численность.
5.Территория муниципального образования должна быть такой, чтобы проживающее в ее границах население было объединено общими интересами в тех вопросах, решение которых отнесено к ведению местного самоуправления.
6.В ст. 130–132 Конституции Российской Федерации закрепляется, что местное самоуправление может осуществляться в различных формах, но муниципальное образование должно обладать такими признаками, как муниципальная собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления.
7.На территории муниципального образования желательно наличие необходимой для решения местных вопросов социальной и коммунальной инфраструктуры.
8.При определении территории муниципального образования целесообразно учитывать принципы территориальной и временной доступности оказываемых услуг. Очевидно, что, чем лучше транспортное сообщение, тем больше может быть территория муниципального образования.
9.При установлении территории муниципального образования нельзя не учитывать традиционный способ хозяйствования населения (например, скотоводство) и связанный с ним образ жизни (кочевое или хуторское хозяйствование). Действующее федеральное и региональное законодательство закрепляет обязательность учета национальных, исторических и иных особенностей и традиций соответствующей территории.
10.Единый для всех оптимальный размер территории муниципальн ого образования установить невозможно.
При установлении размеров территории каждого конкретного муниципального образования необходимо учитывать две противоположные тенденции:
1.Приближение местной власти к населению и, как следствие, уменьшение размера территории муниципального образования. Определяющим фактором является наличие местного сообщества, в интересах которого и осуществляется местное самоуправление. Интересы местного сообщества диктуют следующие принципы территориальной организации местного самоуправления:
— принцип эффективности самоорганизации, основанный на осознании населением общих интересов и участии в их реализации (эффект самоорганизации снижается с увеличением размеров территории и удалением местной власти от населения);
— принцип подконтрольности органов и должностных лиц местного самоуправления населению, требующий максимально возможной ограниченности территории, что позволяет населению оперативно реагировать на действия местной власти;
— принцип транспортной (пешеходной) доступности органов местного самоуправления для граждан в течение рабочего дня (может не применяться на территориях с низкой плотностью).
2.Противоположная тенденция — укрупнение самоуправляемых единиц, обеспечивающее на территории муниципального образования необходимый экономический потенциал, развитую инженерную и социальную инфраструктуры.
Другие авторы в дополнение к указанным выше принципам, определяющим тенденции изменения размеров территории муниципального образования, считают, что при установлении оптимальной территории должны быть соблюдены следующие принципы:
— принцип баланса субъекта и объекта управления — прежде чем определять территорию, необходимо четко представлять цели существования на ней органов власти и перспективы ее развития, полномочия местного самоуправления и возможности их осуществления в рамках предполагаемых границ;
— принцип минимизации уровня исполнения полномочий — полномочия по определенным предметам ведения должны исполняться на максимально близком к населению уровне власти, на котором можно обеспечить относительную замкнутость цикла оказания услуги;
— принцип учета целей и предметов ведения, которые выделены для органов местного самоуправления в данном субъекте Российской Федерации.
Использование на практике принципов формирования территории муниципального образования направлено на реализацию того потенциала, который имеется у органов местного самоуправления благодаря знанию местных условий и подконтрольности населению.
Б. Л. Межиров
Список литературы
Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ (с изм.).
Парахина В. Н., Галеев Е. В., Ганшина Л. Н. Муниципальное управление: учеб. пособие. — М.: КНОРУС, 2007.
Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. — Ростов н/Дону.: Феникс, 2010.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия