Принципы организации местного самоуправления

Найдено 1 определение
Принципы организации местного самоуправления
это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов. Принципы местного самоуправления предопределяют построение и функционирование муниципальной власти, раскрывают сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки, выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в Европейской хартии о местном самоуправлении (см. Европейская хартия местного самоуправления), которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран — членов Совета Европы. Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на положениях Европейской хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации.
Организация местного самоуправления осуществляется на основе следующих общепризнанных принципов:
1.Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Реализация этого принципа осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Самостоятельность муниципальных образований гарантируется в пределах законодательно установленных полномочий. Органам государственной власти запрещено вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, запрещается.
2.Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Принцип организационного обособления местного самоуправления призван обеспечить возможность муниципальным образованиям самим определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления должны определяться уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами. Законодательство не только обеспечивает защиту местного самоуправления от незаконного вмешательства государственных органов в деятельность органов местного самоуправления, но и устанавливает основы их тесного взаимодействия. Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти, реализуя отдельные государственные полномочия, а также осуществляя решения, принятые органами государственной власти, оказывая в соответствии с законом содействие государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне. Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления.
3.Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им полномочиям. Без реализации этого принципа невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.
4.Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Принцип ответственности призван обеспечить: эффективность осуществления местных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований; учет и защиту интересов населения муниципальных образований в деятельности органов местного самоуправления; тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления. Реализация данного принципа предполагает использование населением муниципальных образований различных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
5.Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации обусловлено: 1) федеративным устройством государства (к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления; в этих рамках субъекты Российской Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию организации местного самоуправления); 2) многонациональностью страны, самобытностью народов, особенностью исторических и местных традиций; 3) особенностями организации местного самоуправления на приграничных территориях, в закрытых административно-территориальных образованиях и в наукоградах; 4) правом муниципального образования самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления; 5) разнообразием типов муниципальных образований.
6.Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Конституция Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления. Реализация принципа соблюдения прав и свобод человека обеспечивается прежде всего муниципальной деятельностью по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Эти вопросы охватывают основные сферы местной жизни: образования, здравоохранения, жилищно-коммунальную, землепользования, торгового, бытового, транспортного и других видов обслуживания населения. Успешно и эффективно реализуя свои функции в этих сферах местной жизни, органы местного самоуправления способствуют осуществлению важнейших социально-экономических прав и свобод граждан.
7.Законность в организации и деятельности местного самоуправления. Реализация принципа законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе и в рамках закона. Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на ограничение законодательно гарантированных прав местного самоуправления. Соблюдение законности в системе местного самоуправления обеспечивает государство, осуществляя соответствующий контроль.
8.Гласность деятельности местного самоуправления. Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения: о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления, о содержании принимаемых ими решений. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их обнародования.
9.Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления. Коллегиальность в деятельности представительного органа местного самоуправления проявляется в том, что: 1) данный орган является коллегиальным, его численный состав определяется уставом муниципального образования; 2) решения принимаются в коллегиальном порядке; 3) создаются необходимые условия депутатам представительного органа для их активного и конструктивного участия в подготовке и принятии решений. Уставы муниципальных образований закрепляют организационно-правовые гарантии коллегиальности принятия данными органами решений: требования кворума, необходимого для работы представительного органа и принятия решения. Принцип единоначалия, на основе которого может быть построена деятельность органов местного самоуправления, допускает возможность использования и коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этих органов, выработке решений по наиболее важным вопросам управления местной жизнью.
10.Государственная гарантия местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти. Конституция Российской Федерации, законодательство о местном самоуправлении обеспечивают судебную защиту прав местного самоуправления, устанавливают запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
З. А. Алиева
Список литературы
Европейская хартия местного самоуправления. — Страсбург, 15.10.1985. Конституция Российской Федерации от
12.12.1993 г.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.№ 131-ФЗ (с изм.).
Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. — М.: Юристъ, 1997.

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Реклама